Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок онлайн-касс: основные игроки и важнейшие тренды

Один из самых молодых сегментов российского рынка ИКТ – рынок онлайн-касс – становится все более зрелым и постепенно переориентируется на предоставление ИТ-услуг. Сегодня его объем оценивается приблизительно в 2,3 млн ККТ, которые ежедневно формируют около 150 млн чеков на p90 млрд. После завершения третьего этапа на рынок может выйти еще около 1 млн онлайн-касс.

Рынок онлайн-касс начал зарождаться в июле 2016 г., когда были приняты изменения в 54-ФЗ, обязывающие торговые предприятия перейти на принципиально новую форму работы – передачу данных с ККТ в ФНС в режиме онлайн. Новая схема работы была предварительно опробована в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане на базе крупных торговых сетей «Дикси», «Перекресток», «М.Видео» и др.

Становление рынка

Новый закон, по сути, определил этапы развития рынка онлайн-касс. Первый этап – до 1 июля 2017 г. В это время новое оборудование и программное обеспечение массово внедряли крупные торговые сети и все те, кто уже ранее использовал кассы. В итоге, по данным ФНС, на новый порядок работы перешли около 400 тыс. торговых предприятий, которые зарегистрировали более 1,2 млн онлайн-касс.

Зарубежный опыт

Россия – не единственная страна, в которой внедрена система автоматической передачи в налоговые органы информации о продажах. Правда, где-то обмен данными происходит в режиме онлайн, а где-то они передаются раз в день в виде Z-отчета.

  • В Южной Корее данные с касс отправляются в налоговую службу через интернет с 2005 г.
  • В 2010 г. электронные фискальные регистраторы появились в Швеции. Сначала они работали в режиме офлайн, а затем были подключены к облаку государственной налоговой службы.
  • В 2012 г. Грузия рассказала, что благодаря внедрению онлайн-касс задекларированная выручка магазинов увеличилась на 65%.
  • С 1 января 2013 г. онлайн-кассы заработали в Хорватии.
  • С июля 2015 г. автоматическая передача данных от касс в налоговые органы заработала в Казахстане.
  • В Венгрии переход на онлайн-кассы в розничной торговле начался в 2014 г. В 2016 г. к проекту подключились автосервисы, спортивные клубы, дискотеки, прачечные, а с января 2017 г. – такси.
  • В Австрии подобный проект стартовал в 2016 г. и продолжился в 2017 г.
  • В марте 2017 г. на онлайн-кассы начала переходить Чехия.
  • С 1 сентября 2018 г. на онлайн-кассы перешли более 100 тыс. средних и крупных торговых предприятий Румынии. С 1 ноября 2018 г. к ним присоединились также малые предприятия.
  • С 1 апреля 2019 г. онлайн-кассы появятся в ресторанах, отелях и других сервисных компаниях Словакии. На втором этапе – с 1 июля 2019 г. – к ним присоединятся все остальные сервисные и торговые предприятия.

По данным исследования, проведенного в феврале 2018 г. Magram Market Research, для 76% компаний первый этап перехода на новую ККТ прошел без каких-либо сложностей. Оставшиеся 24% жаловались на проблемы с установкой программного обеспечения, приобретением онлайн-кассы, технические неполадки при подключении или просто отсутствие интернета в торговой точке. Большинство опрошенных (57%) заявили, что замена старых кассовых аппаратов на новые никак не повлияла и не повлияет на эффективность их бизнеса.

Второй этап завершился 1 июля 2018 г. – с этого момента онлайн-кассы начали использовать владельцы вендинговых автоматов и небольшие торговые и сервисные предприятия, имеющие наемных сотрудников и работающие по патенту или ЕНВД. В общей сложности, на втором этапе к кассовой реформе присоединилось около 500 тыс. предприятий и было зарегистрировано еще около 1 млн онлайн-касс.

Второй этап ознаменовался ростом спроса на недорогие ККТ – автономные и смарт-кассы. При этом производители массово снижали стоимость устройств для того, чтобы покупатель мог уложиться в предлагаемый государством налоговый вычет p18 тыс. Этот процесс продолжился и на третьем этапе – после 1 июля 2018 г.

На третьем этапе – к 1 июля 2019 г. – к реформе должны присоединиться все остальные участники рынка, по большей части микро-предприятия без наемных сотрудников и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению. А это еще около 1 млн онлайн-касс. В феврале 2019 г. первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов выступил с предложением дать годовую отсрочку по переходу на онлайн-кассы индивидуальным предпринимателям с тем, чтобы завершение перехода прошло максимально комфортно, без сбоев. По мнению многих игроков рынка, такое решение с большой долей вероятности будет принято.

Основные игроки

После принятия 54-ФЗ в России начал формироваться специфический рынок онлайн-касс. Первыми его игроками стали производители касс, фискальных накопителей и терминалов, такие как «Атол», «Эвотор», «Штрих-М» и т.д. На сегодняшний день в реестрах ФНС содержится 18 моделей фискальных накопителей и 167 моделей кассовых аппаратов от 55 производителей, соответствующих требованиям 54-ФЗ. Больше всего моделей представлено компаниями «Атол», «Штрих-М», «Дримкас» и НТЦ «Альфа-Проект».

Количество моделей ККТ в реестре ФНС

Производитель Число моделей ККТ
АТОЛ 20
Штрих-М 14
Дримкас 8
НТЦ Альфа-Проект 7
Астор-Трейд 6
РП Система 6
Искра 6
РР-Электро 5
Сервис Плюс 5
Счетмаш 4
Аркус-СТ 4
НТЦ "Измеритель" 4
Пэй Киоск 4
Фирма Пилот 4
Другие 70

Переход на новые методы работы потребовал модернизации, а иногда и полной замены кассового программного обеспечения (ПО). Среди производителей кассового ПО компании «Атол», «Штрих-М», «Кристалл Сервис», «Пилот» и др.

Следом за производителями на рынке появились дистрибьюторы, которые стали предлагать не только различные схемы продажи оборудования, например, рассрочку или аренду, но и дополнительные услуги. Среди них крупные банки и телеком-операторы. Первые планируют таким образом расширять клиентскую базу и продавать услуги эквайринга. Вторые – продвигать облачные сервисы. Так, МТС-банк, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Сбербанк предложили клиентам онлайн-кассы в аренду при условии открытия расчетного счета и использования эквайринга. «МегаФон» начал продавать онлайн-кассы и смарт-терминалы компании «Эвотор» вместе с услугой интеграции с популярными системами автоматизации торговли, такими как «». А МТС предложил продавцам взять онлайн-кассу в аренду, минимизировать таким образом единовременные затраты на технику и получить доступ к товароучетной системе и круглосуточной технической поддержке.

Необходимость использования онлайн-касс в интернет-торговле стала стимулом для появления на рынке отдельного сегмента поставщиков облачных касс, обеспечивающих фискализацию интернет-платежей. Сегодня подобные услуги предлагают «Атол», Uniteller, «Чек-Онлайн», Nanokassa, CloudKassir, LIFE PAY и др.

Небольшие магазины, стараясь минимизировать затраты, достаточно активно приобретали автономные кассы, что стало стимулом для развития SaaS – услуг по предоставлению удаленного доступа к учетным системам, таким как «1С:Касса», «Атол Sigma», Cassby и пр. Стартующие в 2019 г. инициативы по маркировке товаров приведут к дальнейшему росту этого рынка, уверены в компании «1С:Касса».

Практически с нуля сформировался рынок операторов фискальных данных (ОФД) – компаний совершенно нового типа, основная цель которых – сбор данных с кассовых аппаратов, их хранение и передача в ФНС. В 2016 г. на рынке появились 5 ОФД, в 2017 г. их стало 16, в I полугодии 2018 г. – 18, а на 1 января 2019 г. – 20.

Как развивается рынок

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на сегодняшний день на новый порядок расчетов уже перешли 865 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Зарегистрировано более 2,3 млн касс, и это в два раза больше, чем до реформы. В сутки пробивается 150 млн чеков на 90 млрд руб.

Среди плюсов новых ККТ для бизнеса – создание единых условий для всех игроков рынка благодаря выходу из тени недобросовестных продавцов, сокращение объемов бумажной отчетности и, конечно, новые возможности для развития бизнеса. «Мы анализировали итоги внедрения онлайн-касс в 2018/2017 годах. Так, оборот вырос на 48%, средний чек – на 9%, – рассказывает Сергей Андрияшкин, директор по маркетингу «Эвотор». – А если сделать еще один, даже самый небольшой шаг в технологиях на базе онлайн-касс, точнее, их разновидности – смарт-терминалов, то предприниматель получает еще больше пользы. Например, реклама на чеках повторно приводит порядка 15-20% клиентов, частично решая одну из самых важных задач бизнеса – привлечение покупателей». «После перехода на онлайн-кассы малый бизнес может заняться переходом на электронный документооборот, который не только избавит предпринимателей от бумажной волокиты, но и сэкономит время и финансовые траты на расходные материалы и курьерские доставки», – продолжает Антон Румянцев, директор OFD.ru.

На первом этапе перехода на новый порядок использования ККТ, когда внедрением онлайн-касс занимались крупные ритейлеры, речь шла о модернизации или замене кассового оборудования и программного обеспечения. Безусловным лидером рынка в этот период стала компания «Атол», выручка которой по итогам 2017 г. увеличилась почти в 3 раза.

В преддверии 2 этапа и ожидании 3 этапа основные усилия участников рынка были сосредоточены на предложении онлайн-касс малому и микро-бизнесу.

Крупнейшими ОФД по числу подключенных онлайн-касс к концу 2 этапа – середине 2018 г. – были «Платформа ОФД», «Первый ОФД», «Такском», «Ярус» и «Петер-Сервис Спецтехнологии». Сегодня рынок ОФД растет не столько в ширину, сколько в глубину. На первый план выходит не количество подключенных касс, а разнообразие дополнительных сервисов на базе собираемых фискальных данных, которые помогают повышать эффективность бизнеса клиента. Особенно актуальны такие услуги для малого и микробизнеса, которые перейдут на онлайн-кассы в ходе третьей волны кассовой реформы. Новый уровень комфорта заказчику обеспечивают в первую очередь аналитические и финансовые сервисы. Именно эти направления сегодня развивают топ-5 игроков рынка ОФД, показало исследование CNews.

Куда будет расти рынок

Если Правительство не примет решение о переносе сроков, то в июле 2019 г. завершится последний третий этап кассовой реформы – на новые методы работы перейдут индивидуальные предприниматели, работающие по ЕНВД и ПСН и не имеющие наемных сотрудников, и те, кто ведет бизнес в интернете: фотографы, парикмахеры, кондитеры и блогеры в статусе ИП.

До конца первого налогового периода 2019 г. все предприниматели-плательщики НДС должны будут обновить программное обеспечение касс с тем, чтобы передавать в чеке ставку налога 20%. Разработчики ККТ стараются предложить разные варианты апгрейда. Например, клиентам «Атол» доступны два способа: через облако и с помощью локальной утилиты без вскрытия корпуса кассы. Кроме того, с 1 июля 2019 г. все предприятия, принимающие у потребителей средства безналичной оплаты, должны будут отражать в чеке новое название формы расчета: «безналичными» вместо «электронными». А значит, бизнесу опять придется обращаться к помощи разработчиков.

Тем не менее, актуальность предложений в сфере продаж ККТ снизится уже во второй половине 2020 г. – ведь речь о замене приобретенного недавно оборудования пойдет не ранее 2022 г. «Продажи начнут падать: банки и телеком-операторы, которые поставляют кассовые решения, поймут, что «здесь рыбы нет», и постепенно уйдут с рынка. Останутся только профильные игроки», – уверен Алексей Макаров. С ним не согласен Сергей Андрияшкин. «Мы верим в банки и телеком-операторов и работаем с крупными партнерами. Благодаря их опыту и экспертизе можно не только продавать онлайн-кассы, но и создавать правильные сервисные решения», – говорит он. В качестве примера он приводит услугу Сбербанка по аренде касс и продажи смарт-терминалов «Эвотор» Мегафоном.

Поддержку рынку поставщиков оборудования и ПО окажут стартующие в 2019 г. проекты по маркировке целого ряда товаров: табака, обуви, парфюмерии, одежды, фотоаппаратов, автопокрышек и пр. К кассе надо будет подключить 2D-сканер, который будет считывать информацию, передавать ее в кассу, а затем через ОФД в систему маркировки. Для крупных ритейлеров с их сложной ККТ это не проблема – у них уже есть опыт участия в проектах маркировки алкоголя и шуб. Малому, а тем более микро-бизнесу придется сложнее. Однако, по словам Алексея Макарова, основателя компании «Атол», на рынке уже есть решения, которые хорошо зарекомендовали себя в совместных пилотных проектах ИТ-производителей и оператора национальной системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). По его мнению, спрос на такие решения сохранится вплоть до 2024 г.

Помимо этого, разработчики ККТ вынуждены будут сосредоточиться на расширении функциональности своих устройств, создании новых сервисов. И главной платформой для их развития, по мнению Алексея Макарова, станут облачные решения, прежде всего SaaS. «Мы называем это «четвертой волной» – «волной софта», в отличие от первых трех «волн» реформы 54-ФЗ, в ходе которых меняли оборудование, – продолжает Сергей Андрияшкин. – И мы смотрим на это достаточно широко: по сути, любой сервис или цифровой продукт можно будет доставить в розничный магазин или, скажем, предприятие сервиса в любой точке России в любой момент времени».

Речь идет о приложениях, с помощью которых можно будет привлекать и удерживать клиентов, контролировать персонал, видеть товарные остатки и принимать осознанные решения о закупках, формировать любую аналитику о состоянии бизнеса, объединять разные устройства (весы, принтеры, пинпады, видеокамеры – в будущем, оконную рекламу, устройства учета посетителей и пр.) в единую систему управления предприятием и т.д. «Все, что может быть оцифровано, технологизировано, должно быть реализовано в виде сервисов», – уверен Сергей Андрияшкин.

Еще одно направление развития онлайн-касс – их превращение в пункт выдачи наличных. Напомним, что в сентябре прошлого года такой эксперимент в России проводила Mastercard, а в феврале с аналогичной инициативой выступила Visa. По словам Сергея Андрияшкина, в будущем принципиально нет никакой проблемы «доставить» такой сервис на любой смарт-терминал при помощи технологической платформы.

Развитие сервисного направления во многом будет опираться на данные, накопленные операторами фискальных данных. Дмитрий Афанасьев, директор по работе с партнерами компании «Платформа ОФД», уже сегодня отмечает рост интереса бизнеса к бухгалтерским сервисам. «Данные ОФД – это то, что увидит налоговая в отчетах и сверках. Поэтому спрос на бухгалтерские приложения особенно сильно возрастает к периодам сдачи отчетности в различные инстанции», – рассказывает он.

Огромный потенциал роста рынок имеет благодаря использованию больших данных. «Мы видим потребность бизнеса в новых сервисах на базе обезличенной информации кассовых чеков, других смежных источников, и настроены активно работать в этом направлении, предоставлять широкий спектр инструментов аналитики для бизнеса», – говорит Дмитрий Афанасьев. Например, его компания уже предоставляет торговым центрам возможность видеть обороты арендаторов (с их согласия) и формировать таким образом гибкие условия для торговых точек, развивать маркетинговые активности в целях привлечения клиентского трафика.

Внедрение обязательной маркировки товаров сделает данные о товарообороте еще более структурированными. «В результате бизнес получит инструмент для оптимизации своей деятельности по огромному количеству критериев, а также возможность формировать персонализированные предложения для клиентов на основании социально-демографических характеристик, поведенческих факторов и анализа потребительской корзины конкретного пользователя», – уверен Антон Румянцев.

Недавно «Первый ОФД» и «ОФД-Я» решили объединить имеющиеся у них обезличенные данные и таким образом предложить рынку возможность получения еще более точной аналитики. Через некоторое время к ним присоединился «Контур.ОФД». По словам Максима Ларькина, директора по развитию «Первого ОФД», объединение усилий операторов для создания нового продукта позволяет решить множество задач, стоящих перед крупными компаниями-производителями. Это и точное определение рыночных тенденций, и оптимизация логистических нагрузок, и планирование и администрирование маркетинговых кампаний онлайн.

На стыке больших данных и банковских сервисов лежат скоринговые продукты, например, позволяющие банкам ускорить принятие решение о выдаче предпринимателю кредита. И они тоже будут развиваться.

Постепенно на рынке появятся и B2C-сервисы. «Например, можно будет удаленно выбрать и сделать заказ в ближайшем магазине, опираясь на его номенклатуру, оплатить через приложение и потом забрать по дороге домой, – рассказывает Сергей Андрияшкин. – Похожий сервис мы уже запустили внутри сети «Вконтакте» – он называется «На_районе». Выбираешь товар, находишь магазин, собираешь себе корзину – и тебе твой заказ доставляют».

Таким образом, самый молодой из сегментов российского ИТ-рынка – сегмент онлайн-касс – будет активно развиваться как минимум до 2024 г. И у тех, кто сможет предложить самые интересные и полезные услуги, есть все шансы занять на нем существенное место.

Наталья Рудычева