В 2013 г. проект создания ЕГИСЗ вступил во второй этап, в процессе которого предусматривалось развивать созданные ранее решения и привлекать к их использованию все большее количество людей. Каких результатов удалось добиться?
Как известно, в 2011-2012 г. в нашей стране был реализован первый этап создания «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), названный в приказе Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г. «Базовой информатизацией». Он предусматривал создание федерального и региональных фрагментов единой системы, включая подготовку инфраструктуры, поставку компьютерного оборудования, выбор и внедрение медицинских информационных систем, а затем интеграция созданных региональных фрагментов с федеральными сервисами ЕГИСЗ.
Дальнейший этап создания системы, рассчитанный на 2013-2020 гг., подразумевает развитие созданных компонентов, постепенное вовлечение в их использование все большего числа пользователей и расширение автоматизируемых функций. Тому, как прошел первый год этого этапа с точки зрения государственных закупок на программное обеспечение, посвящена данная статья.
В процессе подготовки статьи были изучены сведения о 252 состоявшихся конкурсных процедурах в различных регионах, а также данные о подписанных контрактах, размещенные на сайте госзакупок и (в небольшой части) на отдельных торговых площадках.
Необходимо отметить, что государственные заказчики объявляли конкурсы и аукционы по целом ряду направлений развития ЕГИСЗ, включая поставку дополнительного компьютерного оборудования, мероприятия по защите персональных данных, дозакупку и внедрение программного обеспечения и т.д. В данном исследовании мы изучали только те конкурсные процедуры, которые имели отношение именно к программному обеспечению (ПО). Закупки оборудования и услуги по развитию инфраструктуры не изучались.
В материалы исследования были включены только те конкурсные процедуры, которые были объявлены в период между 01.01.2013 и 31.12.2013, т.е. за весь календарный 2013 г.
Кроме изученных 252 успешно завершенных конкурсных процедур, было выявлено 40 аукционов и конкурсов, которые по различным причинам были остановлены.
Основные конкурсы
98,41% объявленных в 2013 г. конкурсных процедур завершились подписанием контракта. Общая сумма состоявшихся конкурсных процедур в части программного обеспечения ЕГИСЗ в 2013 г. по всем доступным нам материалам исследования составила 4 млрд. 690 млн. 883 тыс. руб.
№ п/п | Регион | Сумма подписанных контрактов | % от суммы всех конкурсных процедур | Кол-во конкурсных процедур | % от кол-ва конкурсных процедур |
---|---|---|---|---|---|
1. | Москва (город) | 2 089 017 442,7р. | 44.53 | 30 | 11.9 |
2. | Москва (федеральный центр) | 971 908 664,2р. | 20.72 | 12 | 4.76 |
3. | Санкт-Петербург | 213 400 879,0р. | 4.55 | 16 | 6.35 |
4. | Московская область | 199 740 000,0р. | 4.26 | 5 | 1.98 |
5. | Новосибирская область | 178 350 000,0р. | 3.8 | 2 | 0.79 |
6. | Татарстан | 153 254 282,0р. | 3.27 | 6 | 2.38 |
7. | Красноярский край | 128 414 700,0р. | 2.74 | 32 | 12.7 |
8. | Чеченская республика | 82 916 666,7р. | 1.77 | 6 | 2.38 |
9. | Воронежская область | 76 968 728,8р. | 1.64 | 3 | 1.19 |
10. | Кабардино-Балкарская | 66 213 012,0р. | 1.41 | 2 | 0.79 |
Таким образом, были выявлены конкурсные процедуры по 52 (63%) субъектам Российской Федерации. В среднем один регион в 2013 г. подписал контракты на сумму 44 млн. 113 тыс. руб. В материалы исследования также включена часть закупок, выполняемых федеральными органами власти, на общую сумму 971 млн. 908 тыс. руб. или 20,72% от всей суммы, потраченной в 2013 г. на информатизацию здравоохранения.
Финансирование конкурсных процедур на развитие проектов информатизации осуществлялось из различных источников.
№ п/п | Источник финансирования | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Региональный бюджет субъекта РФ | 47.22 | 36.02 |
2. | Внебюджетные фонды (в основном – бюджет территориального ФОМС) | 26.16 | 4.89 |
3. | Собственные средства МО | 15.48 | 4.86 |
4. | Муниципальный бюджет | 5.95 | 33.49 |
5. | Федеральный бюджет | 5.16 | 20.74 |
По количеству конкурсных процедур лидерами являются региональные бюджеты субъектов РФ и различные внебюджетные фонды. По суммам, которые были потрачены на информатизацию, лидерами стали также региональные бюджеты, муниципальные и федеральный бюджеты. Затраты из федерального бюджета, составившие 20,74%, относятся к развитию именно федеральных компонентов ЕГИСЗ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие региональных фрагментов ЕГИСЗ осуществляется практически исключительно за счет собственных финансовых средств.
90,87% конкурсных процедур проводились в форме открытого аукциона, 9,13%- в форме открытого конкурса.
№ п/п | Предмет конкурсной процедуры | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Техническое сопровождение явно указанной информационной системы | 35.71 | 20.22 |
2. | Заказная разработка или доработка имеющей у заказчика информационной системы | 22.22 | 28.19 |
3. | Закупка дополнительных лицензий определенного программного продукта | 20.24 | 4.59 |
4. | Выбор программного обеспечения и его внедрение | 12.3 | 14.81 |
5. | Внедрение определенной информационной системы | 9.52 | 32.21 |
Анализ основных затрат
Основной статьей затрат на информатизации государственного здравоохранения в 2013 г. явилась техническая поддержка купленных ранее информационных систем. Средняя стоимость техсопровождения одной информационной системы в год на регион составила 19,4 млн. руб. Средняя стоимость этой же услуги за весь региональный фрагмент составила 26,9 млн. руб.
То, что регфрагмент состоит как правило из нескольких систем, а сумма средней техподдержки каждой из них получается существенно выше, чем средняя стоимость за целиком региональный фрагмент, объясняется скорее всего эффектом масштабирования. Максимальная стоимость техподдержки, которую мы выявили в 2013 г., составил 349 млн. руб. - за сопровождение компонентов 1-й очереди ЕМИАС (г. Москва). Минимальная - 197 тыс. руб. в год за сопровождение РИАМС «Промед» в МБУЗ «ЧЦГБ» (Пермский край).
В целом, на сегодня на рынке средняя стоимость техподдержки медицинской информационной системы для одной медицинской организации в год находится в пределах 200-350 тыс. руб. Стоимость эта существенно зависит как от количества медучреждений в регионе и количества пользователей в этом медучреждении, так и от конкретного бренда – той МИС, для которой техподдержка закупается. Средний срок контракта на техподдержку составляет 268,1 дней. Максимальный срок составил 645 дней (один из сервисов ЕМИАС, г. Москва), минимальный - 34 дня (один из федеральных компонентов ЕГИСЗ).
№ п/п | Вид заказчика | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Отдельные медицинские организации | 42.06 | 8.32 |
2. | Региональный орган управления здравоохранением | 27.38 | 0.1486 |
3. | Региональный МИАЦ | 13.49 | 21.9 |
4. | Региональный орган управления информатизацией | 5.95 | 24.41 |
5. | Другой региональный орган управления | 5.95 | 5.52 |
6. | Федеральные ведомства (Минздрав РФ, ФФОМС) | 3.97 | 17.52 |
7. | Региональные органы управления по закупкам и тендерам | 0.41 | 0.03 |
8. | Администрация города (района) | 0.79 | 7.45 |
Напомним, что конкурсные процедуры создания региональных фрагментов ЕГИСЗ в 2011/2012 гг. в основном проводились не постепенно в течение 2-х лет, а в авральном режиме за последние 2-3 месяца.
№ п/п | Месяц | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Январь | 0.4 | 0.18 |
2. | Февраль | 2.38 | 3.99 |
3. | Март | 5.95 | 1.49 |
4. | Апрель | 5.16 | 2.16 |
5. | Май | 5.56 | 23.05 |
6. | Июнь | 4.37 | 3.55 |
7. | Июль | 7.94 | 18.54 |
8. | Август | 6.75 | 5.85 |
9. | Сентябрь | 11.9 | 24.41 |
10. | Октябрь | 12.7 | 9.5 |
Ситуация в 2013 г. несколько выровнялась, хотя в целом соответствует общей закономерности в области госзакупок: число конкурсов минимально в начале года, затем постепенно и равномерно растет к лету и достигает максимального количества в последние 4 месяца. Рекордсменом по количеству объявленных мероприятий стал декабрь.
Средняя длительность конкурсных процедур равна 22,67 дн. Для сравнения, в 2011-2012 гг. это значение составляло 65,7 дней (почти в 3 раза больше). Средняя длительность выполнения обязательств по контракту составила 188 дней.
Основную часть конкурсов выиграли специализированные разработчики МИС, второе место у местных коммерческих компаний, доли остальных участников минимальны. Однако если анализировать эти результаты с точки зрения фактической цены контракта, то видно – что наибольшую коммерческую эффективность показывают крупные системные интеграторы, которые подписали контракты на сумму в размере 61,17% от всех фактически потраченных на информатизацию средств в 2013 г.
Лидер информатизации 2011-2012 гг. «Ростелеком» в 2013 г. показал скромные результаты – как по сумме контрактов на развитие проектов информатизации, так и по количеству выигранных конкурсных процедур.
№ п/п | Вид исполнителя контракта | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Компания – специализированный разработчик решений для здравоохранения | 43.65 | 8.99 |
2. | Местная региональная компания | 26.19 | 14.41 |
3. | Ростелеком | 11.9 | 9.87 |
4. | Федеральный системный интегратор или крупная федеральная ИТ-компания | 11.11 | 61.17 |
5. | Государственный исполнитель (МИАЦ и т.д.) | 3.17 | 4.91 |
6. | Частные предприниматели | 1.21 | 0.04 |
7. | Другие коммерческие компании | 1.98 | 0.61 |
8. | Победитель не определен (КП в стадии выполнения) | 0.79 | - |
В 14,2% случаев на объявленную конкурсную процедуру приходили жалобы от участников, но при этом судебных тяжб или пересмотров результатов конкурса или аукциона нами не выявлено (в 2011-2012 гг. это было не так уж редким явлением).
В 4,76% техническая документация на конкурс или аукцион пересматривалась заказчиком прямо во время выполнения процедуры. Изучив внимательно предмет конкурсной процедуры и условия технического задания, можно понять, что они были составлены таким образом, что победитель был заранее понятен в 51,2% всех конкурсов. Таким образом, конкурентная борьба за деньги и заключение контрактов в 2013 г. существенным образом ослабла по сравнению с предыдущими 2 годами создания ЕГИСЗ.
В целом, базируясь на полученных фактах, можно уверенно говорить о том, что раздел государственного сектора рынка информатизации, по крайней мере в части программного обеспечения, уже произошел. Государственный заказчик лишь в 12,33% случаев в явной форме объявлял КП на выбор поставщика. В большинстве случаев те средства, которые выделялись в 2013 г. на информатизацию и по которым были успешно заключены контракты, выделялись на конкретные уже ранее определенные системы и исполнителей, разница состоялась лишь в предмете контракта.
№ п/п | Результат выполнения контракта | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Работы по контракту выполнены, контрактные обязательства закрыты | 45.63 | 33.85 |
2. | Работы еще выполняются | 28.97 | 40.92 |
3. | Работы должны быть выполнены к текущей дате, но данных об этом все еще нет на портал гос.закупок | 23.41 | 24.5 |
4. | Контракт расторгнут, в том числе по соглашению сторон или по решению заказчика | 0.8 | 0.73 |
5. | Прочее | 1.19 | - |