Спецпроекты

На страницу обзора
Источник фото www.croc.ru
Цифровизация без облаков будет длительной и дорогой
В прошлом году компания КРОК выделила свой облачный бизнес в специализированный бизнес-юнит. О том, что это дало ИТ-компании, какие другие важные события случились на рынке, и почему в России боятся уходить от железа, рассказал директор по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы Максим Березин.

Максим Березин

CNews: Максим, какие наиболее важные события на облачном рынке России можно выделить за последний год?

Максим Березин: 2018 год ознаменовался несколькими значимыми событиями. Например, игроки из смежных ИТ-сфер начали предлагать свои облачные услуги. Среди них – крупные поисковые и медиа-компании, операторы связи. Произошла их консолидация с существовавшими ранее облачными провайдерами, в результате чего рынок укрупнился. Актуальный тренд последнего времени – курс на предоставление специализированных, узкопрофильных услуг в зависимости от целевых аудиторий: крупного бизнеса, СМБ или массовых пользователей (физических лиц).

CNews: Как эти события повлияли на расстановку сил на рынке? Изменились ли позиции ключевых игроков?

Максим Березин: Пока что эти события на расстановку сил на рынке никак не повлияли и, вероятно, не повлияют минимум в течение ближайшего года. Дело в том, что даже с учетом слияний и поглощений со специализированными компаниями новым поставщикам облачных услуг может не хватить опыта и экспертизы. Для этого, а также для формирования костяка команды, требуется время. По нашей оценке – не менее года.

CNews: Какие облака выбирают российские заказчики – частные или публичные? Как этот выбор зависит от величины бизнеса?

Максим Березин: Нам трудно судить, как выбор той или иной модели потребления ресурсов зависит от величины компании, так как КРОК исторически работал в основном с крупным бизнесом. И среди клиентов КРОК Облачные сервисы (как специализированного бизнес-юнита компании) по-прежнему больше всего клиентов из enterprise-сегмента. Между тем, средние по размеру компании также пользуются нашими услугами, так как публичное облако, по сути своей, – инструмент универсальный. Он может быть одинаково полезен и большим, и маленьким организациям. В данном контексте стоит говорить скорее об ограничениях законодательного плана. В государственных и медицинских компаниях требования к хранению данных строже регламентируются законом, чем в коммерческом секторе, поэтому заказчики из этих отраслей чаще всего выбирают частное облако, а не публичное.

crocinfo.jpg

CNews: Многие специалисты говорят о тренде перехода бизнеса от западных поставщиков к российским. Справедливы ли такие утверждения, на ваш взгляд? С чем связан этот тренд?

Максим Березин: Тенденция перехода компаний к российским провайдерам впервые была отмечена еще несколько лет назад. Тогда она была связана с действующим законом о хранении персональных данных в России. Но в прошлом году история с Telegram и попадание под ковровые блокировки IP-адресов других компаний так потрясли рынок, что миграции из публичных иностранных облаков в российские стали массовыми. Только с начала упомянутых блокировок мы получили несколько десятков запросов на переход в облако КРОК.

CNews: Какие изменения в подходах претерпел облачный бизнес КРОК?

Максим Березин: В прошлом году мы провели реорганизацию: облачное направление КРОК стало самостоятельным бизнес-юнитом КРОК Облачные сервисы с выделенной командой инженеров, менеджеров, работающих с клиентами, и маркетологов. Мы получили больше независимости, которая позволяет нам увеличивать количество новых клиентов, в том числе – из нетрадиционных для КРОК сегментов, а также оперативнее реагировать на поступающие запросы заказчиков.

Если говорить в целом, то облачное направление и раньше несколько отличалось от остальных: мы не ведем классическую проектную деятельность, жизнь облачного проекта в идеале не ограничена временными рамками. Выделение в отдельный бизнес-юнит зафиксировало эту особенность, позволив нам сконцентрировать все усилия на постоянном совершенствовании уровня сервиса и создании доверительных отношений с пользователями облачных услуг, которые видят в КРОК Облачные сервисы не столько провайдера, сколько полноправного партнера.

Кроме того, мы перестроили свое позиционирование через призму продуктов, которые закрывают потребности клиентов из различных отраслей. Такой продуктовый подход, а также усиление консалтинговой экспертизы и расширение количества управляемых сервисов, – то, на что мы будем делать ставку в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

CNews: О каких препятствиях перехода к облакам говорят ваши клиенты? Сохранилось ли какое-то недоверие у бизнеса?

Максим Березин: Техническая база крупных российских провайдеров достаточно развита и защищена, но если те или иные компании всерьез опасаются потерять свои данные при переносе и работе в публичном облаке, мы советуем зарезервировать инфраструктуру. Это практически в 100% случаев решит вопрос с отказоустойчивостью размещенных критичных сервисов.

Большинство компаний из числа клиентов КРОК Облачные сервисы это понимают, поэтому о каком-то недоверии к облакам говорить не приходится. Но не всегда отказ от облака свидетельствует только о скепсисе в отношении надежности инфраструктуры. Облако ассоциируется со снижением капитальной нагрузки, однако повышение капитализации – одна из задач, которую преследуют компании, выходящие на IPO. Поэтому они предпочитают строить собственные ЦОДы, а не арендовать ресурсы.

CNews: На ваш взгляд, возможна ли полноценная цифровизация без перехода в облака?

Максим Березин: Возможна, но она будет более длительной и дорогостоящей. Чтобы запустить новый сервис, нужно оборудование (его закупка занимает определенное время), гибкость выделения ресурсов, которой нет у физического железа, наличие не только разработчиков в штате, но и администраторов, поддерживающих системы. При этом сами процессы разработки имеют явно выраженную периодичность. Протестировав функционал, компании перестают пользоваться тестовыми средами. Используя облако при разработке цифровых сервисов, можно просто выключить ненужные виртуальные машины после этапа тестирования. В собственной инфраструктуре это оборудование будет, скорее всего, простаивать. Иными словами, облако – экономически выгодный и оптимальный вариант для реализации цифровых продуктов.

CNews: Какие крупные проекты были реализованы вам в 2018 году?

Максим Березин: В 2018 году мы начали несколько крупных облачных проектов. Выделяются перенос в облако цифровой платформы для образования Университета НТИ 20.35, а также запуск из облака бизнеса Staffjet – нового цифрового сервиса международного кадрового холдинга АНКОР. Кроме того, мы мигрировали в облако весь core-бизнес Qlean и нескольких критичных для бизнеса систем транснациональной компании SK Operations. Также заслуживают внимания облачные проекты для крупного международного FMCG-холдинга и иностранного ритейлера.

CNews: Для каких сфер переход в облачные технологии стал жизненной необходимостью, без которой невозможно представить полноценное функционирование бизнеса?

Максим Березин: Конечно, облака, в первую очередь, нужны компаниям, вставшим на путь цифровизации, а также тем, кто использует сервисы с плавающей нагрузкой. Их перенос в облако обеспечивает значительную экономию на ИТ. Кроме того, облака необходимы компаниям, разрабатывающим ИТ-решения, и всем организациям, занимающимся custdev. Им, как правило, нужны гибкие платформы для пилотирования, чтобы перед запуском понять, насколько эффективно и безошибочно работает новый продукт.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2019
№ 2018 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS
в 2018 г., ₽тыс., включая НДС
1 СКБ Контур (1) 13 441 000
2 Softline 7 552 901
3 Манго Телеком 2 715 716
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2019
№ 2018 Название бренда, под которым оказываются услуги IaaS Выручка от оказания услуг IaaS в 2018 г., тыс. руб., включая НДС
1 Softline (1) 2 641 147
2 Облачный бизнес МТС: #CloudMTS, ИТ-ГРАД, 1cloud 2 462 189
3 Ростелеком (2) 2 425 000
Подробнее