oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2016

Информатизация ритейла в кризис: «латание дыр» быстро и недорого
Источник фото photogenica.ru

Информатизация ритейла в кризис: «латание дыр» быстро и недорого

Российский рынок розничной торговли в 2015 г. сократился на 10%. Ритейлеры отказались от долгосрочных ИТ-проектов, но продолжили инвестировать в небольшие решения, способные принести пользу уже завтра. Среди них бизнес-аналитика, облака, мобильные технологии, программы лояльности, управление логистикой, ассортиментом и ценообразованием, оптимизация уже имеющейся ИТ-инфраструктуры.

Согласно данным Росстата, по итогам 2015 г. оборот розничной торговли в России составил p27 575,7 млрд против p26 356,2 млрд в 2014 г. В сопоставимых ценах (с учетом инфляции) в 2015 г. российский рынок розничной торговли сократился на 10%. На продовольственные товары, напитки и табак пришлось p13 410 млрд – в сопоставимых ценах этот сегмент в 2015 г. упал на 9,2%. Непродовольственных товаров было продано на p14 165,7 млрд – на 10,7% меньше, чем годом ранее в сопоставимых ценах. На сегмент общественного пития пришлось p1 293,4 млрд, что на 6% меньше, чем в 2014 г. в сопоставимых ценах.

Динамика оборота розничной торговли 2005–2015 гг., pмлрд

Источник: CNews по данным Росстата, 2016

Расходы ритейлеров на ИТ напрямую зависят от их прибыли и составляют в среднем около 1,5–2%. В 2015 г. существенное влияние на развитие рынка ИТ в ритейле также оказало снижение курса национальной валюты. Стоимость иностранного оборудования и ПО в рублях существенно увеличилась, а поскольку ИТ-бюджеты верстались заранее, исходя из прогнозов курса доллара, более оптимистичных, чем наступившая реальность, они оказались заметно меньше планируемых, что, разумеется, отразилось на структуре расходов.

Тем не менее говорить о том, что заказчики прекратили инвестировать в ИТ, рановато. Скорее они стали более детально просчитывать эффективность каждого проекта и тщательно выбирать его исполнителя. Опрошенные CNews эксперты отмечают, что сокращение затрат затронуло, в основном, долгие проекты с небыстрой окупаемостью и сложно прогнозируемой экономической эффективностью. «Активности по новым ИТ-решениям, которые не сулили быстрой экономической отдачи, были приостановлены, – рассказывает Виктор Новинский, начальник управления по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли «Инфосистемы Джет». – Тем не менее наши заказчики не прерывали уже идущие, в том числе и крупные, проекты – было эффективнее их завершить, нежели откладывать в долгий ящик».

Основной спрос был сосредоточен в области внедрения небольших решений, способных принести пользу уже завтра. «Компании осознают, что для того, чтобы оставаться наплаву и получать реальные конкурентные преимущества, необходимо оптимизировать структуру затрат, управление логистическими цепочками, увеличивать уровень клиентского сервиса, повышать лояльность посредством использования множества каналов коммуникации с покупателем и т.д., – продолжает Геннадий Тарантасов, руководитель направления «Ритейл» «Корус Консалтинг». – Бизнес понимает, что целесообразно инвестировать в эффективные инструменты, которые впоследствии помогут сохранить и увеличить прибыль компании, количество лояльных клиентов». Андрей Павлов, руководитель отдела продаж услуг и бизнес-решений компании «Системный софт», отмечает появление на рынке новых схем финансирования ИТ-проектов, например ИТ-лизинга: «Постепенно ИТ-департаменты ритейловых сетей учатся пользоваться этими инструментами».

Приоритеты не меняются

Что касается приоритетов ИТ-заказчиков от ритейла, то они мало изменились по сравнению с 2014 г. По прежнему востребованными остались проекты в области бизнес-аналитики, в том числе и поведенческой. «Торговые сети стали активно интересоваться поведением своих клиентов, их выбором. К примеру, формат гипермаркетов стал менее популярен, чем магазин у дома. Это вызвано тем, что покупатели стали избегать случайных покупок и начали делать упор на необходимые товары, чтобы сэкономить. И наоборот, часть бывших клиентов торговых сетей ушла на рынки или в магазины премиум-класса, недовольные изменением ассортимента и снижением качества товаров в привычных им сетях. Чтобы очень быстро реагировать на эти изменения, ритейл стал интересоваться действиями покупателей, появился спрос на такого рода решения», – рассказывает Андрей Павлов.

Активно внедрялись инструменты развития программ лояльности в сторону большей персонализации, сегментации, формирования индивидуальных предложений, а также ИТ-инструменты для планирования и реализации промо-кампаний, маркетинговых акций. По-прежнему в тренде мобильность как в области взаимодействия с клиентами, так и при организации работы сотрудников торговых точек.

ИТ-проекты в ритейле в 2015–2016 гг.

Заказчик Исполнитель Решение Проект Сроки реализации
diHouse SAP СНГ SAP Hybris Создание комплексного решения для организации электронной коммерции 2016
Ecco Optima Поддержка ИТ-инфраструктуры всех магазинов и складов Оказание услуг техподдержки, разрешение инцидентов, перемещение, установка и переустановка ПО и ПК, администрирование и профилактическое обслуживание рабочих станций и оргтехники, управление процессом закупки оборудования для них, гарантийное и внегарантийное обслуживание в сервисном центре, управление складом ИТ-оборудования 2015
inФормат Корус Консалтинг Microsoft Dynamics AX 2012 Автоматизация процессов оптовой, розничной и корпоративной торговли, логистической цепочки поставки товаров, складских процессов, казначейства. Интеграция с системой 1С, используемой для ведения бухгалтерского и налогового учета, и интернет-магазином www.informat.ru, реализация аналитической отчётности 2015
Kari Maykor Услуги техподдержки Ввод в эксплуатацию и поддержка всего программно-аппаратного комплекса торговых объектов: автоматизированных рабочих мест, сетевого оборудования, систем видеонаблюдения, телевизионных и акустических систем, а также обеспечение необходимого запаса расходных материалов, ЗИП и подменного фонда 2015
MarioMikke.ru Ansoft Avarda.ERP Поддержка в актуальном состоянии каталога товаров, быстая обработка заказов клиентов, резервирование товаров, контроль отгрузки, доставки и взаиморасчеты с покупателями, работа с клиентской базой и разработка маркетинговых предложений с учетом особенностей онлайн-торговли 2015
Media Markt НПО Аналитика Retail Instruments Внедрение облачного решения с использованием технологии больших данных 2015
OBI Novacom (ГК Softline) «Бухгалтерия Корп» на платформе «1С:Предприятие» Создание сервиса импорта из сетевой папки, в которую поступают данные ERP, в систему «1С», доработка конфигурации «1С:Бухгалтерии 8 Корп», разработка и автоматизация процессов наполнения справочников («Контрагенты», «Номенклатура», «Договоры контрагентов» и др.), формирование «Реестра документов», печать отгрузочных документов, настройка атрибутивного и полнотекстового поиска 2015
Spar 1C-Рарус 1С-Рарус:Торговый комплекс. Продовольственные товары Организация управления 10 магазинами Spar в Калининградской области 2015
Wikimart SAP СНГ Комплекс решений на платформе SAP Внедрение отраслевого интегрированного решения на базе SAP HANA, системы управления ресурсами предприятия SAP for Retail, аналитической системы SAP BusinessObjects, системы для управления складскими комплексами SAP WMS 2015
Азбука Вкуса Корус Консалтинг Oracle Hyperion Planning Автоматизация бюджетного управления 2015

Источник: CNews, 2016

Перейти к полной таблице

Еще один важный блок задач – управление ассортиментом и ценообразованием. Сохраняется спрос на системы класса ERP для комплексного управления ресурсами предприятия, однако сейчас компании гораздо тщательнее анализируют плюсы и минусы внедрения масштабных ИТ-систем. Востребованы решения в сфере логистики – оптимизации цепочек поставок, управления складскими комплексами, автоматизации распределения товаров. Также актуальны ИТ-инструменты, позволяющие планировать спрос.

Растет популярность облачных сервисов. «Заказчики понимают, что в ряде случаев целесообразнее арендовать требуемые ресурсы на нужный срок и запуститься здесь и сейчас, заплатив разумные деньги, нежели нести серьезные капитальные расходы на длительные проекты», – отмечает Виктор Новинский. Активно развиваются каналы интернет-торговли: несмотря на кризис, ритейлеры вкладывают деньги в модернизацию интернет-площадок, доказавших свою экономическую эффективность. При этом in-house разработки все чаще заменяются мощными промышленными платформами, способными справляться с высокой нагрузкой. Виктор Новинский также отмечает рост интереса к antifraud-решениям.

В компании «Атол» говорят о росте спроса на решения, обеспечивающие соответствие новым законодательным требованиям. «Необходимо проанализировать текущую систему автоматизации магазина (если она уже имеется) на соответствие скорректированным задачам и новым законодательным требованиям в розничной торговле, – рассказывает Оксана Колчина, коммерческий директор компании «Атол». – Например, с 2016 г. вступил в силу закон о ЕГАИС. Если в торговой точке установлено кассовое программное обеспечение, приобретенное в 2015 г., применяются фискальные решения с поддержкой QR-кода, остается только произвести замену сканеров штрих-кода на сканеры 2D. Такое развитие событий в целом для магазина или сети не столь затратное, в том числе в сравнении с ежемесячными затратами на расходные материалы».

Еще одна задача ритейлеров в условиях кризиса – оптимизация фонда оплаты труда, причем не только за счет его сокращения, но и путем перераспределения рабочего времени сотрудников. «Использование Workforce Management и аналогичных систем, которые позволяют автоматизировать составление и выдачу индивидуальных заданий сотрудникам, а в идеале обеспечить контроль качества выполнения этих заданий (например, по выкладке товара или размещению элементов оформления торгового зала), может поднять эффективность торговых предприятий на новый уровень», – отмечает Александр Виноградов, ведущий бизнес-аналитик группы компаний Custis. Он также обращает внимание на технологии RFID, которые могут значительно ускорить оплату покупок в кассовой зоне, открыть возможности для предоставления клиентам новых сервисов на информационных панелях в примерочных и торговых залах, существенно сократить время, когда магазин закрыт для покупателя, например, на инвентаризацию товара.

Значительное число задач связано с оптимизацией уже имеющейся ИТ-инфраструктуры. Мнения опрошенных CNews экспертов о том, каким образом ритейлеры решают их в сегодняшних непростых условиях, разделились. Ольга Герасимова, вице-президент по работе с ключевыми клиентами Maykor, говорит о стремлении передать на аутсорсинг максимум имеющихся ИТ-функций. Так, в компании Maykor выручка от этого направления превысила показатели 2014 г. «Но и здесь ритейлеры ищут пути оптимизации, – комментирует она. – Весь прошлый год торговые сети занимались переигрыванием тендеров с целью сократить стоимость услуг аутсорсинга, причем не столько через смену поставщиков, сколько за счет увеличения объемов контрактов, передачи большей части функций одному поставщику и т.д». Геннадий Тарантасов, наоборот, считает, что компании стараются отказаться или сократить расходы на техподдержку, сопровождение и развитие систем и склонны самостоятельно, собственными силами закрывать эти задачи.

Импортозамещение по экономическим причинам

Представители интеграторов отмечают интерес ритейлеров к российским разработкам, однако, по их мнению, говорить о существенном росте спроса в этом направлении нельзя. Как отмечает Ольга Герасимова, импортозамещение в розничной торговле связано не столько с геополитикой, сколько с экономикой – компании ищут более приемлемые по цене и, по возможности, не уступающие по качеству и функциональности альтернативы.

Геннадий Тарантасов напоминает, что ритейлерам надо максимизировать свою прибыль, наращивать обороты и конкурентные преимущества. «А для этого им необходимо работать с надежными, давно проверенными продуктами и сервисами, за которые они готовы даже переплачивать, если они соответствуют их требованиям и постоянно доказывают свою эффективность в решении ключевых задач развития бизнеса, – продолжает спикер. –  Конечно, сейчас существует немало отечественных решений для ритейла, стоимость лицензий на которые зачастую ниже зарубежных аналогов. В условиях текущей экономической ситуации, изменения соотношения рубля и зарубежной валюты, локальных сокращений затрат на ИТ эти решения получили некоторые преимущества – например, для сектора СМБ».

По словам Андрея Павлова, отечественные решения часто стали участвовать в объявленных конкурсах, но они редко могут заинтересовать ИТ-отделы розничных сетей, поскольку, как правило, не отличаются высокой конкурентоспособностью, не всегда отвечают требованиям рынка и неглубоко проработаны. «Примерно также обстоят дела с оборудованием – зачастую за отечественное выдается сборка из импортных комплектующих», – говорит он. «Ритейлеры ожидают, что цена российского решения будет ниже, но это не всегда так», – продолжает Виктор Новинский.

Жизнь продолжается

Каким будет этот год для российского ритейла? Согласно последним прогнозам, рост экономики нашей страны начнется  в 2017 г. От текущего же 2016 г. не стоит ждать сюрпризов – большинство ритейлеров уже приспособились к сложным экономическим условиям и привели ИТ-стратегию в соответствие с новыми бизнес-требованиями. «Если не случится резкого ухудшения в экономике наподобие того, что мы наблюдали в конце 2014 г., ИТ-бюджеты розничных компаний останутся на уровне прошлого года. А у некоторых игроков рынка розничной торговли эти затраты даже увеличатся», – уверена Ольга Герасимова. 

Это позволяет надеяться на рост числа ИТ-проектов – у розницы было достаточно времени на то, чтобы оценить их эффективность и сегодня принимать взвешенные решения о необходимости автоматизации тех или иных бизнес-процессов. Что касается интеграторов, работающих в сфере информатизации ритейла, то, по мнению Геннадия Тарантасова, с рынка будут уходить неэффективные игроки, которые имели слабо диверсифицированный портфель решений и бизнес-деятельность которых была заточена на получение прибыли от пары крупных заказчиков.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора