oбзор

Обзор: ИТ в транспортной отрасли 2017

Александр Гольцов

Александр Гольцов:

Будут развиваться решения для создания максимального комфорта пассажиров

Транспортная отрасль существенно отстает от других по уровню использования ИТ. В ближайшее время ее ждет всплеск интереса к автоматизации бизнес-процессов, системам диспетчеризации на базе технологий GPS/ГЛОНАСС и решениям для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров, считает Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

CNews: Как развивался рынок ИТ на транспорте в 2016 году?

Александр Гольцов: Для российской транспортной отрасли с каждым годом, невзирая на сложную экономическую ситуацию, характерно все большее проникновение ИТ. Предпосылками к развитию выступают, с одной стороны, некоторое отставание в информатизации и, с другой, – первостепенная важность решения стоящих перед отраслью задач.

На государственном уровне мы видим активную работу над внедрением комплексных информационных систем управления пассажирским транспортом, развитием АПК «Безопасный город» и федеральной интеллектуальной транспортной системы.

На региональных уровнях и на уровне транспортных предприятий продолжается развитие пассажирских сервисов, ИТ-инфраструктуры, ведется работа над повышением эффективности деятельности самих предприятий и регулирующих органов. Особое внимание также уделяется вопросу обеспечения безопасности на транспорте.

CNews: Какие направления информатизации наиболее востребованы – повышение эффективности перевозок, безопасность и пр.?

Александр Гольцов: Для транспортного комплекса крупного города перечисленные вами задачи, такие как повышение эффективности и безопасности, а также комфортности пассажирских перевозок – это ежедневная работа. Текущие приоритеты в реализации тех или иных задач зависят от многих факторов, и как правило, планируются заблаговременно. Российские города готовятся к проведению Кубка Конфедераций 2017 и Чемпионата Мира по футболу FIFA2018. В преддверии этих значимых мероприятий проводится большая работа по подготовке транспортного комплекса. Естественно, большое внимание уделяется безопасности, эффективности и комфорту пассажирских перевозок, что в свою очередь, формирует спрос на соответствующие технологические решения.

Александр Гольцов: Для российской транспортной отрасли с каждым годом, невзирая на сложную экономическую ситуацию, характерно все большее проникновение ИТ

Не стоит также забывать и об информатизации деятельности как предприятий транспортной области, так и органов государственного управления в этой сфере. Активно проводятся различные мероприятия по развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и компонентов ИКТ. Речь идет, в том числе, и об автоматизированных информационных системах, системах мониторинга и формирования аналитических отчетов деятельности, информационной безопасности и межведомственного взаимодействия.

CNews: Вашей компанией разработана справочно-информационная система «Аркуда Нави». Какие интересные и еще не очень привычные для российского пользователя возможности она предоставляет? В каких городах она уже внедрена? Как вы видите перспективы ее использования?

Александр Гольцов: Справочно-информационная система «Аркуда Нави», разработанная специалистами «АМТ-Груп» для решения задач информирования и навигации пассажиров метрополитенов, постепенно расширяет область своего использования. В первую очередь, это возможность использования интерактивных интерфейсов в ежедневных рабочих процессах сотрудников подземки. Сотрудники транспортного предприятия получают авторизованный доступ к интерактивному интерфейсу, после чего могут использовать его для ввода текущей информации о выполнении рутинных рабочих процессов, до этого требовавших ежедневного заполнения бумажных отчетов, их сбора и обработки в ручном режиме. Предложенное нами решение позволяет существенно повысить скорость обработки такой служебной информации, формирования необходимых отчетов и принятия управленческих решений. Созданный интерактивный интерфейс может быть использован на планшетных компьютерах и автоматизированных рабочих местах сотрудников транспортного предприятия.

Также нами подготовлен специализированный интерфейс для людей с ослабленным зрением. Мы минимизировали объем информации на экране и существенно увеличили шрифты. Рассчитываю, что в будущем этот интерфейс войдет в состав устанавливаемых терминалов.

CNews: Недавние события в метро Санкт-Петербурга еще раз напомнили о необходимости усиления мер безопасности на транспорте. Как вы видите роль ИТ в этом процессе?

Александр Гольцов: Обеспечение безопасности для социально значимых объектов, к которым, конечно, относится общественный транспорт, – это комплексная задача, решение которой лежит в плоскости взаимодействия силовых ведомств и транспортных предприятий. Естественно, что на помощь сотрудникам, обеспечивающим безопасность перевозок, приходят и все более активно используются современные технологические решения, например, системы интеллектуального видеонаблюдения, системы контроля прохода на критически важные объекты, системы оперативной связи и поддержки принятия решений и другие.

Важно, чтобы все необходимые информационные системы и инфраструктура были интегрированы между собой и дополнены системами мониторинга за их работоспособностью, а также средствами интеллектуальной аналитики, которые позволяют сотрудникам транспортных предприятий вовремя обнаружить нештатную ситуацию и отреагировать на нее. Эту задачу на предприятиях транспортной сферы решают ситуационные центры. Такие центры созданы нами в московском и петербургском метрополитенах. В прошлом году мы также принимали участие в создании ситуационного центра Управления ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

CNews: Появились ли новые технологии с перспективами применения в транспортной отрасли?

Александр Гольцов: В последние годы мы фиксируем увеличение интереса со стороны заказчиков, в том числе и в транспортной области, к биометрическим технологиям. Основными мотивами растущего спроса является общая тенденция к оптимизации операционных расходов на фоне текущей экономической ситуации.

К примеру, крупные предприятия ставят задачу вести автоматизированный учет рабочего времени персонала. Приход и уход сотрудников на работу фиксируются за счет сканирования отпечатка пальца, ладони или лица (в зависимости от решения), что позволяет исключить проход «мертвых душ», а также учитывать при расчете заработной платы опоздания, ранние уходы с работы и другие нарушения рабочего распорядка. В результате переход на использование подобных решений в масштабе крупной компании позволяет экономить до 10% от фонда оплаты труда.

Еще одним трендом применения биометрии я бы назвал тенденцию перехода от «традиционных» логинов и паролей к более современным способам аутентификации, использующим биометрию. Зачастую регламенты ИБ накладывают на пользователей множество ограничений, связанных с регулярной сменой паролей, выполнением требований к их сложности, хранению учетных данных.

Как показывает практика, держать все пароли в голове и соблюдать требования безопасности довольно затруднительно для рядового персонала. Один из наших заказчиков из транспортной отрасли (крупнейший аэропорт) решил эту проблему за счет замены парольного доступа к ИТ-приложениям на биометрическую аутентификацию. В результате сотрудники вообще не знают своих паролей, а проходят аутентификацию через RFID –карту (свой пропуск) и сканирование рисунка вен ладони. Нагрузка на службу сервисной поддержки у заказчика значительно снизилась, а удобство использования стало на порядок выше.

CNews: В каком направлении, на ваш взгляд, пойдет развитие информатизации транспортной отрасли? Каким задачам будет отдаваться приоритет?

Александр Гольцов: Мы видим большой всплеск развития информационных систем, предназначенных для обеспечения комфорта пассажиров и их безопасности. При этом практически не закрыта ниша систем управления транспортными предприятиями. На мой взгляд, именно в этом направлении будет развиваться рынок информатизации транспортной отрасли в ближайшие годы.

Автоматизация бизнес-процессов транспортного предприятия – техническое обслуживание, регламентные работы и прочее – очень важная задача, без решения которой ни одно предприятие не может работать эффективно. Если, к примеру, в финансовой отрасли или телекоммуникациях мы уже не можем себе представить компанию, в которой применяется «ручное управление», то в отношении транспортных предприятий мы еще, можно сказать, и не начинали ничего автоматизировать.

Также мы ждем бурного развития решений и систем диспетчеризации на базе технологий GPS/ГЛОНАСС. Это касается всех сфер транспорта – от глобальных систем контроля и управления трафиком масштаба города (обнаружение и устранение причин возникновения заторов, регулировка и оптимизация режимов работы светофоров) до отслеживания качества работы и соблюдения регламентов сотрудниками транспортных предприятий (например, контроль за вывозом мусора и его утилизацией, соблюдение графика движения пассажирского транспорта, работа экипажей экстренных служб, такси и т.д.).

По-прежнему будут развиваться решения для создания максимального комфорта пассажиров – от сетей Wi-Fi до информационно-навигационных сервисов. Очень важно, что не остаются в стороне вопросы повышения удобства использования транспорта и обеспечения безопасности людей с ограниченными возможностями. В частности, петербургской компанией разработана система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения в городской среде «Говорящий город». Система уже работает во многих российских городах.

Ожидаем мы и дальнейшего развития систем безопасности, поскольку проблема остается крайне актуальной. 

Вернуться на главную страницу обзора