oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2016

Алкогольная зависимость: второе пришествие ЕГАИС в розницу
Источник фото photogenica.ru

Алкогольная зависимость: второе пришествие ЕГАИС в розницу

Неудачный запуск ЕГАИС в 2006 г. почти на полгода парализовал работу алкогольного рынка. В 2015 г. было принято решение распространить систему на оптовую и розничную торговлю. Информация об этом вызвала панику среди продавцов. Однако второе пришествие ЕГАИС происходило уже совсем по-другому сценарию.

Идея о том, чтобы распространить Единую государственную автоматизированную информационную систему государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) на предприятия оптовой и розничной торговли, впервые была озвучена еще в 2006 г. Именно тогда в интервью газете «Известия» генеральный конструктор системы Владимир Богданов сообщил, что ФГУП НТЦ «Атлас» рассматривает возможность создания версии ЕГАИС для розницы, которая позволит потребителю или кассиру «провести штрих-код через кассовый аппарат (стационарный сканер) и узнать, не «левая» ли это бутылка».

Однако процесс несколько затянулся. Законопроект № 686588-6 «О внесении изменений в федеральный закон № 171-ФЗ», определяющий сроки внедрения ЕГАИС в оптовом и розничном звене, был внесен в Государственную Думу 25 декабря 2014 г. После его обсуждения и доработки 29 июня 2015 г. президентом России был подписан Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Основная задача ЕГАИС – борьба с контрафактным алкоголем в легальной рознице. Так, согласно данным доклада, представленного ФАС в правительство в декабре 2015 г., уровень контрафактного алкоголя в России приблизился к критическим отметкам. А по оценке Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя, доля суррогатов составляет более половины потребляемых россиянами горячительных напитков.  

В соответствии с этим законом с 1 января 2016 г. программное обеспечение для ЕГАИС должно было появиться у оптовых продавцов (их обязали фиксировать в системе весь оборот алкоголя) и у розницы, которая должна была вносить в систему данные о закупленном алкоголе. С 1 июля 2016 г. ЕГАИС должна в полную силу заработать в рознице городов и крупных поселений – в систему будут поступать данные о продажах «волшебного напитка». С 1 июля 2017 г. решение распространится и на сельские магазины. Не забыли законодатели и про производителей пива, медовухи и другого слабого алкоголя – их обязали с 1 октября 2015 г. (при объемах производства более 300 декалитров в год) и с 1 января 2016 г. (при объемах меньше 300 декалитров в год) начать фиксировать в системе производство и оборот напитков.

ЕГАИС «на коленке»

История Единой государственной автоматизированной информационной системы государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) началась почти 10 лет назад. В далеком 2006 г. неудачный запуск разработанного НТЦ «Атлас» решения у производителей и импортеров алкоголя практически парализовал работу отрасли, в результате чего убытки, по оценкам экспертов, составили около $230 млн. Позже правительство признало, что причиной сложившейся ситуации стала «неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС по причине отсутствия единого заказчика решения». Ответственность за провал ЕГАИС была возложена сразу на шесть ведомств, внедрявших эту систему: Минфин РФ, Минсельхоз РФ, МЭРТ, ФСБ России, ФТС России и ФНС России. Согласно данным Счетной палаты РФ, их несогласованные действия явились причиной непоступления в бюджет почти p15 млрд, а также увеличения на p10 млрд объема реализации нелегальной алкогольной продукции.

«В 2006 г. системы ЕГАИС де-юре не существовало, она появилась только в 2007 г., и все проблемы того периода были связаны только с этим, – вспоминает Владимир Гапоненко, генеральный директор московского филиала ФГУП «ЦентрИнформ». – Ни одна государственная система не может работать, если она не существует юридически. ФНС не выделили средств на ее разработку и внедрение, ведомство не смогло закупить оборудование, каналы связи были очень узкие, решение создавалось на коленке. Думаю, что НТЦ «Атлас» делал все для того, чтобы что-то запустить, но системой это назвать было невозможно по независящим от него причинам».

10 августа 2006 г. было подписано постановление правительства, согласно которому ЕГАИС передавалась в ведение Федеральной налоговой службы России. Через год ФНС решила наконец-то объявить конкурс на ее создание. На конкурс было подано всего 2 заявки – от НТЦ «Атлас», который до этого занимался разработкой ЕГАИС, и ГНИВЦ ФНС. 29 августа 2007 г. состоялось заседание конкурсной и аукционной комиссии, которая по формальным причинам отстранила от участия в конкурсе «Атлас» и признала победителем подведомственный ГНИВЦ. 17 сентября 2007 г. стало известно о том, что фактически на условиях субподряда разрабатывать систему будет компания Epam Systems. Новое решение появилось на свет в 2008 г. Таким образом, к моменту создания Росалкогольрегулирования (РАР) в 2009 г. отрасль работала на решении от этого вендора. «Оно было хуже, чем доработанное к этому времени решение «Атлас», – вспоминают участники рынка.

Существующая и работающая в настоящее время на рынке система ЕГАИС – это совсем другой программный продукт, рассказывает Антон Гущанский, начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования. «За те 10 лет, что система существует, ее программный код был практически полностью переписан. Алгоритмы работы системы полностью изменены в пользу стабильности. Сейчас система имеет намного более широкую функциональность, чем ранее – это возможность контроля всего пути продукции, начиная от производства спирта и заканчивая продажей алкоголя в рознице», – поясняет он.

Как разгорались страсти

Понятно, что сообщение о грядущем распространении снискавшего себе дурную славу решения на оптовые и розничные предприятия вызвало панику. Однако второе пришествие ЕГАИС происходило уже совсем по-другому сценарию. В 2012 г. «ЦентрИнформ» начал разрабатывать Универсальный транспортный модуль ЕГАИС (УТМ). «Мы не стали создавать решение, которое были бы обязаны использовать все, а пошли по другому пути – дали возможность адаптировать уже имеющиеся программные продукты для работы с ЕГАИС», – рассказывает Владимир Гапоненко. «В опте и рознице нет приборов учета объема выпущенной продукции, нет серверов на стороне организации, нет необходимости в отдельном обучении операторов и т.д., – говорит Антон Гущанский. – Все файлы УТМ скачиваются дистанционно с официального сайта Росалкогольрегулирования самостоятельно и бесплатно. Инструкции по установке как в текстовом виде, так и в формате видеоинструкции, размещены на портале egais.ru».

В 2011–2012 г. началось тестирование системы в «классической» рознице на территории Подмосковья, в конце 2012 г. к работе подключились крупные торговые сети – «Магнит», «Дикси», X5, а затем и другие члены АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) и Союза независимых сетей, в 2014 г. – оптовые организации. «Работа по внедрению осуществлялась ИТ-командой сети совместно с командой разработчиков используемого в компании ПО, которые адаптировали свои новейшие версии к грядущим изменениям. Возникающие вопросы решались вместе с регулятором в режиме открытого конструктивного диалога, – рассказала CNews Екатерина Куманина, представитель сетевого ритейлера «Дикси». – К 2015 г. были завершены донастройки системы, большинство возникавших в ходе тестирования вопросов успешно решены. «Дикси» провела интеграцию необходимого ПО, внесла изменения в операционную работу в части логистики и договорных отношений с партнерами и констатировала практически полную готовность».

«Мы выпускаем широкий ассортимент продукции, в том числе водку, вино и слабоалкогольные напитки, поэтому внедрение ЕГАИС на нашем предприятии началось еще в 2006 г. Тогда отладка системы потребовала больше года и больших финансовых затрат, – говорит генеральный директор МПБК «Очаково» Юрий Антонов. – Сейчас ЕГАИС внедряют среди оптовых продавцов алкоголя. Видимо, разработчики системы учли предыдущий опыт и не стали разрабатывать единое программное обеспечение, а сделали универсальный транспортный модуль, позволяющий осуществлять обмен информацией с системой ЕГАИС. При этом само программное обеспечение каждый пользователь разрабатывал сам или покупал».

Статистика инцидентов ЕГАИС


Тип инцидента Доля обращений,%
Декабрь 2015 Январь 2016
Ошибки на стороне пользователя. Человеческий фактор 19 40
Ошибки на стороне пользователя. Ошибки учетной системы 16 19
Ошибки на стороне пользователя. Проблемы с техническим обеспечением 46 23
Задержка обработки данных 11 8
Сбой в работе сервера ЕГАИС 8 8
Ошибки/недоработки на стороне УТМ 0 2

Источник: ЦентрИнформ, 2016


Запуску ЕГАИС предшествовала масштабная работа в течение полугода. Основные сложности внедрения системы кроются в перестройке многих внутренних бизнес-процессов, вспоминает Герман Эпштейн, вице-президент по информационным технологиям региона Восточная Европа компании «Балтика». «Первыми еще весной прошлого года «удар на себя» приняли производственные площадки «Балтики», – рассказывает он. – Компания откликнулась на предложение РАР освоить тестовую версию ЕГАИС, подключив производство к системе заранее. На линиях розлива установили счетчики, на складах — специальные сканеры и другое оборудование. В процессе выявлялось большое количество проблем технического характера, но тем не менее мы были готовы отражать в системе наши отгрузки». Таким образом, к моменту подписания 182-ФЗ было ясно, что ЕГАИС работает и, самое главное, способна выполнять свою основную задачу – бороться с нелегальным алкоголем в легальной рознице.

Пустые страхи & «авось пронесет»

Однако после официального объявления о запуске ЕГАИС в оптовом и розничном звене, а также у производителей пива страсти на алкогольном рынке начали накаляться. Одной из причин стало то, что на внедрение решения отводилось всего полгода – закон предполагалось принять в осеннюю сессию Госдумы 2014 г., но фактически это произошло только весной 2015 г. Развернутая в СМИ информационная компания, многочисленные обращения отраслевых организаций с требованием перенести или вообще отказаться от запуска системы позволяли продавцам надеяться, что чаша сия их минует.

Одним из главных аргументов противников ЕГАИС была ее высокая стоимость – назывались цифры от p150 тыс. до p500тыс. На деле это оказалось не так. «УТМ ЕГАИС предоставляется пользователям на безвозмездной основе, затраты касаются приобретения компьютера (если его, конечно, нет), сканера для считывания марок, криптоключа и доработки собственной учетной программы организации, – поясняет Антон Гущанский. – На рынке присутствует большое количество предложений. В том числе речь идет и о готовом пакете от ведущих системных интеграторов. Большинство предложений начинаются от p30 тыс. При этом необходимо отметить, что запросы организаций могут быть значительно большими. Можно поставить и дорогой сканер, и мощный компьютер и т.д.». Для тех, кто хочет обойтись минимальными затратами, «ЦентрИнформ» разработал приложение «Оптовый клиент», которое можно скачать на сайте. До 1 июня им можно пользоваться бесплатно, а затем – по подписке стоимостью p1-2 тыс. в год с поддержкой, говорят в компании.

Как рассказали CNews в компании «Дикси», затраты на внедрение системы были минимальны – компания провела интеграцию программного обеспечения и оснастила кассовые аппараты 2D-сканерами, способными считать акцизную марку. Поскольку работы начались заранее, большая часть оборудования поставлялась в рамках текущих реконструкций и плановых технических обновлений. В компании «Балтика» вся разработка и внедрение функциональности по фиксации оборота алкогольной продукции в ЕГАИС проводилась собственными силами совместно с компанией «Монолит-Инфо», которая является разработчиком используемой в организации ERP-системы. В МПБК «Очаково» уже было настроено все необходимое оборудование, существовал штат собственных специалистов по работе с ЕГАИС. «Нам потребовалось только написать модуль, на разработку которого ушло полтора месяца. Но его отладка идет до сих пор – нет предела совершенству», – говорит Юрий Антонов.

Много говорилось и том, что система не работает, а профильное ведомство не способно обеспечить техническую поддержку пользователей. Как рассказали CNews в Росалкогольрегулировании, консультации пользователям ЕГАИС предоставляются по телефону, на специально организованном форуме и через «Личный кабинет». Ведомство выявило три основные проблемы, которые возникают у организаций.

Первая – предприятие взаимодействует с ЕГАИС с помощью своей собственной бухгалтерской (учетной) системы. У кого-то это «1С», у кого-то – Axapta, у кого-то – SAP. Эти системы не всегда правильно настроены для работы с УТМ, и это не проблема ЕГАИС, а проблема локальной учетной системы. Вторая – покупатели не могут найти в системе накладную, но при внимательном рассмотрении выясняется, что поставщик ее просто не отправил. Третья очень похожа на вторую, но в этом случае поставщик просто отправил накладную не по тому адресу. «Эти проблемы общие для всех участников рынка, – говорит Антон Гущанский. – Есть участники рынка, у которых никаких проблем вообще не возникает, они неплохо адаптировались и интегрировали ЕГАИС с собственными учетными системами».

С мнением Антона Гущанского согласны в МПБК «Очаково». «В основном возникают сложности с учетом отгрузок алкогольной продукции в онлайн-режиме, текущий статус заказа не всегда отражается корректно, – говорит Юрий Антонов. – Связано это с разным программным обеспечением у пользователей ЕГАИС, их регистрацией в системе ЕГАИС-Опт». В компании «Дикси» вспоминают, что в начале тестирования столкнулись с тем, что с акцизных марок не всегда считывалась информация, из-за чего обработке не поддавалось около половины бутылок, что замедляло работу кассиров. Считываемость штрих-кода зависит от качества его печати и целостности самой марки. «Сегодня доля марок с механическими повреждениями ничтожно мала», – отмечает Екатерина Куманина.

Статистика консультаций пользователей ЕГАИС


Область консультации Доля обращений,%
Декабрь 2015 Январь 2016
Общая информация по УТМ/ЕГАИС 57 46
Движение ТТН 33 37
Постановка на баланс и списание 10 15
Запросы справочников 0 1

Источник: ЦентрИнформ, 2016


По словам Германа Эпштейна, большинство обращений «Балтики» в службу технической поддержки связано с задержками фиксации документов в ЕГАИС и потерей документов, переданных или запрошенных через УТМ. «Служба поддержки часто отвечает, что «система работает в штатном режиме», хотя на нашей стороне проблемы видны, мы вынуждены просто ждать, когда они разрешатся», – говорит он. Также он отмечает, что пользователям не предоставляется информация о планируемых регламентных работах на инфраструктуре ЕГАИС и о внезапно возникших общих для всех проблемах с работоспособностью и быстродействием ЕГАИС. «Однако мы надеемся, что вопросы такого характера вскоре будут решены», – заключает спикер.

Новогодне-алкогольный коллапс ... не пришел

Именно с развернутой в прессе информационной кампанией, предрекавшей новогодне-праздничный алкогольный коллапс, а также с традиционным для россиян стремлением делать все в самый последний момент связан ажиотаж, возникший на рынке в декабре 2015 г. C 1 января система заработала в полную силу в оптовом звене. Для розничных предприятий накануне Нового года правительство вынуждено было объявить о введении периода опытно-промышленной эксплуатации ЕГАИС сроком до 20 апреля 2016 г. За это время те из них, кто до последнего надеялся на отмену решения, должны наладить полный учет оборота алкоголя – от его закупки у оптовика до продажи конечному пользователю.

«Как вы можете видеть, никакого коллапса на рынке не произошло. Дефицита алкогольной продукции также не наблюдается. Рынок работает. Причем для многих организаций ЕГАИС уже стала удобным инструментом для взаимодействия с контрагентами», – отмечают в Росалкогольрегулировании. «”Балтика” как производитель готова сказать, что запуск системы 1 января 2016 г. произошел успешно, несмотря на точечные проблемы, – согласен с мнением ведомства Герман Эпштейн. – Не было фатальных сбоев, не было никаких провалов, и фактически наши покупатели, которые приходили в магазины за продуктом, не обнаруживали пустых полок – продукция была доступна, в том числе и в январские праздники».

С 1 января все распределительные центры Х5 осуществляют учет алкогольной продукции в ЕГАИС. Небольшие затруднения были, в основном, в первые дни Нового года, во время новогодних праздников. В дальнейшем взаимодействие с поставщиками было отлажено и объем поставок приведен в соответствие с графиком, рассказали CNews в X5. Продукция, которая не была учтена поставщиками в ЕГАИС ранее, может быть поставлена на баланс в 2016 г. и таким образом введена в законный оборот. Благодаря тому, что Х5 участвовала в ЕГАИС еще на этапе пилотного внедрения системы, к сегодняшнему дню на ее складах такой продукции практически не осталось.

Участники рынка отмечают, что в январе 2016 г., сразу после запуска, в системе периодически возникали сбои. «Она не выдерживала такого количества обращений и надолго зависала, что приводило к задержкам в отгрузке, – вспоминает Герман Эпштейн. – Мы, отправляя наш грузовик с продукцией в магазин, уже отметили партию в системе, а клиент эту продукцию не увидел, потому что обработка информации длилась часами». Наиболее крупный сбой произошел 22 января 2016 г. «Перебои в работе системы учета начались около 14.00 по московскому времени, она стала настолько медленно отвечать на запросы, что пришлось временно приостановить попытки регистрации документов. У всех торговых сетей тогда стояли очереди из машин. Работа возобновилась только к вечеру следующего дня», – продолжает он.

По мнению Владимира Гапоненко, в данном случае речь шла не о системных сбоях в работе ЕГАИС, а о неполадках, с которыми столкнулись отдельные компании. «К ЕГАИС подключено около 230 тыс. пользователей. Сбои были у некоторых из них, и связаны они с тем, что неграмотные программисты закидали сервер запросами, в результате чего время обработки документов существенно выросло, – объясняет он. – После анализа этого инцидента были приняты меры, и повторение подобной ситуации маловероятно».     

Ритейлеры просят дополнительные сервисы

Сегодня система работает в штатном режиме. Однако пользователи считают, что ей необходима доработка. Так, по мнению Юрия Антонова, было бы неплохо обеспечить доступ к общему классификатору организаций-участников алкогольного рынка через «Личный кабинет», как это сделано для проверки федеральной специальной марки. Спикер также отмечает проблемы, связанные с системой ценообразования предприятий и отражения их в ЕГАИС-Опт, и считает необходимым создание системы мониторинга работы серверов, на которых работает универсальный транспортный модуль – она позволит отслеживать путь документа в ЕГАИС.

Герман Эпштейн говорит о необходимости обеспечения сквозного документооборота и надежности, стабильности функционирования системы в целом. «Можно снять шляпу перед людьми, которые систему проектировали и делали, но хотелось бы тем не менее повысить качество, сократить простои и произвести ряд сервисных переделок, которые бы позволили большому количеству разных участников рынка обеспечить надежный документооборот для того, чтобы можно было производить и продавать продукцию в соответствии с планами», – уточняет он. Также, по его мнению, система должна быть рано или поздно переведена в режим работы онлайн. В «Дикси» же работой системой довольны и не видят необходимости в ее дальнейшей доработке. «Возникающие мелкие изменения вносятся оперативно», – говорят в компании. По словам Антона Гущанского, возможность контроля работы серверов системы давно реализована службой и доступна по адресу http://egais.ru/monitor.

«Нет» контрафакту

Опрошенные CNews участники рынка уверены, что ЕГАИС способна стать эффективным средством борьбы с контрафактным алкоголем, и для ее полноценной работы с 1 июля 2016 г. созданы все необходимые условия. «В «Дикси» выстроена многоступенчатая система контроля качества, предполагающая прозрачную схему закупки и прямые контакты с производителями, благодаря которой процент проникновения контрафактной алкогольной продукции и до введения проекта был близок к нулю, – говорит Екатерина Куманина. – Теперь, при совместной работе всех участников рынка, мы имеем возможность проконтролировать каждую бутылку, попадающую в корзину покупателя. Мы уверены, что после того, как контур системы «замкнется», доля контрафактного алкоголя на рынке начнет стремительно уменьшаться».

По мнению Германа Эпштейна, крупные игроки очень внимательно относятся к внедрению системы, а вот с небольшими участниками рынка могут быть проблемы. «По сути, с января ЕГАИС заработала только в тестовом режиме для традиционной розницы. Но мы силами своих сотрудников продолжаем работу по информированию и ускорению процесса подключения точек традиционной торговли к системе», – говорит он. «Система во многих организациях уже работает в полную силу. Например, крупные торговые сети уже фиксируют продажи продукции конечным потребителям» , – говорит Антон Гущанский. Однако некоторые ритейлеры восприняли объявление о переходном периоде как очередной шанс избежать необходимости внедрения ЕГАИС и не торопятся подключать к ней кассы. Росалкогольрегулирование в очередной раз призывает их не откладывать эти работы на последний день и для того, чтобы в будущем избежать трудностей, задуматься о начале работы по полному циклу уже сегодня. 

Наталья Рудычева/CNews

Вернуться на главную страницу обзора