Спецпроекты

На страницу обзора
Колокейшн уступает место облачным сервисам
Доходы коммерческих дата-центров от размещения чужого оборудования постепенно сокращаются, при этом сегмент облачных сервисов демонстрирует стремительный рост. Генеральный директор телекоммуникационной компании Caravan Станислав Другалев рассказал CNews, как меняется структура доходов операторов, в каких случаях бизнес обращается к облакам и почему важен дифференцированный подход к клиентам.

Станислав Другалев

CNews: Чем обусловлен спрос на облака?

Станислав Другалев: Облачные сервисы востребованы во многих сферах экономики: от медицины до телекоммуникаций. За последние годы мир стал генерировать больше информации, чем раньше. Люди активно общаются в социальных сетях. Поначалу контентом служил текст, потом он стал сопровождаться картинками, а в ближайшие годы 90% трафика составит видео. А информацию нужно хранить и обрабатывать. Именно тенденция увеличения объемов информации и ее усложнения является основным драйвером развития облачных технологий.

В отличие от физической инфраструктуры облачные сервисы являются гораздо более гибкими и эффективными во многих отношениях. Главные преимущества облаков — это масштабируемость, энергоэффективность и оптимизация затрат. С их помощью легче контролировать ИТ-бюджет, адаптировать его под изменяющийся бизнес.

Заказчики часто делают выбор в пользу провайдера облачных услуг, полагаясь на обширную экспертизу. Поэтому востребованность ИТ-аутсорсинга, а в частности публичных облаков, также является драйвером развития облачных сервисов.

По прогнозу iKS-Consulting, к 2020 году рынок облачных услуг в России вырастет почти в три раза. Быстро увеличивается количество облачных пользователей. Обостряется конкуренция между профессиональными ИТ-игроками, появляются новые услуги, совершенствуется обслуживание клиентов.

CNews: Какие барьеры пока мешают развитию рынка публичных облаков в России?

Станислав Другалев:
Обеспечение безопасности может стать главной проблемой при переходе в публичное облако, особенно для организаций enterprise-сегмента. Стоит отдельно выделить защиту персональных данных.

Также барьером, который препятствует развитию облачного рынка, может стать необходимость для заказчика адаптировать инфраструктуру для интеграции с решением провайдера. Отдельно можно отметить неспособность некоторых провайдеров обеспечить высокую доступность услуг и проработанное SLA.

Среди частных причин отказа от облака наиболее распространены такие, как риск утратить гибкий контроль над перенесенными данными и попасть в зависимость от провайдера услуг или неготовность к перестройке существующих бизнес-процессов компании.


drugalev.jpg
Облака, по сути, – одна из возможностей для бизнеса сократить свои расходы, и российские компании это понимают. Все больше предприятий арендуют облачную инфраструктуру, стремясь перевести капитальные ИТ-затраты в операционные. Такой подход обеспечивает экономию в краткосрочной и среднесрочной перспективах.



CNews: Можно ли выделить типичные бизнес-процессы, которые компании предпочитают переносить в публичные облака?

Станислав Другалев: На аутсорсинг, как правило, выносят некритичные для бизнеса данные. Особенно это актуально для банков и страховых компаний, которые в основном используют частные облака.

По нашим наблюдениям, главные клиенты публичных облаков сейчас — это SMB-предприятия. Риск утраты перенесенной в облако информации вызывает у них меньше опасений, если сравнивать клиентов из разных сегментов.

Выделю две полярные схемы взаимодействия SMB-предприятия и провайдера. Первая – в публичные облака переносят бизнес-процессы, происходящие в реал-тайм режиме, а «железная» инфраструктура поддерживает менее активные процессы. Причины переноса в публичное облако могут быть и другие, но при этом клиент получает гибридную инфраструктуру. Она способствует повышению надежности бизнеса. Вторая схема – предоставление только виртуальных ресурсов, как правило, это временные проекты.

CNews: Как за последние два года изменилась востребованность услуг на базе ЦОД (colocation, телекоммуникационные и облачные услуги)?

Станислав Другалев: Большинство отечественных операторов ЦОД предоставляют универсальный набор услуг. Как правило, это колокейшн (сolocation) и телекоммуникационные сервисы на базе инфраструктуры дата-центра, такие как организация сетей и каналов передачи данных, их резервирование, защита информации, а также облачные услуги.

Доходность от размещения оборудования обычно несколько ниже, чем от телекоммуникационных услуг, и заметно выше, чем от облачных. Однако соотношение этих трех направлений в структуре общей выручки провайдеров меняется. В частности, облачные услуги демонстрируют быстрый рост, а услуги колокейшн – умеренное снижение. Думаю, главные причины – в развитии виртуализации и экономических выгодах, которые способствуют оптимизации ИТ-расходов.

В целом за последние два года доля колокейшн в доходах российских коммерческих ЦОД, по разным оценкам, сократилась процентов на десять. По оценке iKS-Consulting, она составляет сейчас примерно 49%, а облачные сервисы дают 30%.

CNews: Почему заказчики переходят от колокейшн к облачным сервисам?

Станислав Другалев:
Бизнес всегда ищет возможности сократить свои расходы. А облака, по сути, – одна из них, и российские компании это понимают. Все больше предприятий арендуют облачную инфраструктуру, стремясь перевести капитальные ИТ-затраты в операционные. Такой подход обеспечивает экономию в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Для принятия решения в пользу «железной» или облачной инфраструктуры, конечно, нужно оценивать параметры. Большинство из них можно протестировать в той или иной облачной услуге. Оперативная масштабируемость ИТ-ресурсов – критерий, который особенно актуален для проектов с сезонными пиками, и гибкость управления – только некоторые преимущества. В облаке можно создать катастрофоустойчивый дата-центр с широким функционалом и гибкими сетевыми настройками, который станет альтернативой физическому решению.

Поэтому для оператора ЦОД возможность предложить облачную ИТ-инфраструктуру – конкурентное преимущество. Причем не только для потенциальных, но и для существующих клиентов. К примеру, при падении доходов пользователи уменьшают объем услуги колокейшн за счет облака. IaaS-облако может стать оптимальным решением и в ситуации необходимости замены устаревшего оборудования. Необходимые мощности можно перенести в него целиком или частично. К тому же ряд провайдеров предоставляют облачные услуги в комплексе с копированием и резервированием данных, защитой от DDoS и другими полезными сервисами.

В основном среди наших клиентов услуга колокейшн наиболее востребована у таких компаний как сетевые ритейлеры, издательские дома, информационные агентства, сервисы по оплате билетов/отелей, которые развивают торговлю и в офлайне, и в онлайне. Такие клиенты нередко подключают публичное облако в дополнение к услуге колокейшн – для создания катастрофоустойчивого решения.

Основной спрос на публичное облако создают сейчас компании, ведущие бизнес в интернете. Как правило, это организации со штатом до 250 человек, например, разработчики сетевых игр, СМИ, интернет-магазины. Для них облако провайдера – главная и единственная площадка для развертывания ИТ-инфраструктуры.

CNews: Почему в России спрос на IaaS значительно превышает потребление SaaS, хотя в мире противоположная ситуация?

Станислав Другалев: Думаю, это связано с развитием самого российского бизнеса. Возьмем, например, предприятия верхнего среднего сегмента и крупные организации. Они превосходят остальные компании по уровню ИТ-грамотности. Раньше всех начали комплексную автоматизацию своей деятельности. Быстрее всех осознали, что IaaS-услуга – один из способов сократить ИТ-расходы. Первыми стали развивать гибридную инфраструктуру с использованием публичного IaaS-облака.

Так сложилось, что инструменты для компаний SMB-сегмента появились позже. Для его основных представителей – малых предприятий – актуальны продукты, помогающие решить одну-две бизнес-задачи. Это создает благоприятную почву для развития SaaS-сервисов. Не случайно Odin, iKS-Consulting и другие аналитики рынка прогнозируют до 2020 г. среднегодовой темп роста SaaS-сегмента в 25%.

CNews: Планируете ли вы продавать SaaS?

Станислав Другалев: Если говорить о нас, то, запуская свое облачное направление, мы делали ставку на IaaS-технологию. Именно на ней основаны наши ключевые услуги – «Облачная инфраструктура» и «Виртуальный дата-центр». Среди пользователей обеих услуг есть SaaS-поставщики. Конкурировать с ними, мы, конечно, не настроены. Но игнорировать тенденции рынка совсем тоже не хотим. Поэтому в ответ на частые запросы пользователей предоставляем в аренду лицензии на программное обеспечение для разворачивания необходимых приложений. А в конце лета запустили услугу резервного копирования, построенную на базе решения Acronis. Пользователи получают готовое решение для гибридной защиты на локальных и облачных платформах.

В ближайшие три года мы намерены следовать выбранной стратегии – активно развивать IaaS-услуги. Хотя не исключаю, что, принимая вызовы рынка, несколько расширим SaaS-направление.

CNews: Компания Caravan работает на ИКТ-рынке 20 лет, но свое облачное направление она запустила только два года назад. Как Вы сейчас оцениваете результаты развития нового бизнеса? Какова выручка от него по итогам 2015 года? Какие планы на 2016 год?

Станислав Другалев: Мы действительно запустили свои облачные услуги позже ключевых провайдеров – в сентябре 2014 года. Однако мы начинали с предоставления виртуального хостинга и вот уже 20 лет совершенствуем свои услуги, накапливая проектный опыт. К тому же для успешного старта публичных облаков мы обладали мощной телекоммуникационной инфраструктурой – это собственные ЦОД и опорная сеть.

В настоящее время Caravan Aero, наш Центр облачных решений, предоставляет услуги для реализации проектов любой сложности – от хостинга сайтов до развертывания катастрофоустойчивого кластера виртуальных мощностей. Мы постоянно развиваем наши услуги, добавляем полезные и удобные инструменты. В этом году услуга «Виртуальный выделенный сервер» стала доступна и на ОС Windows, а также — с панелью для централизованного управления системными службами Plesk.

Наша флагманская разработка – облако, построенное по модели IaaS. Оно представлено двумя разновидностями – «Облачной инфраструктурой» и «Виртуальным дата-центром», ориентированными на проекты разного уровня. В любом случае для клиента – это всегда неограниченное число виртуальных машин и контейнеров на ОС Windows/Linux с необходимой конфигурацией вычислительных ресурсов и инструменты для самостоятельного управления ими. Ценен каждый клиент, каждая решенная задача, будь то классическое исполнение или специально организованное, как, например, два VLAN’а между нашим ЦОДом и облаком Caravan Aero.

Уже за второй год работы выручка от IaaS-услуг стала в шесть раз больше, чем за первый. В целом, с сентября 2015 по сентябрь 2016 года Caravan Aero вырос более чем на 100% в денежном выражении. Ожидаем, что к концу года доходность центра облачных решений увеличится еще процентов на 20%. Прежде всего мы связываем это с повышением спроса на аренду виртуального выделенного сервера, облаков на базе IaaS и услугу облачного бэкапа.

CNews: Изменилась ли за год структура спроса на услуги Caravan Aero и почему? Как изменился пул клиентов?


Станислав Другалев: Да, структура спроса действительно изменилась. Так, процентов на 12 снизилась доля виртуального хостинга, что, на мой взгляд, закономерно. Эта услуга появилась на рынке давно и теперь, с развитием новых технологий, теряет свою актуальность. Ее пользователи – владельцы небольших интернет-проектов – с развитием собственного бизнеса все чаще переходят к аренде виртуального выделенного сервера. Например, наша выручка от VPS с начала года выросла уже на 10%. Кроме того, произошло перераспределение в доходах от облаков на базе IaaS. По сути, доля «Облачной инфраструктуры» несколько сократилась, а доля «Виртуального дата-центра», наоборот, увеличилась. Но вместе они обеспечивают сейчас порядка 67% всей выручки Caravan Aero. Кроме того, высокие темпы роста демонстрирует новая услуга «Облачный бэкап».

Если говорить о наших клиентах — в этом году представителей крупного бизнеса и верхнего сегмента среднего стало больше на 30%. Этому во многом способствовало развитие услуги «Виртуальный дата-центр». Ее подключали для реализации масштабных или нестандартных веб-проектов и резервирования данных. Круг предприятий малого и среднего бизнеса расширялся медленнее, чем раньше. Драйвером стали услуги VPS и «Облачная инфраструктура» соответственно. В целом пользователи облачных сервисов – это динамично развивающиеся компании.

CNews: В чем заключается специфика обслуживания клиентов Caravan Aero?

Станислав Другалев: Caravan Aero реализует дифференцированный подход к клиентам. Чем сложнее в применении услуга, тем больше времени и внимания уделяется ее пользователю. Например, в работе с виртуальным хостингом и VPS клиенту активно помогает наша техническая поддержка. С ней можно связаться в любое время, в том числе через портал обслуживания.

Для работы с услугой «Виртуальный дата-центр» клиент может обращаться также к специалистам второй линии – техническим менеджерам облачных проектов, системным архитекторам. Для мониторинга и управления услугой ему предоставляется специальная контрольная панель. Кроме того, на всех этапах сотрудничества клиента сопровождает персональный менеджер, который обязан оперативно реагировать на обращения и предоставлять развернутые комментарии. Для пользователей VDC мы регулярно проводим индивидуальные консультации. Вместе обсуждаем задачи, предлагаем варианты оптимизации использования ресурсов и т.д.

В качестве примера нашей клиентоориентированности могу привести кейс о переезде нашей физической инфраструктуры на новую технологическую площадку. Крайне важно выстроить взаимодействие с клиентами по принципу единого окна. Нам удалось поддержать клиентов услуги колокейшн, которым крайне важна непрерывность бизнеса, и они смогли воспользоваться ресурсами нашего виртуального дата-центра. К примеру, в одном случае — у компании-клиента сложная разветвленная инфраструктура, и ее специалисты поочередно переносили сервисы через облако Caravan Aero при этом использовали свои привычные IP-адреса. Другая компания перенесла в облако наиболее критичное приложение и сделала облачный бэкап.

CNews: Как Caravan Aero обеспечивает высокую производительность дисковой подсистемы и доступ к необходимым ресурсам для каждого облачного заказчика?

Станислав Другалев: Обеспечение высокой производительности дисковой подсистемы является неотъемлемым атрибутом любой облачной услуги. Мы заботимся о работоспособности Caravan Aero и доступности услуг для наших клиентов. Мы используем инновационное решение – программно-определяемое хранилище, которое позволяет оперативно увеличивать производительность дисковой подсистемы. В случае получения пожеланий от клиента по показателю latency или количеству операций ввода-вывода в секунду, принимаем решение по развитию.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2016
#2015 Город Выручка от оказания услуг IaaS в 2014 г., ₽ тыс., включая НДС
1 Москва 358 680
2 Москва 440 315
3 Москва 565 800
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие ЦОДы Москвы 2016
Компания-владелец Количество введенных в эксплуатацию стойко-мест
1 DataPro 3 000
2 Ростелеком 1 449
3 Ай-Теко 1 200
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД 2016
# 2016 Название компании Количество стоек, реально размещенных/арендованных клиентами
1 Ростелеком 3 432
2 DataLine* 2 988
3 DataPro н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2016
№ 2015 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2015 г., ₽тыс., включая НДС
1 СКБ Контур (1) 6 970 000
2 Манго Телеком 1 808 000
3 B2B-Center 1 163 300
Подробнее