Крупнейшие производители SaaS поставили рекорд по росту выручки за последние пять лет. Этому способствует как по-прежнему низкий уровень проникновения SaaS, так и общее оживление рынка ИТ. В ближайшие годы высокие темпы роста сохранятся, помимо частного сектора, «приложения-как-услуга» будут также активно внедряться в государственном секторе. Развитие рынка приведет к появлению крупных агрегаторов приложений, которые будут выступать посредниками между вендорами и заказчиками.
По итогам 2018 г., совокупная рублевая выручка участников рейтинга CNews SaaS увеличилась на 38% и достигла ₽32,3 млрд. Это рекордный темп роста за последние пять лет, однако он коррелирует с динамикой российской отрасли ИТ в целом: по итогам прошлого года, рынок вышел из кризиса, продемонстрировав увеличение выручки на 11%. Тем не менее, темпы развития SaaS значительно опережают остальные сегменты ИТ. Причина заключается в том, что уровень проникновения подобных сервисов остается низким. По данным J`son& Partners, в 2017 г. только 3,3% хозяйствующих субъектов, имеющих подключение к ШПД, пользовались продуктами SaaS. Таким образом, запас роста в сегмента СМБ остается огромным. С другой стороны, среди крупных заказчиков практически не осталось компаний, которые бы уже не использовали «софт-как-услугу». Но и здесь сохраняются точки роста, так как крупные предприятия продолжают наращивать число приложений, поставляемых как сервис. Ключевым моментов для таких заказчиков является возможность интеграции SaaS-приложений в существующую инфраструктуру, а также доработка сервиса под специфику бизнес-процессов.
Динамика выручки рейтинга CNews SaaS (в сравнении с CNews100)
Источник: CNewsAnalytics, 2019
Место для выхода новых участников сохраняется
В составе участников рейтинга произошел ряд изменений. По сравнению с прошлым годом в списке не представлены «ИТ-град» (приобретен МТС), а также системный интегратор «Техносерв», который столкнулся с финансовыми трудностями и находится под угрозой банкротства. В то же время, в этом году в рейтинге впервые появились «Атол» (специализируется на решениях для ритейла, в частности разрабатывает услуги «Касса-как-сервис» и сервиса мониторинга контрольно-кассовой техники), «Мое Дело» (разработчик сервиса онлайн-бухгалтерии), Axoft (выступает в качестве ресселера облачных сервисов российских и мировых вендоров), также впервые свою SaaS-выручку раскрыла сеть дата-центров DataLine.
Все участники рейтинга, за исключением B2B-Center(-6%), показали прирост выручки по сравнению с 2018 г. Коммерческий директор B2B Андрей Бойко связывает снижение показателей со сменой стратегии компании: «Из-за реформы рынка электронных закупок госкомпаний мы переориентировались на новый сегмент – закупки коммерческих компаний. Сейчас их доля на нашей площадке составляет 60-70%. Сегмент продолжает активно расти – более чем на 20% в год - и позитивную динамику выручки мы ожидаем в будущем году».
CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2019
№ 2018 | № 2017 | Название компании | Город | Выручка от оказания услуг SaaS в 2018 г., ₽тыс., включая НДС | Выручка от оказания услуг SaaS в 2017 г., ₽тыс., включая НДС | Рост выручки 2018/2017, в % | Доля выручки SaaS в совокупной выручке компании |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | СКБ Контур (1) | Екатеринбург | 13 441 000 | 10 935 000 | 23% | 100% |
2 | 2 | Softline | Москва | 7 552 901 | 3 893 248 | 94% | 4% |
3 | 3 | Манго Телеком | Москва | 2 715 716 | 2 248 231 | 21% | 100% |
4 | 5 | КОРУС Консалтинг СНГ | Санкт-Петербург | 1 367 483 | 1 278 114 | 7% | 77% |
5 | 6 | Мой Склад* | Москва | 1 280 000 | 912 000 | 40% | н/д |
Лидерами по темпам роста оказались новые участники рынка. Так, «Атол» по сравнению с 2017 г. увеличил поставки по модели SaaS более чем в три раза (+206%), достигнув оборота в ₽608 млн. Председатель совета директоров компании Алексей Макаров объясняет рост развитием клиентской базы, а также новаторством решений: «Мы придумали и запустили сервис по аренде онлайн-касс в облаке. Несколько месяцев с момента запуска наше решение «Атол Онлайн» было уникальным на рынке. По нашим собственным данным, сейчас 7 из 10 чеков в сегменте интернет-торговли проходят через «Атол Онлайн». Кроме того, клиенты стали более осознанно подходить к вопросу владения контрольно-кассовой техникой и выбирать варианты получения пакетной сервисной услуги удаленным способом (услуга «Атол-Сервис»), что гораздо выгоднее, отмечает собеседник CNews.
Генеральный директор DataLine Юрий Самойлов поясняет, что только в 2018 г. его компания стала активно развивать направление SaaS: «Такой рост объясняется запуском большого количества новых сервисов и эффектом низкой базы», – рассказывает руководитель компании. По итогам 2018 г., выручки DataLine от поставок ПО в качестве онлайн сервиса выросла на 122%, достигнув 129 млн руб.
Axoft также более чем двукратно увеличил выручку (+104%), в абсолютных показателях оборот составил ₽170 млн. Руководитель направления облачной дистрибуции компании Axoft Мария Аниканова отмечает, что развитие сервисной модели является приоритетом – компания активно инвестирует в это направление, для развития этого бизнеса была выделена отдельная команда менеджеров: «Как результат, в этом году мы значительно увеличили продуктовый портфель, который стал включать не только SMB-, но и Enterprise-решения, причем под разные задачи – инфраструктура, информационная безопасность, рабочее место под ключ, сервисы корпоративных бизнес-систем – это расширило аудиторию партнеров и заказчиков и в итоге позволило показать высокие цифры роста».
Госорганам официально разрешили SaaS
В ближайшие годы высокие темпы роста на отечественном рынке SaaS сохранятся. Драйверами роста по-прежнему будут экономическая выгода от использования таких сервисов в сочетании с низким уровнем проникновения. Среди ключевых сегментов, где потребление SaaS будет расти, следует отметить государственный сектор. В декабре 2018 г. правительство РФ внесло изменения в правила проведения госзакупок, согласно которым приобретаемое госорганами ПО может быть предоставлено по модели SaaS. Андрей Бойко полагает, что принятое решение связано с распространением мобильных технологий: «Государство тоже заинтересовано в повышении производительности труда своих сотрудников, их доступности и оптимизации расходов. Скорее всего, принятое решение как раз является следствием этой тенденции».
При этом госсектор уже сейчас эксплуатирует облачные сервисы: «Госструктуры успешно используют сервисы сдачи отчетности (ФНС, ПФР, Росстат, ФСС), сервисы регистрации продукции и сделок на рынке алкоголя, сельхозпродукции. Количество используемых госструктурами SaaS сервисов растет, и мы полагаем, будет расти еще более высокими темпами», – утверждает представитель «Корус Консалтинг СНГ» Сергей Вершков.
Как не потеряться в многообразии предложений?
Важным фактором развития SaaS являются площадки-агрегаторы, через которые потенциальный потребитель может подобрать подходящий ему сервис или набор сервисов. Подобные посредники являются связующим звеном между разработчиками и заказчиками, которым сложно выбрать нужную услугу среди многочисленных предложений.Такие площадки можно разделить на две категории: посредники, которые предоставляют площадку для размещения чужих решений SaaS, и агрегаторы, которые также дают возможность интеграции размещенных продуктов между собой. «Например, рынок EDI/ЭДО пойдет в сторону построения на базе сервисов передачи документов SaaS услуг более высокого уровня, где факт передачи документа будет скрыт внутри каких-то более общих бизнес-процессов», – поясняет Сергей Вершков.
Появление SaaS-агрегаторов – это логичный вариант развития существующих моделей дистрибуции облачных решений, полагает представитель «Манго Телеком» Андрей Козловский. «Производители продуктов заинтересованы в доступе к аудитории крупных платформодержателей, а те, в свою очередь, стремятся расширять возможности для своих пользователей и получать доход, выступая в той же самой роли, в которой сегодня действуют маркетплейсы и магазины приложений», – говорит он.
Создание таких площадок позволит не только сэкономить время, но и даст возможность получить более качественный сервис, полагает заместитель директора управления банковских сервисов и разработки «Корус Консалтинг СНГ» Александр Новиков: «В борьбе за «лучшее место» на полке поставщик SaaS-продукта будет вынужден улучшать собственные решения, стремясь дать клиентам идеальный сервис - это очевидный плюс. Ключевой ресурс для людей — это время. Удобный сервис экономит время, поэтому на первом месте будет стоять удобство сервиса, а не цена».
Как правило, в роли подобных площадок предлагают себя системные интеграторы. Среди участников рейтинга CNews SaaS подобную модель, в той или иной степени, развивают Softline, OnCloud («Ланит»), «Крок», Axoft, DataLine. Однако перспективы создания таких сервисов есть и у других предприятий, в первую очередь, компаний финансового сектора. «В пример я могу привести онлайн-банки, ориентированные на b2b-рынок. Кроме финансовых услуг их клиентам интересны и все остальные сервисы - облачная бухгалтерия, участие в закупках и т.д.», – рассказывает Андрей Бойко. В частности, подобную экосистему для бизнес-клиентов с 2016 г. развивает «Сбербанк». В настоящий момент, они могут воспользоваться 30 небанковскими сервисами.