oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

ИТ в ритейле: основные тренды-2013

ИТ в ритейле: основные тренды-2013

Прошедший 2013 г. не принес в российский ритейл неожиданных решений и инноваций. Розничные сети были озабочены развитием мультиканальных и мобильных продаж и очень осторожно относились к технологиям, требующим серьезных вложений и значительной перестройки существующих бизнес-процессов.

Прошедший 2013 г. не стал для российского ритейла особенным. Розничные предприятия продолжали решать текущие задачи, сформировавшиеся в пост-кризисный период. Основными из них, по-прежнему, являются удержание клиентов путем повышения качества их обслуживания, снижение издержек бизнеса за счет обеспечения прозрачности и контроля бизнес-процессов как в компании в целом, так и в каждом отдельном торговом предприятии, а также рост прибыли.

От привычной розницы к мультиканальности

По-прежнему популярным остается тренд на мультиканальность продаж. Крупные торговые сети запускают интернет-магазины как дополнение к уже имеющемуся розничному бизнесу. Подобные решения были реализованы в сетях Media Markt, «М.Видео» и «Эльдорадо». При этом если «М.Видео» пошел по пути создания точек выдачи товаров, заказанных покупателями в сети, то «Эльдорадо» интегрировал в одном месте точку выдачи и офлайн-магазин с собственным складом.

«Постепенно мультиканальность перестает быть экзотикой, все больше проникает в жизнь концепция OMNI-channel — универсального канала с единым подходом к торговле, унифицированным уровнем сервиса, общим ассортиментом и базой данных о клиентах, с одинаковыми ценами, вариантами оплаты и доставки», - комментирует Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг».

Создание OMNI-зон уже доказало свою эффективность. Например, по словам Юрия Сафронова, директора по информационным технологиям компании "Белый Ветер", «уже сейчас это приносит компании больше 5% от выручки, а если считать с самовывозами, то больше 10%, что является существенной частью нашего бизнеса. На протяжении всего прошлого года мы наблюдали ежемесячный рост по данному направлению. Результат превзошел наши первоначальные ожидания, мы очень довольны текущим трендом и будем продолжать активно развивать это направление».

Мобильность и социальность

Не обошел стороной ритейл и другой популярный тренд – мобильность. С той лишь небольшой разницей, что в этой сфере он имеет большую социальную направленность и ориентирован на прямое общение с покупателем. «Если раньше был обязателен физический контакт с продавцом (People to People), то сейчас все можно сделать через свое мобильное устройство (People to Machine). Но поскольку человек существо все же социальное, то я думаю, что будет перспективно направление, которое я называю People to Mobile People (P2MP) - это когда клиент сможет обратиться к любому продавцу в торговой сети, к социальному сообществу, которому интересен тот же товар или которое является по нему экспертом», - говорит Юрий Сафронов.

Вообще, развитие web- и мобильных технологий является для ритейлеров «палкой о двух концах». С одной стороны, таким образом они могут существенно расширить каналы сбыта своей продукции, отслеживать поведение пользователя на сайте, анализировать его предпочтения и затем предлагать именно то, что его интересует.

С другой стороны, любой человек теперь может без труда сравнивать предложения различных ритейлеров, получать подробную информацию как о товаре, так и о его продавце, знакомиться с отзывами других покупателей. И это заставляет розничные сети искать новые пути повышения собственной конкурентоспособности. «На первый план выходит качество информации о товарах, которую предоставляет компания-продавец, и если раньше это касалось в первую очередь сложной техники, то сейчас это распространяется и на фэшн, спортивный инвентарь и другие группы товаров, которые традиционно считались более «простыми», - рассказывает Дмитрий Майоров, руководитель направления «Торговые сети», группа компаний CUSTIS. - Современный покупатель хочет знать, из каких материалов и по какой технологии сделана куртка, которую он покупает, какие температуры она выдерживает и в чем ее преимущества перед другими аналогичными — в общем, очень и очень многое. И кроме подробного и интересного описания товаров в онлайне, торговым компаниям очень важно научиться «связывать» товары в торговом зале с их «веб-версиями». Покупатель должен иметь возможность убедиться, что телевизор, который стоит перед ним в магазине, — именно тот, о котором он читал в интернете, что он обладает всеми характеристиками, которые ему важны. Умение предоставлять такую информацию становится конкурентным преимуществом, и это актуальная задача для торговых компаний на ближайшие несколько лет».

Инновационность

К инновациям как средству повышения конкурентоспособности бизнеса российские розничные сети до сих пор относятся с осторожностью. В прошедшем году стало известно о нескольких проектах перехода к кассам Self-Checkout. Это 4 кассы в магазинах «Перекресток» и «Карусель» в Москве, 1 магазин сети «Командор» в Красноярске и по 1 супермаркету «Лэнд» и «Улыбка Радуги» в Санкт-Петербурге, 6 касс Self-Checkout в 2 супермаркетах сети SEVEN (Нижний Новгород). В 2013 году продолжено развитие проекта внедрения технологии кассового самообслуживания в столичной сети «Магнолия», где сейчас установлено 34 селф-чекаута в 22 магазинах.

Появилась информация о завершении тестирования RFID в «Магазине Будущего» X5 Retail Group в мае 2013 г. Проект создания такого магазина реализуется ритейлером совместно с Роснано и «Ситроникс» уже несколько лет. Несмотря на завершение тестовых испытаний, информации о коммерческом внедрении этой технологии пока не поступало. Вместо этого в «Магазине Будущего» запустили новый проект – «Цепочка поставок будущего», также основанный на технологии RFID.

Тем не менее, по словам Натальи Гуровой, директора практики Non-Food Retail, Columbus Россия и СНГ, интерес к технологиям магазина будущего, подразумевающего широкое использование касс самообслуживания, виртуальных витрин, электронных ценников, средств бесконтактной оплаты, видео-аналитики и других инновационных ИТ-продуктов, постепенно растет. «Сейчас оборудование постепенно дешевеет, и торговые компании начинают внимательнее к нему присматриваться, а некоторые даже решаются опробовать в тестовом режиме», - соглашается с ней Дмитрий Майоров. Например, о намерении внедрить кассы Self-Chechout в торговой сети “О’Кей» рассказал Сергей Козырь, директор по информационным технологиям компании.

Большие данные и облака

В информационных системах крупной современной торговой сети находится огромное количество разнородной информации, обработка которой могла бы стать чрезвычайно полезной для бизнеса. Однако технологии Big Data пока не слишком популярны у российского ритейла. «Я пока не знаю ни одного ритейлера, который бы использовал «большие» данные вживую, - говорит Сергей Козырь. - Наверное, Big Data в первую очередь будет интересна маркетингу, а не топ-менеджерам компании. Однако проблема здесь заключается в том, чтобы оперативно структурировать полученную информацию и успеть ею воспользоваться».

Не торопится российская розница и передавать свои информационные ресурсы на аутсорсинг в сторонние ЦОДы. На сегодняшний день крупные проекты в этой сфере можно пересчитать по пальцам, и с ближайшие годы ситуация вряд ли изменится коренным образом. Однако удобство и эффективность собственных виртуальных ресурсов многие заказчики уже оценили в полной мере. «В связи с активным развитием нашей компании в регионах и ближнем зарубежье, мы должны рационально подходить к организации удаленных офисов и их связи с головными офисами. Внедрение облачных технологий позволит нам ощутимо сократить затраты на приобретение серверного оборудования, необходимого для деятельности офисов, и в тоже время обеспечить комфортную деятельность сотрудников при работе с данными», - говорит Андрей Суворов, ИТ-директор Вlesk InCare.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора