oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Кассовое оборудование: Self-Checkout в ожидании светлого будущего

Кассовое оборудование: Self-Checkout в ожидании светлого будущего

Самым значимым направлением развития кассового оборудования для торговых сетей стали системы самообслуживания (Self-Checkout).  Новые технологии несут массу преимуществ для ритейлера и покупателя, но их активному внедрению препятствует целый комплекс преград, включая неготовность многих покупателей к инновационным методам совершения покупок. 

Предприятия торговли и общественного питания заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно обслуживать клиентов. На уровень обслуживания позитивно влияет автоматизация рабочего места – за несколько десятилетий пройден путь от механических контрольно-кассовых машин до сложных комплексов с компьютерным управлением. В последние 15 лет в мире развиваются технологии самообслуживания, которые позволяют и вовсе отказаться от труда кассира.

Современный уровень

Для многих торговых точек в России, прежде всего небольших региональных магазинов, самым распространенным вариантом оборудования до сих пор выступает электронное кассовое устройство. В случае, если в компании развиты средства автоматизации, самым востребованным вариантом выступает наличие сканера штрих-кодов, фискального принтера и персонального компьютера.

Как правило, уровень автоматизации торговой сети, включая оборудование рабочего места кассира, зависит от размеров ритейлера, а также от его типа. «Чем больше ритейлер, тем сложнее система автоматизации, в общей стоимости которой доля собственно кассового оборудования теряется, - отмечает Владимир Канин, основатель и генеральный директор Pay-Me (сервис мобильного эквайринга. - Чем дороже продаваемый товар в мелкой точке (условно - в рублях на квадратный метр площади магазина), тем вероятнее использование штрих-кодирования, карточного терминала и фискального принтера вместо простой автономной кассы».

«Основные тренды заключаются в стремлении облегчить работу пользователей оборудования – оно становится легче, тоньше, и, конечно, набирает оборот использование беспроводных технологий», - говорит Юлия Федоришина, основатель семейного ресторана и арт-студии «Рибамбель».

Все большую популярность в связи с развитием технологий получают POS-терминалы, выполненные в форме моноблока с сенсорным дисплеем. Ожидается, что уже в ближайшее время в качествеPOS-терминала будут использоваться планшеты iPad со специальным ПО – вначале их возьмут на вооружение премиальные бутики, постепенно на них перейдут и более массовые форматы торговли.

Специалисты компании MAYKOR, которая обслуживает оборудование, входящее в комплект автоматизированного рабочего места (АРМ) кассира-операциониста (включая сканеры, POS-терминалы и программное обеспечение), отмечают, что среди ритейлеров появляются запросы на техподдержку кассовых устройств с возможностью использования технологий беспроводной высокочастотной связи NFC и оплаты покупок без традиционного участия кассира (системы самообслуживания Self Checkout, SCO).

Также некоторые предприятия уже интересуются оборудованием со встроенным клиентским считывателем, которое позволяет покупателям без участия кассира использовать карты лояльности, сканировать скидочные коды с экранов смартфонов и т.д. Но таких запросов пока мало, поскольку большинство розничных компаний ориентируются на привычное оборудование.

Очевидный тренд

Развитие систем самообслуживания - один из главных мировых трендов в ритейле. Подобные решения обеспечивают повышение пропускной способности магазина, увеличивают продажи за счет сокращения "брошенных" корзин, сокращают фонда оплаты труда (необходимо меньше сотрудников, а значит, меньше зависимость от текучки кадров). Кроме того, Self Checkout позволяет сократить площадь кассовой зоны магазина, сократить возможности для мошенничества со стороны персонала. Благодаря этим системам ритейлер может рассчитывать на повышение лояльности покупателей: многих раздражают очереди, которые благодаря новым технологиям если не исчезают, то резко сокращаются. Кроме того, ряду покупателей предпочтительнее общаться с машиной, чем с живым кассиром. «Среди клиентов магазинов становится все больше людей, предпочитающих общению с кассиром общение с машиной», - отмечает Владимир Волков, вице-президент по работе с ключевыми клиентами MAYKOR.

В рамках проекта внедрения Self Checkout проводится интеграция соответствующего программного обеспечения с кассовым софтом, с бэк-офисной системой ритейлера, с системами лояльности. Кроме того, необходимо адаптировать работу всего комплекса к бизнес-процессам ритейлера, то есть провести кастомизацию системы SCO.

Как считают специалисты в области автоматизации торговли, в условиях перехода от экстенсивной модели развития сетевого ритейла к интенсивной применение технологии SCO способно обеспечить конкурентные преимущества и принести дополнительный экономический эффект на существующих торговых площадях. Розничная сеть таким образом может увеличить долю рынка без открытия новых магазинов - за счет Self Checkout расширяется пропускная способность существующих магазинов и обеспечивается приток новых покупателей.

Часто звучат опасения, что с началом применения SCO может повыситься воровство. Но мировая практика показывает, что уровень краж и потерь снижается. Как правило, основная причина хищений — злоупотребления персонала сетей. Например, при фасовке весового товара случается преднамеренный недовес – наклеивается этикетка с большим весом. Но система Self Checkout проводит контроль, так как в ней заложены параметры эталонных весов: после считывания штрих-кода расхождения "всплывают"и можно выявить источник злоупотреблений.

Западные торговые сети получили первый опыт работы с решениями Self Checkout еще во второй половине 90-х годов, и уже около 10 лет идет активное внедрение соответствующих технологий. По данным компании RBR, в 2012 г. количество установленных по всему миру терминалов SCO составило 170 тыс., а к 2018 г., как ожидается, превысит 320 тыс.

Первые шаги в России

Несколько лет назад системы самообслуживания стали проникать и в российский ритейл. Французская сеть Auchan, обладая большим опытом работы с SCO, решила применить его в дискаунтере «Радуга» (региональный формат продуктового гипермаркета). Системным интегратором выступила компании «Пилот». В торговом зале кассовая линейка заменена терминалами самообслуживания, построенными на базе Fujitsu TP-X. Система самообслуживания включает в себя станцию сканирования товаров и станцию оплаты. Все решение построено на базе оборудования Fujitsu. Проходная система безопасности построена на оборудовании компании "Ванцль-МАВИ".Основная функция станции сканирования – идентификация покупаемого товара и формирование уникального штрих-кода покупки для расчета покупателя с магазином. Станция оплаты необходима для непосредственного расчета покупателем за приобретаемые продукты. Оплата товара происходит через купюроприемник. Аппарат выдает сдачу.

Самым большим в России опытом внедрения «селф-чекаутов» на сегодня обладает компания France Informatique & Technologie (FIT). За два прошедших года компания FIT осуществила интеграцию с двумя ведущими поставщиками технологии SCO в мире — NCR и Fujitsu - и, по собственным оценкам, лидирует среди российских компаний по количеству установленных в России «селф-чекаутов». Первый проект с участием FIT стартовал в 2012 г. в столичной сети «Магнолия», где на сегодняшний день установлено 34 системы Self-Checkout в 21 магазине. Новый проект был запущен в конце 2013 г. в Нижнем Новгороде в двух супермаркетах сети Seven, где было установлено шесть устройств кассового самообслуживания.


Кассы самообслуживания также использует сеть гипермаркетов «Глобус». «Сегодня в 4 из 7 гипермаркетов установлены терминалы самообслуживания, и их популярность среди покупателей постоянно растет», - сообщил CNews руководитель отдела кассовых систем компании «Гиперглобус» Денис Россошанский. По его словам, все новые гипермаркеты, которые будут открыты в ближайшее время (Тверь – апрель 2014 г., Электросталь – ноябрь 2014 г., Тула – март 2015 г. и т.д. ), будут оснащены терминалами самообслуживания.

«До недавнего времени во всем мире бытовало мнение, что использование SCO целесообразно только в больших форматах (гипермаркетах), - рассказывает Елена Кудрина, исполнительный директор компании FIT. - Но современные «селф-чекауты» более компактные, эргономичные, удобные для использования и занимают значительно меньше места, чем классическая кассовая линейка. Поэтому сейчас набирает обороты новый тренд: применение SCO в магазинах у дома. В некоторых магазинах они заменяют практически всю кассовую линейку из-за дефицита места для размещения кассовой зоны».

Тормозящие факторы

На пути развития Self Checkout в России стоят целый ряд факторов – экономические, законодательные, психологические и т.д. Юлия Федоришина главными препятствиями называет инертность многих людей, страх перед всем новым и его психологическое отторжение.

По мнению Владимира Канина, ограничителями в развитии новых кассовых технологий являются архаичность законодательства, чрезмерная зарегулированность в области применения контрольно-кассовой техники, монополизм производителей оборудования. «До сих пор пользователи касс обременены обязанностью ежегодно менять бессмысленное дорогостоящее шифрующее устройство - защищенную электронную контрольную ленту, практической пользы от которой нет ни государству, ни ритейлерам», - напоминает эксперт.

Денис Россошанский обращает внимание на то, что внедрение новых технологий и оборудования требует для России, так как все инновации приходят к нам с Запада. Локализация включает в себя как перевод на русский язык, так и адаптацию продуктов, если это машины по приему купюр и монет, к российскому законодательству. «Это всегда связано с большими расходами, и практически всегда «первый» клиент оплачивает большую часть этих работ, испытывая на себе все ошибки некорректной локализации и работы продукта, - подчеркивает представитель сети «Глобус». –Но в результате для последующих клиентов продукт становится более доступным и стабильным в работе».

Тем не менее, большинство экспертов соглашаются: за системами Self Checkout большое будущее российского ритейла. По мере проникновения этих решений и восприятия их покупателями инвестиции будут окупаться быстрее. Постепенно внедрение технологии SCO станет восприниматься не в качестве имиджевой инициативы, а как ответственный проект трансформации бизнеса и повышения его эффективности с осязаемыми KPI.

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора