Спецпроекты

oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2019

Сергей Боровиков
Источник фото softline.ru

Сергей Боровиков:

Нужно сотрудничать с мировыми ИТ-гигантами, а не считать их своими конкурентами

Российский рынок облачных услуг продолжает расти, и рост этот продолжится в ближайшие годы. Вместе с тем, на рынке появляются игроки самого разного размера, которые меняют расстановку сил. О том, как ведут себя производители ПО, стоит ли конкурировать с крупными международными корпорациями и почему облака – это хорошо для оборотного капитала, в интервью CNews рассказал Сергей Боровиков, руководитель департамента облачных технологий компании Softline.

CNews: Сергей, расскажите, как, с вашей точки зрения, развивается рынок облачных услуг в России?

Сергей Боровиков: Российский рынок облачных услуг имеет крайне высокий потенциал роста. Повышая эффективность бизнеса, российские компании хотят иметь прогнозируемые расходы, чтобы рационально использовать оборотный капитал. Реальную помощь в этом может оказать применение облачных сервисов. Рост их популярности подтверждает и статистика рынка.

Скажем, сегмент SaaS растет на 30–40% в год. Он буквально насыщен крупными и мелкими игроками. Существенная доля роста приходится на производителей ПО, которые активно переводят свои продукты на модель подписки. При этом часть из них уже сейчас можно купить только по модели SaaS и никак иначе. Наряду с программным обеспечением, бизнесу нужна инфраструктура. Поэтому сектор IaaS тоже демонстрирует ежегодный рост, в среднем – на 25-30%.

Softline на себе ощутила все позитивные тенденции рынка. По итогам 2018 года наибольший рост в компании показало как раз наше облачное направление: +83% к 2017 году. Мы очень уверенно чувствуем себя на рынке и будем усиливать свои позиции. Все предпосылки для этого есть. Облаками мы занимаемся с 2007 года. И такой экспертизы, как у нас, сегодня нет у большинства наших конкурентов. У нас накоплен колоссальный опыт, в компании работают специалисты практически по каждому программному и аппаратному решению. Этих профессионалов мы можем и будем привлекать к реализации облачных проектов по всему миру.

В 2011 году мы запустили собственную платформу. Благодаря ей клиенты получают доступ к публичным, частным и гибридным облакам. Не скрою, одна из наших целей – создание крупной и масштабируемой платформы. И все же свое конкурентное преимущество мы видим в кастомизированных сервисах, которые стремимся предоставить заказчикам.

Но мы готовы предложить клиентам не только собственные, но и вендорские решения, наиболее полно удовлетворяющие их потребности. Сегодня среди наших партнеров – практически все российские и мировые производители, такие как Google, Microsoft, Intel, Cisco, NetApp, Dell EMC, HP Enterprise, VMware.

CNews: Какие наиболее важные события, произошедшие на российском рынке облачных технологий в 2018 году, вы бы отметили?

Сергей Боровиков: Сегодня на рынке сложилась ситуация, когда некоторые отечественные ИТ-компании начинают массово создавать собственные облачные платформы, считая Microsoft, Google, Amazon своими конкурентами. Мы занимаем другую позицию и, наоборот, активно сотрудничаем с международными лидерами. С моей точки зрения, именно сейчас появилась возможность максимально использовать их ресурсы. Кроме того, часть сервисов Microsoft, Google и Amazon просто не доступна из российских облаков. Поскольку Softline как провайдер не ограничена возможностями только своей платформы, все наши заказчики получают оптимальные технологические решения с минимальными затратами.

Еще одна тенденция, которую нельзя не отметить: отечественный рынок облачных услуг стал более дифференцированным. Помимо основных провайдеров, на нем появилось несколько новых игроков, пришедших из других отраслей.

CNews: И как это повлияло на позиции отечественных игроков? Ужесточилась ли конкуренция на российском и международном рынке?

Сергей Боровиков: Безусловно, все мы стали активнее работать. Но это обычная ситуация для облачного рынка. Да, усилилась конкуренция, но она стимулирует нас к постоянному развитию. Из года в год Softline продолжает расти, оставаясь в топ-5 российских поставщиков SaaS и IaaS. Мы работаем над тем, чтобы наши решения и сервисы, выгодно отличающиеся по качеству, стоимости и срокам внедрения, были востребованы как отечественными, так и зарубежными заказчиками.

Вообще укрепление позиций на международном рынке остается частью нашей долгосрочной стратегии. По всему миру мы уверенно идем в самые сложные облачные проекты, требующие нестандартных решений. Softline успешно работает в Восточной Европе, Центральной Азии, Латинской Америке и регионе АПАК – более чем в 50 странах.

Например, в Чили мы первыми из интеграторов развернули гибридную облачную систему Microsoft Azure Stack без непосредственного участия инженеров вендора. А с открытием несколько лет назад в Колумбии call-центра Softline значительно увеличилось число проектов, в том числе и облачных, которые мы реализуем для заказчиков из стран Латинской Америки. Специалисты, работающие в call-центре, оказывают круглосуточную техническую поддержку клиентам на английском и испанском языке.

Стоит отметить, что латиноамериканский и азиатский бизнес, в отличие от российского, широко использует возможности как публичных и частных, так и гибридных облаков. По нашим данным, в странах дальнего зарубежья более 50% всех коммерческих компаний уже перешли на облачную инфраструктуру, тогда как в России – пока лишь 20%. Не раскрою секрета, если скажу, что российский и международный рынок облачных услуг обладает колоссальным потенциалом роста.

CNews: Вы уже упомянули, что российские ИТ-компании выстраивают отношения с мировыми вендорами. И в этом контексте мы хотели бы обсудить с вами один из трендов последних лет – расширение возможностей MS Office365 для решения нестандартных задач. Какие облачные услуги наших провайдеров могут дополнять этот программный продукт?

Сергей Боровиков: Резервное копирование данных из Office 365 – одна из самых популярных облачных услуг. Например, один из наших заказчиков рассматривал варианты решений для резервного копирования, которые бы позволяли оперативно восстанавливать доступ к данным корпоративной почты и дискового хранилища. Мы предложили услугу по резервному копированию в облако Softline, быстро восстанавливающую объекты и файлы Office 365.

Другая востребованная услуга – хостинг сервиса телефонии к Office 365. Ее предоставляют только партнеры компании Microsoft. Наконец, при развертывании MS Office365 и на всех этапах работы с этим программным продуктом заказчикам часто требуется квалифицированная помощь. Мы активно предоставляем услугу технической поддержки и администрирования Office 365. Моя команда справляется с задачами любой сложности.

CNews: На самом деле облачный рынок предлагает широкий выбор пакетов бизнес-приложений. Какие еще облачные сервисы сегодня наиболее востребованы корпоративным сегментом?

Сергей Боровиков: Мы, как провайдер облачных услуг, наблюдаем рост популярности G Suite – пакета бизнес-приложений на базе технологии Google. Этот облачный сервис, работающий на любом устройстве и через любой браузер, обеспечивает общий доступ к документам и повышает эффективность сотрудников. В результате G Suite с каждым годом становится все более востребованным нашими корпоративными клиентами.

Вообще мы тесно сотрудничаем с Google по таким направлениям, как G Suite, Maps, Apigee, Google Cloud Platform. Наша компания – первый и единственный партнер Apigee и Google Cloud Platform на территории России. Мы прошли путь от реселлера до полноценного интегратора, который внедряет сервисы и делает проекты по change management. Мы раскрываем перед нашими клиентами все преимущества использования облаков.

CNews: Для каких сегментов бизнеса переход в облачные технологии можно считать ключевой необходимостью?

Сергей Боровиков: Благодаря облакам масштабирование ИТ-инфраструктуры может идти в любом направлении, поэтому вызывает интерес у наших клиентов – представителей всех отраслей экономики. Даже банки, которые традиционно проводят очень взвешенную и консервативную политику, активно переходят на облачные технологии. В качестве примера приведу свежий проект, который наша команда реализовала для одного из ведущих банков страны. Заказчик запускал новое бизнес-направление в рамках отдельного юридического лица. Мы полностью спланировали работу всех сервисов и приложений компании в облаке, и реализовали проект в течение полугода. Уникальность заключалась в том, что более 90% инфраструктуры клиента находилось в облаке. Непосредственно в офисе располагались только 2 небольших сервера для дублирования определенных ролей серверов в облаке (AD, файловый сервер и сервер печати), а также небольшая СХД, которая обеспечивала работу файлового сервера. Это было сделано специально для организации доступа к важным файлам в случае нарушения связи через интернет.

Торговые сети уже не один год пользуются услугами коммерческих виртуальных ЦОДов. В сезон распродаж у одного из наших клиентов-ретейлеров значительно возрастает нагрузка на информационную систему. Развертывание собственной инфраструктуры с настройкой виртуализации, резервного копирования, сетевой безопасности потребовало бы от него серьезных финансовых, трудовых и временных затрат. Но вложения оказались бы неоправданными, потому что с окончанием сезонных распродаж дополнительные мощности стали бы просто не нужны. Выбор в пользу «облаков» позволил нашему заказчику минимизировать ИТ-расходы и получить полноценную замену физической серверной инфраструктуре.

Аналогичная ситуация может возникнуть и на производственном предприятии, которое масштабирует свою линию, и в страховой компании, открывающей новые офисы или оптимизирующей работу существующих. Телеком-операторам и медицинским центрам с каждым годом требуется все больше мощностей для хранения данных.

Softline не фокусируется на каком-то определенном сегменте бизнеса, а работает с компаниями любой сферы деятельности. Мы построили свою работу так, чтобы слышать каждого заказчика и подбирать решение под бизнес-задачи. При использовании облачной инфраструктуры оплата идет только за полезный объем хранения, ее размер клиент может рассчитать с точностью до рубля.

CNews: Вы правильно отметили, что финансовые организации неохотно переводят свои системы в облака. То же самое и с государственными структурами. В чем, по вашему мнению, заключаются главные препятствия? Изменится ли этот негативный тренд?

Сергей Боровиков: Мы общаемся с топ-менеджерами целого ряда компаний и видим, что они понимают все преимущества использования облачных технологий: безопасность, экономическую эффективность, удобство, отказоустойчивость. Вместе с тем законодательство сильно затрудняет размещение информации, содержащей персональные данные российских граждан, в зарубежных облаках. Если со временем ограничения будут сняты, то рынок ожидает взрывной рост в этом секторе.

CNews: Заключительный вопрос: каковы, с вашей точки зрения, перспективы рынка облачных услуг в краткосрочной и среднесрочной перспективе?

Сергей Боровиков: Я уверен, что рынок продолжит активно развиваться, как минимум – в течение двух-трех лет, сохраняя высокие темпы роста на уровне 25–30% ежегодно. Возможности для развития есть, и они будут только улучшаться по мере оздоровления экономики. Сегодня существуют все предпосылки для увеличения спроса на облачные сервисы как со стороны малого и среднего бизнеса, так и компаний – флагманов отраслей. С развитием экспертизы, ростом числа успешно реализованных проектов будет увеличиваться и доля облачных решений в гибридных архитектурах информационных систем компаний. Softline готова соответствовать запросам самых требовательных российских и зарубежных клиентов, потому что обладает полной линейкой решений и сервисов, покрывающих весь рынок облачных услуг.

Вернуться на главную страницу обзора