oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2018

ИТ в ритейле: итоги 2017 года и перспективы развития
Источник фото photogenica.ru

ИТ в ритейле: итоги 2017 года и перспективы развития

Ритейл остается самой инновационной отраслью российской экономики. Именно здесь получают первое признание самые передовые, а часто даже фантастические решения и технологии – искусственный интеллект, виртуальная реальность, интернет вещей и многое другое. Не последнюю роль в этом процессе играет государство, которое фактически заставляет торговые предприятия переходить на новые, современные методы работы.

Прошлогоднее падение рынка розничной торговли (на 5,2% по итогам 2016 г.) в текущем году сменилось небольшим, но все-таки ростом. По итогам 2017 г. российский ритейл вырос на 1,2% до p29,8 трлн, сообщает Росстат. 48,2% этого объема приходится на продажу пищевых продуктов, 51,8% – непродовольственных товаров.

Государство диктует правила

Наметившийся положительный тренд привел к оживлению в сфере информатизации ритейла. Не последнюю роль в этом процессе играет государство. Достаточно вспомнить два наиболее громких проекта последних лет – внедрение ЕГАИС и онлайн-касс. Благодаря им торговые предприятия начали массово переходить от примитивных кассовых аппаратов к современной контрольно-кассовой технике. Продолжением стало уже стартовавшее в России чипирование меховой продукции, маркировка лекарственных средств, древесины и табачной продукции. «Массовый переход на онлайн-кассы в соответствии с требованиями 54-ФЗ, который стартовал в 2017 году, привел к тому, что даже у представителей малого ритейла появились технические возможности для автоматизации торговли, накопления статистики продаж и использования агрегированной информации для развития бизнеса, – комментирует Василий Скрынский, вице-президент по работе с ключевыми клиентами Maykor. – В связи с этим, в сегменте малого ритейла начал формироваться спрос на BI-решения, которые ранее были востребованы только крупными игроками рынка».

Летом 2018 г. начнется эксперимент по маркировке продаваемой в России обуви. На коробке кроме привычного штрих-кода появится QR-код с индивидуальным номером каждый пары, который присваивается в момент отгрузки с производства. В проекте будут принимать участие не только производители, но и дистрибьюторы продукции.

Параллельно стартует и эксперимент по маркировке изделий из драгоценных металлов, он продлится с 1 июля по 1 ноября 2018 г. Предполагается, что на ювелирных изделиях будет размещена нанометка, настолько маленькая, что она не повлияет на потребительские свойства драгоценного камня, так как ее невозможно будет увидеть без специального оборудования.

Кроме того, до 2024 г. Россия планирует развернуть масштабную систему контроля оборота товаров. Разработка концепции по созданию системы маркировки товаров идентификационными (контрольными) знаками поручена Минпромторгу, Минфину, ФНС, ФТС и ФСБ. Планируется, что такая система будет интегрирована с «единым кассовым чеком» автоматизированных систем контроля ФНС, таможенными базами данных, а в перспективе и с данными электронных платежных систем.

Не только онлайн-кассы

Еще недавно торговые предприятия по большей части были озабочены исключительно внедрением онлайн-касс. Теперь у них появилась возможность заняться и другими актуальными для бизнеса проблемами. Тем более, что ритейл привык быть в авангарде всех технологических трендов. На сегодняшний день речь идет о максимальной диджитализации или цифровизации рынка. Что применительно к ритейлу означает, в первую очередь, расширение каналов продаж. На рынке уже практически не осталось крупных и средних ритейлеров, не имеющих интернет-магазинов. За последний год появилась возможность приобрести в режиме онлайн товары в «Мираторг» и IKEA, мультики в «Союзмультфильме», дизайнерскую одежду на УАЗе и оружие в «Калашникове». Большинство уже существующих онлайн-магазинов усиленно продвигают мобильные приложения, предлагают множество вариантов сделать покупку максимально удобной для клиента.

Однако это не значит, что время традиционной розницы постепенно проходит. «Раньше крупные торговые сети активно расширяли свое онлайн-присутствие, однако в последние несколько лет наметился обратный тренд — традиционные интернет-площадки, такие так AliExpress, осваивают офлайн-пространство и открывают шоу-румы, – говорит Максим Михалев, директор по развитию бизнеса группы компаний CUSTIS. – Главный вызов, который стоит перед большинством ритейлеров, — обеспечить бесшовный переход пользователя с одного канала коммуникации на другой в режиме реального времени».

Вторая задача ритейлеров – удержание уже существующих и привлечение новых клиентов. Технологическая основа для ее решения – сбор максимально возможного количества информации о клиентском опыте, ее анализ (большие данные) и формирование программ лояльности, запуск промоакций, помогающих увеличить продажи. Важная составляющая этого процесса – идентификация покупателя. Идентифицировать покупателя сегодня могут уже многие торговые сети: получить информацию с карты лояльности, узнать историю его заказов, а затем предложить индивидуальные скидки. «Но персонализация идет дальше, и теперь все более востребованными становятся технологии идентификации потока посетителей, – говорит Василий Скрынский. – Подобные решения помогут понять, кто пришел в магазин, каков его маршрут продвижения по торговой точке и, следовательно, сопровождать конкретного посетителя в интерактивном режиме на протяжении всего процесса выбора, причем зачастую даже без привлечения персонала магазина».

Еще одна важная задача – автоматизация вспомогательных бизнес-процессов, которая повысит эффективность работы и сократит затраты. «Речь идет о прогнозировании спроса и автоматизированном заказе товаров, а также об управлении ценообразованием, – уточняет Александр Заржецкий, руководитель дирекции реализации интеграционных проектов «1С-Рарус». – Основная цель таких проектов – использование накопленных данных и математических систем расчета для исключения ошибок и сокращение трудозатрат. Желаемый результат – оптимизация ассортимента и объема товарных запасов, минимизация списаний и возвратов, эффективное регулирование объемов продаж за счет грамотного ценообразования».

Наиболее продвинутые ритейлеры делают первые шаги навстречу технологиям искусственного интеллекта. Например, на Avito внедрена технология распознавания товаров по фотографии. На первом этапе она использовалась на стадии модерации для того, чтобы не допустить размещения объявлений о продаже запрещенных товаров. Недавно появилась возможность найти на сайте необходимый товар по его фотографии. Активно развивается направление чат- и промо-ботов, помогающих клиенту сделать покупку, даже не заходя на сайт магазина. В одном только Facebook число таких ботов уже перевалило за 10 000. «Социальные сети, современные мессенджеры уже являются не просто источником информации о пользователе и витриной для рекламы, но становятся полноценным каналом продаж, – говорит Павел Николашин, начальник отдела по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли «Инфосистемы Джет». – Внедрение технических средств, позволяющих эффективно использовать такие каналы и лучше понимать своего покупателя – безусловный тренд».

«Прошедший год обогатил отрасль трендами на использование решений из области искусственного интеллекта и машинного обучения, решения в этих областях вызывают неподдельный интерес, особенно в процессах, связанных с HR, маркетингом, лояльностью, повышением среднего чека через специальные предложения. Здесь уже можно увидеть и пилотные проекты, и работающие решения с позитивной оценкой бизнесом», – продолжает Ирина Ратина, вице-президент по работе с ИТ-компаниями Российской ассоциации экспертов рынка ритейла.

Не утихают страсти вокруг «умных» магазинов. И если новостей о судьбе «Перекрестка», который должен был стать образцом для подражания, в прошедшем году не поступало, то отдельные «умные» вещи в ритейле уже используются. В том числе и благодаря государству, поэтапно внедряющему систему маркировки множества товаров, например, алкоголя или шуб. Отсканировав штрих-код на их этикетке, покупатель может узнать, где, когда и кем был произведен этот товар.

Также ритейлеры активно внедряют интернет вещей в различные виды хозяйственной деятельности. «Например, установка интеллектуальных датчиков температуры и влажности практикуется представителями розничных сетей уже не первый год. В то же время, ритейлеры все чаще выбирают ультра-инновационные решения, например, проводят масштабную интеграцию smart-девайсов покупателя, включая мобильные устройства, с экосистемой магазина», – рассказывает Василий Скрынский.

В конце 2017 г. «Лента» анонсировала появление в семи своих магазинах роботов, которые будут сами передвигаться по торговому залу и знакомить покупателей с акциями и скидками на товары, показывать новинки. «Новые сотрудники» ритейлера обладают функцией распознавания лиц, смогут запоминать постоянных клиентов и находить к ним индивидуальный подход.

Медленно, но верно завоевывают рынок ритейла технологии виртуальной реальности. В конце 2017 г. первые «виртуальные» магазины в России запустил AliExpress. Крупнейших китайский интернет-ритейлер разметил на улицах и в торговых центрах специальные метки с QR-кодами, при наведении на которые смартфона или планшета на экране появляются полки с товарами. Эти товары можно внимательно рассмотреть и приобрести с помощью виртуального консультанта.

Ритейлеры всех масштабов активно переходят в облака. Особенно востребован в России их гибридный вариант, когда часть информационных ресурсов заказчика расположена на локальных мощностях, а часть – в облаке. Это позволяет существенно сократить затраты, повысить безопасность и сделать ИТ-инфраструктуру более гибкой – например, перераспределять ее в период пиковых нагрузок.

Широкое распространение в 2017 г. получили и технологии бесконтактной оплаты. NFC-платежи сегодня доступны практически повсеместно.

Одним из трендовых направлений становится использование возможностей больших данных совместно с методами предиктивной аналитики. «Автоматизация сбора и обработки значительных объемов информации позволит ритейлерам правильно интерпретировать различные аспекты поведения покупателей, грамотно выстраивать процессы закупки товара и его распределения на складах и в магазинах, отслеживать нестандартное поведение сотрудников для предупреждения мошеннических действий», – комментирует Максим Михалев.

«Затраты на ремонт оборудования в торговых точках зачастую слишком существенны ввиду простоя техники, а потому все чаще ритейлеры используют датчики, сенсоры, систему проактивного мониторинга и другие решения для сбора актуальной информации о состоянии оборудования в режиме реального времени», – продолжает Василий Скрынский. Анализ полученной информации позволяет сформировать заявку на необходимый сервис: от штатного обслуживания до инцидента. Также технологии дают возможность накапливать информацию, которая в будущем поможет подготовить научно обоснованные модели для предсказаний самого широкого спектра: от прогнозирования остатков на полке к концу любого отчетного периода до формирования подсказок для консультанта магазина о предпочтениях посетителя на основе анализа его профиля.

По словам Ирины Ратиной, существенным отличием от трендов прошлых лет является рост заказной разработки в сетях. Кроме того, ритейлеры уделяют много внимания кибербезопасности: об этом свидетельствует широкая дискуссия, вышедшая за рамки ответственности отделов безопасности, в бизнес. «Компании осознают, что тренды использования искусственного интеллекта, машинного обучения, больших данных и стремления к созданию распределенных решений требуют от них нового подхода к безопасности. Уровень технологических угроз не просто возрос, он трансформировался. Технологии будущего интересны ритейлу ровно до той поры, пока управление их компаниями принадлежит им самим. «Существует также сильный тренд на коалиции между ритейлерами и поставщиками или логистами, на стыке которого возникают новые интересные ИТ- сервисы», – отмечает эксперт.

«Традиционно наибольшим спросом пользуются решения, позволяющие сэкономить время или деньги. И не важно, что вы экономите: ФОП, CAPEX или OPEX, – продолжает Павел Николашин. – Это может быть автоматизация процессов, замена технических решений на более современные или смена парадигмы инсорсинга/аутсорсинга в связи с возникновением новых задач».

Очевидно, что все сказанное выше имеет отношение по большой части к крупным и средним сетевым магазинам. «Как представитель компании, которая работает и с федеральными торговыми сетями, и с небольшими локальными игроками, отмечу колоссальный разрыв в уровне автоматизации между лидерами и аутсайдерами рынка, – рассказывает Александр Заржецкий. – Пока передовые ритейлеры обсуждают внедрение технологий блокчейна и машинного обучения, многие компании до сих пор не могут решить вопрос товароучета и организации бесперебойных продаж».

Тем не менее, всеобщая цифровизация да еще и при наличии стимулов со стороны государства не могла не сказаться и на небольших розничных предприятиях. «Благодаря госрегулированию и особенно процессу внедрения онлайн-касс, на рынке бурно развиваются и небольшие, нишевые сети. Здесь картина трендов выглядит абсолютно иначе, – говорит Ирина Ратина. – Во-первых, стоит задача попросту навести порядок в учете, поэтому мы видим усиленный интерес к базовым транзакционным решениям. Во-вторых, эти сети формируют спрос на кассовые решения all-in-one, включающие в себя не только панель продавца, но и интерфейс к покупателю магазина».

Что происходит с онлайн-ритейлом

По мнению аналитиков инвестбанка UBS, в 2018-2022 гг. темпы роста российского рынка онлайн-торговли снизятся до 15,4%, в то время как в 2010-2017 гг. он рос в среднем на 23,3% в год. К концу 2021 г. электронная коммерция будет занимать 6,5% совокупного рынка розничной торговли России. Если в предыдущие годы этот сегмент рос в основном благодаря продаже непродовольственных товаров, то на протяжении следующих 5 лет его драйвером станет доставка еды.

Согласно данным АКИТ, по итогам 2017 г. российский рынок e-commerce превысил p1,1 трлн. При этом около 37% (p410 млрд) приходится на трансграничные продажи. Основные риски развития e-commerce в России связаны с высоким уровнем проникновения зарубежных игроков, в особенности AliExpress, уверены в ассоциации. АКИТ активно продвигает идею снижения порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов и предлагает ввести для них дополнительный налог в размере 15,25% от конечной цены товара. Также в представленной организацией в Минпромторг стратегии развития электронной торговли до 2025 г. содержатся предложения заняться регулированием деятельности агрегаторов, принять закон об онлайн-торговле, создать небанковскую платежную систему для B2B, развивать логистическую инфраструктуру и разработать лингвистические сервисы для привлечения зарубежных покупателей.

Противники законопроекта считают, что развитию российской интернет-торговли мешают не зарубежные конкуренты, а неэффективная реклама, неправильный расчет стоимости товара и доставки, несовершенные сервис и логистика. К решению проблем логистики в онлайн-торговле активно подключаются крупнейшие компании страны. Например, «Почта России» создала собственный магазин «Почта Маркет», который готов доставить любой товар в любой российский регион не дороже чем за p399. Сбербанк инвестирует в e-commerce-проект на базе «Яндекс.Маркета», что позволит увеличить количество безопасных способов оплаты покупок и даже продавать в кредит.

Среди основных трендов этого рынка – улучшение сервиса, в том числе сокращение скорости доставки путем расширения числа пунктов выдачи и внедрения постаматов, создание оригинального контента, использование искусственного интеллекта для обработки данных клиента и формирования персонализированных предложений. 

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора