oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2016

Роман Алексеев

Роман Алексеев:
Фокус сместился с экспансии на эффективность, но ИТ остаются ключевым инструментом изменений

О новых приоритетах в автоматизации торговых сетей, способах повышения эффективности операционной деятельности и о том, почему модные решения для ритейла еще не получили массового распространения в российских магазинах, в интервью CNews рассказал Роман Алексеев, руководитель портфеля проектов направления «Торговые сети» группы компаний CUSTIS.

CNews: Каким был 2015 год для российского рынка ИТ в ритейле? Как изменились ИТ-бюджеты торговых компаний?

Роман Алексеев: Год был довольно тяжелым, особенно для компаний-импортеров. ИТ-бюджеты, конечно, сократились, однако в рублевом выражении не кардинально — максимум на 10–20%. Ритейлеры понимают, что ИТ сегодня — один из основных способов повышения эффективности и драйвер развития бизнеса, поэтому мало кто готов масштабно сворачивать проекты. Сокращения же в основном происходят за счет отказа от неприоритетных задач — их откладывают на лучшие времена.

Многие торговые компании еще в конце 2014 — начале 2015 года в срочном порядке пересмотрели свои текущие бизнес- и ИТ-задачи, проанализировали операционную деятельность на предмет поиска точек повышения эффективности, изучили возможности для удержания и привлечения новых покупателей. Исходя из этого были сформированы портфели наиболее приоритетных проектов. При этом в текущих условиях на первое место вышли задачи, которые в годы бурного развития и экспансии были неактуальны или до которых не доходили руки.

CNews: Какие ИТ-задачи стали приоритетными в условиях кризиса, а от каких ритейлерам пришлось отказаться?

Роман Алексеев: Фокус сместился с экспансии на эффективность, и здесь можно выделить два основных направления работы: повышение качества использования ресурсов торговых компаний — прозрачность контроля и управления, эффективность использования площадей магазинов, качество распределения задач линейного персонала и планирования всех аспектов деятельности от закупок до продаж. А второе — это сокращение валютных расходов на инфраструктуру, в том числе на вендорское ПО, за счет перехода на Open Source продукты или российские аналоги.

Соответственно, на ИТ-проекты, нацеленные на повышение продуктивности и результативности, бюджеты не только не уменьшаются, но и зачастую увеличиваются — торговые компании заинтересованы в их быстрой и качественной реализации.

CNews: Что предлагает ваша компания ритейлерам? Расскажите о наиболее интересных проектах прошедшего года.

Роман Алексеев: В соответствии с запросами рынка мы предлагаем как инструменты обеспечения эффективности текущих операций, так и решения для привлечения новых клиентов и повышения качества обслуживания. К первым относятся, например, системы планирования и оптимизации ресурсов складской и транспортной логистики и инструменты для управления пополнением складов и магазинов. Что касается проектов, нацеленных на развитие конкурентных преимуществ, то здесь можно отметить растущий интерес заказчиков к омниканальности и внедрению мобильных технологий.


Роман Алексеев: На рынке растет спрос на гибкие, быстро кастомизируемые решения    

Среди успешных проектов, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, можно отметить проведенную нами в прошлом году автоматизацию процессов возвратной логистики в одной из крупнейших торговых сетей страны. Благодаря улучшению качества планирования логистических ресурсов и оптимизации использования торговых площадей нам удалось повысить управляемость этих процессов и снизить расходы ритейлера на их поддержку, уменьшить пиковые нагрузки на магазин и склад в периоды смены сезонных коллекций и обеспечить оперативную и своевременную замену товаров предыдущего сезона новыми.

Для сокращения валютных затрат торговых сетей также актуальны проекты по переходу на открытое ПО и отказ от услуг зарубежных подрядчиков в пользу российских. Пример текущего проекта такого рода — перевод одного из наших клиентов на использование Linux в качестве основной операционной системы для рабочих мест в магазинах с соответствующей адаптацией имеющегося ПО.

CNews: Изменились ли требования торговых компаний к ИТ-подрядчикам?

Роман Алексеев: В последние годы повысились требования бизнеса к ИТ в целом, не только к сторонним компаниям. Успешное сотрудничество и результативность проектов больше не возможны без глубокого понимания ИТ-специалистами текущей отраслевой ситуации и стратегии развития каждой конкретной компании. Топ-менеджмент интересует бизнес-смысл изменений и перспективы для развития, а не просто технические средства. Поэтому как внутренним ИТ-подразделениям, так и внешним подрядчикам нужна тесная интеграция с бизнесом, ответственная, самостоятельная и дальновидная позиция для реализации долгосрочной стратегии развития компаний.

Ключевая роль подрядчика в таких проектах заключается в привнесении лучших рыночных практик, широкой архитектурной, проектной и технологической экспертизы, кросс-отраслевых компетенций и опыта. Кроме того, привлечение внешнего технологического партнера часто является для компаний способом не только восполнить дефицит уникальных компетенций, но и увеличить масштабируемость проектных ресурсов.

Еще одна важная тенденция — рост спроса на гибкие решения, быстро кастомизируемые под конкретный бизнес- и ИТ-ландшафт. Вендорские продукты оптимальны для стандартных процессов, таких как бухгалтерия или документооборот. Но все большее число заказчиков осознает, что коробочные решения не подходят для автоматизации ключевых, конкурентных бизнес-процессов, которые в каждой компании уникальны. Конечно, искать альтернативы традиционным вендорам российские компании заставляет сегодня и стоимость валютных лицензий.

CNews: Как будет развиваться российский ритейл в ближайшие два-три года? Внедрение каких инноваций и технологий, по вашему мнению, будет актуально?

Роман Алексеев: Ключевой темой развития в ритейле по-прежнему останется омниканальность, хотя у участников рынка до сих пор нет единого представления о сути этой концепции. Стратегии внедрения омниканального подхода в разных компаниях существенно отличаются. В целом, суть омниканальности — в максимальной интеграции всех каналов взаимодействия с клиентом для обеспечения свободного перехода между ними даже в рамках одной покупки, а в перспективе — сбор и анализ всей доступной информации о клиентских потребностях и предпочтениях для персонализации предложений. Такой подход должен повысить Lifetime Value клиента, то есть совокупную прибыль торговой сети от взаимодействия с одним покупателем за все время сотрудничества с ним.

С технологической точки зрения для реализации концепции омниканальности ритейлерам придется пройти большой путь — от централизации инфраструктуры и доступа к различным ресурсам (единая ассортиментная и ценовая политика во всех каналах, сводная информация об остатках на складах и т.д.) до качественного освоения инструментов сбора и анализа клиентских данных, в том числе из внешних источников (социальных сетей, других магазинов и т. д.).

Если говорить о других технологиях, то сегодня уже никого не удивить разговорами об электронных ценниках, цифровых примерочных, кассах самообслуживания и мобильных принтерах для этикеток. Однако ритейлеры пока не торопятся массово их использовать и в основном ограничиваются экспериментами.  Где-то инновации сдерживаются высокой стоимостью внедрения, а где-то не до конца решены вопросы универсальности, надежности и безопасности. Так что технологии будут совершенствоваться, а ритейлеры сосредоточатся на поиске более легких и экономически выгодных решений.

Вернуться на главную страницу обзора