Спецпроекты

oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2019

Олег Коверзнев

Олег Коверзнев:
«Рост облачного рынка» – это игра c цифрами и попытка выдать желаемое за действительное

Облачный рынок в России растет на порядок медленнее, чем мог бы. Большинство облаков не дают импульса роста запущенным в них прикладным сервисам. Если облако не выступает катализатором роста цифрового продукта заказчика – это простой хостинг, не несущий добавочной ценности. Только платформы дают эффект мультипликатора благодаря доступной реализации новых бизнес-моделей и продуктов. Почему так происходит и что делать, объясняет директор по развитию бизнеса «Яндекс.Облако» Олег Коверзнев.

Цифровая имитация вместо цифровой трансформации

CNews: Конкуренция на российском рынке облачных услуг нарастает, однако и до насыщения еще очень далеко – как вы оцениваете текущую конъюнктуру рынка?

Олег Коверзнев: На рынке ИТ сложился опасный статус-кво: все подбадривают друг друга, чтобы стимулировать продажи, и любое внедрение подают как качественный рост. При этом в реальности на качественном уровне рынок пока скорее стагнирует! Аналитические отчеты о том, что «облачный рынок вырос на столько-то миллиардов за год» – это манипуляция фактами. Сами цифры могут быть правильными, но они не отражают реальную ситуацию, потому что представляют собой попытку измерить деньгами технологический прогресс.

Мы слышим много разговоров про цифровую трансформацию бизнеса, с которой увязывают развитие информационных технологий и бизнеса в целом. Но цифровая трансформация, благодаря креативным маркетологам, – это лишь яркая обертка для всех технологий, применяемых бизнесом. И многие из этих технологий уже морально устарели и не смогут дать компаниям ни возможностей для технологического прорыва, ни конкурентных преимуществ. Они хорошо работали на рынке, который рос благодаря другим, часто не технологическим факторам, и тогда они себя оправдали. А сейчас они могут лишь поддерживать деятельность бизнеса, не обеспечивая рост. Замена вахтера на СКУД – это еще не цифровизация. Перенос устаревшего приложения в облако – не цифровизация. Нередко наблюдается подмена понятий. Формально бизнес начал использовать внешние облака в дополнение к собственному ИТ для ряда задач, где миграция была безболезненной для ИТ-отдела, но качественно это не меняет ситуацию с ключевыми показателями бизнеса.

koverznev900.jpg
Олег Коверзнев: «Яндекс.Облако» не заинтересовано в сохранении статуса-кво на стагнирующем рынке ИТ

Цифровая трансформация ценна ровно настолько, насколько она соответствует интересам бизнеса. Задача сервис-провайдера – помочь бизнесу найти правильный интерес, а не продавать ему «хорошо зарекомендовавшие себя» продукты, которые станут для него «костылями», не решающими принципиальную задачу.

Настоящая цифровизация начинается, когда компания начинает создавать собственные высокотехнологичные продукты – приложения, сервисы, цифровые платформы – для своих внутренних пользователей, внешних клиентов или бизнес-партнеров. Облачные платформы начинают действительно реализовывать свой потенциал, когда дают компаниям радикальное снижение издержек, минимизацию стоимости бизнес-эксперимента, когда предоставляют крупным консервативным корпорациям гибкость и свободу технологического стартапа, а небольшим и средним компаниям ускоряют и удешевляют путь от идеи до успешного цифрового продукта.

«Яндекс.Облако» не заинтересовано в сохранении статуса-кво на стагнирующем рынке ИТ. Мы как платформенная компания видим проблему и рассчитываем подтолкнуть движение рынка вверх за счет своих технологий и продуктов, сосредоточившись на трех областях, которые будут востребованы любой компанией – управляемые СУБД для работы с любыми типами данных, средства для разработки cloud-native ПО и сервисов, инструменты машинного обучения и готовые сервисы на основе ML/AI. За свою историю «Яндекс» успешно решил схожие задачи внутри, теперь мы стремимся создать эко-систему вокруг нашей платформы и спровоцировать «эффект домино», когда передовые решения станут распространяться по другим компаниям, желающим стать более технологичными и эффективными.

Не пробовать новые технологии – это риск

CNews: Какие проблемы есть на пути движения рынка к реальной трансформации?

Олег Коверзнев: Прогресс во многом зависит от позиции CIO в компаниях-заказчиках – далеко не везде они берут на себя роль драйвера изменений. Кто-то из них просто привык работать по-старому или не имеет достаточного веса, чтобы предлагать системные изменения. Они зачастую не погружены в технологические и экономические подробности альтернативных вариантов, и со временем уровень их компетенций падает – они перестают понимать преимущества предлагаемых рынком изменений и не способны выступить центром компетенции для бизнеса. В результате такие руководители сами становятся препятствием для изменений, обосновывая свою позицию тем, что компания не может брать на себя дополнительные риски. Иногда развитие ИТ в компаниях тормозится консервативным подходом финансистов и безопасников, блокирующих изменения вместо того, чтобы адаптироваться к ним.

Глядя на позицию руководителей профильных подразделений, бизнес-менеджмент даже не начинает присматриваться к использованию облака. И как раз это создает для него риски. Потому что как только появляется какой-то инструмент, позволяющий стандартизировать, автоматизировать твои процессы – его надо пробовать. Иначе можно отстать от конкурентов и даже вылететь с рынка в перспективе. Возьмем яркую иллюстрацию из другой области. Пока у России была почти монополия на доставку людей на орбиту и более половины мирового рынка коммерческих запусков, все было хорошо. Но появились конкуренты, изменившие саму экономику космоса – и все закончилось. За 5 лет доля «Роскосмоса» на коммерческом рынке упала до уровня менее 10%, а лидерами стали новые конкуренты со своими технологиями.

Для цифровой трансформации необходима смена мышления внутри компании. Много лет повторяемая мантра «облако – это дополнительный риск» засела в головах руководителей многих компаний. И к какому результату пришли сторонники этой идеи? Они замкнулись на своих ИТ, и их ограничения не позволяют бизнесу проводить существенные изменения, внедрять и адаптировать новые технологии – я уже не говорю про их создание. А что это, как не риск, не ловушка, в которую бизнес сам себя загнал, ориентируясь на старый подход к инфраструктуре и работе с данными? Все это закончится технологическим дефолтом, когда станет невозможно дальше поддерживать и развивать сервисы на имеющихся технологиях.

Еще одна проблема – кадровая. Специалистов мало. Можно сделать так, чтобы их стало больше, но кто-то должен взять на себя эту роль. Поэтому «Яндекс» постоянно инвестирует в подготовку кадров, в обучение молодежи и повышение квалификации опытных специалистов – это информационная безопасность, продукт-менеджмент, управление и администрирование облачных инфраструктур, разработка облачных решений и т.п. Мы целенаправленно повышаем уровень компетенций на рынке, понимая, что это очень длинные инвестиции, которые мгновенно не окупятся ростом продаж. Но, если и технические специалисты, и продуктологи, и маркетологи будут понимать, какую пользу они могут извлечь из облака, это даст тот мультипликатор, который подстегнет развитие рынка в целом.

CNews: Каких компетенций не хватает на рынке?

Олег Коверзнев: Облака – это не какая-то монолитная категория одинаковых продуктов, они бывают разные и требуют разных компетенций. У всех есть общая база – это хранение данных, вычислительные мощности. На ней строятся решения, которые могут быть предоставлены из облака как сервисы.

Для получения максимальной пользы от облачных сервисов нужны определенные знания и навыки. Облака часто требуют написания скриптов для автоматизации различных функций, для интеграции с другими системами компании. Например, у нас есть клиент – разработчик игр, у которого простаивающие виртуальные машины в ночное время автоматически выключаются. За счет этого у них очень правильная политика использования нашего сервиса – они платят существенно меньше, чем те, кто этого не сделал. И для того, чтобы понимать, что такая возможность существует, и написать условный скрипт для автоматизации, нужно обладать некими компетенциями. Есть инструменты автоматизации типа Terraform, которые позволяют, де-факто, внедрить подход multi-cloud и разворачивать сервисы у себя в инфраструктуре и в облаке при помощи единых инструментов.

Мы помогаем компаниям, которые не сталкивались раньше с такими задачами, популяризируем решения, проводим мастер-классы, объясняем, каким образом можно работать с инфраструктурой как с кодом, своего рода middleware для приложений и сервисов. Вот эти компетенции, связанные с облаками, отсутствуют у многих айтишников, которые привыкли к тому, что у них есть готовые инструменты для собственной инфраструктуры. А тут нужно быть готовым к тому, что придется что-то автоматизировать, то есть быть разработчиком хотя бы на этом уровне. И нужно учиться использовать инструменты для управления облаком и своей инфраструктурой как единым пространством.

Среди наших клиентов есть много зрелых компаний, которым не требуется агитация – они сами все знают про цифровую трансформацию и спрашивают у нас инструменты, которые помогут им реализовать новую стратегию. И здесь «Яндекс.Облако» выступает партнером, который помогает внедрить и адаптировать новые технологии, провести бизнес-эксперименты и показать результат. А дальше клиент понимает, что и в России есть компании, предоставляющие платформы для роста, и тогда уже выстраивается цепочка проектов, ведущих к коренной, реальной трансформации его бизнеса.

Российский рынок не привык к диверсификации труда

CNews: В каком направлении идет развитие облачных платформ?

Олег Коверзнев: Мы понимаем, что «Яндекс.Облако» вышло на рынок достаточно поздно, здесь уже достаточно много известных серьезных игроков. С одной стороны, это дает нам возможность изучить накопленный другими опыт, в том числе международный. С другой, мы понимаем, что от «Яндекса» как заметной компании ждут новых интересных решений. И мы стараемся очень активно развиваться, многие фазы проходим экстерном.

Часть технологий, которые мы используем в платформе, уже прошли проверку в «Яндексе», но многое приходится создавать с нуля. Нам помогает опыт «Яндекса» в работе с большими данными, в использовании инфраструктурных технологий, машинного обучения и т.д. Наличие собственных дата-центров и серверов собственного производства многое существенно упрощает и удешевляет на больших масштабах.

При этом многие технологии, которые мы внедряем, даже в странах с развитой экономикой считаются прорывными. В частности, это «бессерверные» технологии, когда разработчик покупает у нас инфраструктуру не в виде виртуальных серверов, а берет готовые функции – код, микросервисы – которые решают его задачи и при этом избавляют от необходимости арендовать виртуальную машину, чтобы разворачивать там свои сервисы. В частности, недавно мы запустили сервис Yandex Message Queue – масштабируемое решение для обмена сообщениями между приложениями. Он как раз относится к serverless-технологиям, которые позволяют не поднимать отдельный сервер и администрировать этот сервис самостоятельно, а взять сразу готовую масштабируемую функцию и бесшовно встроить в свой продукт.

Российский рынок к этому не привык, здесь обычно всё делают сами. Изобретают свой собственный «велосипед», а когда начинают масштабировать – сталкиваются со множеством проблем. И тогда вместо того, чтобы развивать свой продукт или сервис, они тратят ресурсы на его доработку, чтобы он хотя бы выполнял свои функции.

То, что предлагаем мы – это диверсификация труда. Человечество уже не раз проходило этот путь. Нет ни одного автомобиля, собранного из комплектующих одного производителя. Двигатели делают одни фирмы, шины – другие, аудиосистемы – третьи. «Яндекс.Облако» делает «двигатели». А как будет выглядеть «автомобиль» в целом – это зависит от наших клиентов и партнеров.

Безусловно, мы взялись за решение сложной задачи, запуская платформу. Но нам помогает опыт тысяч пользователей, которые подключаются к публичному облаку. Среди них не только российские, но и международные компании с высокими стандартами и опытом использования западных сервисов. Интересно, что среди них есть как клиенты, желающие локализовать свой бизнес в России, так и компании, работающие только за рубежом. Они видят, что у нас есть продукты, обладающие хорошим качеством и конкурентной ценой. Интерес заметен, в частности, к решениям для машинного перевода и голосовых технологий.

Все это совпадает с нашими амбициями по выходу на международный рынок. А если добавить к этому используемые нами serverless-технологии, которые пока в новинку даже на Западе, то «Яндекс» может привнести собственный опыт в их развитие в мире. Мы же применяем эти технологии в своей компании, накапливаем опыт тысяч собственных разработчиков. И постепенно мы можем сделать так, что они перестанут быть terra incognita для рынка.

PaaS приносит больше половины прибыли

CNews: Как выглядит модель потребления ИТ-продуктов в компании, которая ведет реальную цифровую трансформацию?

Олег Коверзнев: Такие компании понимают, в чем заключается ценность облачной платформы: в снижении стоимости «входного билета» на рынок и значительном сокращении затрат на изменения, на тестирование новых услуг, продуктов и даже бизнес-моделей.

Поэтому многие для получения быстрого и понятного результата стали не просто арендовать базовые вычислительные мощности, а использовать все многообразие сервисов облачных платформ. В бизнесе «Яндекс.Облако» спустя всего полгода после его запуска именно PaaS дает более 50% прибыли. Уже стала обычной ситуация, когда наш клиент сначала проверяет возможности IaaS, а затем переходит на использование сервисов, предоставляемых нашей же платформой. Эти сервисы ориентированы на три направления. Первое – это работа с данными, аналитика и BI. Второе – построение высоконагруженных приложений, масштабируемых cloud-native сервисов. И третье – платформа сервисов машинного обучения. Сегодня они представлены машинным переводом, распознаванием текста на картинках (OCR), распознаванием и синтезом речи.

Все эти направления появились от потребностей рынка. Например, OCR родился потому, что у «Яндекса» есть поиск по картинкам, в том числе с текстом – страницы книг, надписи на иностранных языках, скриншоты программных ошибок. Понимая, что сфера применения этого сервиса значительно шире классической поисковой задачи, мы создали собственное OCR-решение в платформе «Яндекс.Облако», которое применимо для широкого спектра задач: распознавания текста, определения качества изображений, модерации картинок, распознавания лиц и прочее.

Мы считаем, что именно развитие платформенных сервисов «Яндекс.Облака» даст рынку импульс для развития. Будут расти бизнесы наших клиентов, благодаря возможностям платформы, будет расти и наш бизнес. И тогда пойдут вверх рынок ИТ и доля облачных сервисов в нем. Это можно сравнить с автомобильными дорогами, которые строились в США в годы Великой депрессии. Тогда каждый вложенный в них доллар возвращался в экономику десятикратно благодаря тому, что развитие дорожной инфраструктуры порождало множество других бизнесов, от заправок до закусочных и мотелей.

CNews: Какие компании больше вовлечены в процесс цифровизации?

Олег Коверзнев: Пока большую часть занимают компании, разрабатывающие свои продукты и сервисы. Но мы ожидаем, что корпоративные заказчики скоро начнут активно пользоваться нашими сервисами. Уже сейчас мы видим, насколько быстрее других пробуют и адаптируют наши технологии компании из таких отраслей как ритейл и электронная коммерция. Приведу пример. Один из быстро растущих сегментов нашего бизнеса – управляемые базы данных. Мы предоставляем СУБД как сервис и берем на себя все заботы, связанные с администрированием, масштабированием, поддержкой и т. д. И они становятся объектом интереса со стороны крупных компаний, для которых ИТ не являются основным бизнесом, но при этом требуют все более существенных затрат.

CNews: У вас есть конкретные примеры, о которых вы готовы сейчас рассказать?

Олег Коверзнев: В сегменте ритейла могу назвать компанию «Леруа Мерлен», которая активно начала использовать «Яндекс.Облако». У нее очень активный и, вместе с тем, очень прагматичный подход к технологиям, она видит облачные технологии как расширение собственного ИТ-периметра. Если какие-то сервисы и технологии эффективнее брать из облака, то компания устраняет все внутренние барьеры на пути использования облаков. «Леруа Мерлен» интересовали облачные услуги, связанные с управляемыми базами данных, потому что ритейл порождает много данных и нуждается в аналитических инструментах.

Среди других клиентов можно назвать такие компании, как Faberlic, Conde Nast. VC.Ru, к примеру, с помощью наших сервисов переводит статьи в аудиоформат. Компания SkyEng развернула у нас свою среду разработки. Есть много компаний из сегмента среднего бизнеса, занимающихся автоматизацией интернет-магазинов и цифровым маркетингом – SetSale, «Ясно». Есть компании, которые занимаются сейсморазведкой – им нужен анализ колоссальных массивов данных, и это очень ресурсоемкая задача, для решения которой важна «фирменная» облачная возможность гибкого масштабирования вычислительных мощностей в зависимости от нагрузки. Компания VoxImplant использует наш голосовой сервис для разработки собственных продуктов, коммуникационных сервисов, продаваемых под их собственным брендом.

Если говорить о стоимости наших сервисов для клиента – она невысокая, и это не в последнюю очередь благодаря тому, что «Яндекс» построил одни из самых эффективных дата-центров в России. Мы закупаем крупные партии оборудования, поэтому у него низкая себестоимость. В нашем облаке не используются сторонние программные коммерческие решения – все разработали сами или адаптировали opensource, там, где это было целесообразно. Поэтому по ценам на продукты мы выигрываем в сравнении с другими глобальными и локальными игроками.

Вернуться на главную страницу обзора