oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2016

Алексей Кречетов

Алексей Кречетов:

Невозможно сравнивать облака только по цене, что называется, «в лоб»

Заказчики все чаще выносят в облако не только разработку программного обеспечения, но и ключевые информационные системы, в особенности такой подход популярен при создании новых офисов и дочерних компаний, рассказал CNews менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services Алексей Кречетов. При этом выбрать релевантное решение крайне сложно: облака различаются как по цене и надежности, так и по архитектурному и функциональному наполнению. Выработать единый стандарт для сравнения продуктов также не представляется возможным ввиду динамичного развития отрасли.

CNews: В каких сферах экономики сейчас наибольшая заинтересованность в облачных сервисах? Какие факторы этому способствуют?

Алексей Кречетов: К облакам присматриваются или уже их используют совершенно различные компании. Мы наблюдаем интерес к облачным сервисам преимущественно со стороны розничной торговли, логистических компаний, производителей FMCG-товаров и банков. В сложных экономических условиях многие компании ищут возможность сократить свои затраты, в том числе и на ИТ – для этого компании переходят с CAPEX-модели расходов на OPEX-модель. Кроме того, в кризис все больше компаний не хотят увеличивать штаты собственных ИТ-департаментов, предпочитая сосредоточиться на профильной деятельности и отдавая многие ИТ-задачи на аутсорсинг.

CNews: Какие барьеры пока мешают развитию рынка публичных облаков в России?

Алексей Кречетов: На мой взгляд, неверно говорить о наличии каких-либо барьеров. Идет развитие рынка, а продажи растут вслед за потребностями. Некоторое торможение наблюдается в первую очередь из-за неразъясненности вопросов с защитой персональных данных по 152-ФЗ и недопонимания того, что при выборе поставщика облачных услуг нельзя ориентироваться только на цену. Архитектура и состав облачных решений, схемы резервного копирования, как правило, сильно сказываются на цене и надежности облаков. Кроме того, надо учесть, что некоторые сервисы пока еще нельзя разместить в облаке (или, по крайней мере, не во всяком облаке). Поэтому зачастую невозможно сравнить просто несколько облаков по цене, что называется, «в лоб». Когда клиенты начинают выбирать конкретное облачное решение, а не просто оценивают свой бюджет на ИТ, то сталкиваются с множеством вопросов и им приходится брать паузу для более детального сравнения.

В первую очередь клиенты выносят в облако разработку программного обеспечения, но сейчас появляется все больше запросов на организацию нового офиса или открытия дочерней компании по модели OPEX

CNews: Можно ли выделить типичные бизнес-процессы, которые компании предпочитают переносить в публичные облака?

Алексей Кречетов: В первую очередь клиенты выносят в облако разработку программного обеспечения, но сейчас появляется все больше запросов на организацию нового офиса или открытия дочерней компании по модели OPEX. В этом случае мы предлагаем клиенту доступ к большинству сервисов из нашего коммерческого публичного облака: колл-центр, офисная телефония и унифицированные коммуникации, базы данных, антивирусная защита, безопасность (двухфакторная аутентификация, управляемые межсетевые экраны), управление мобильными устройствами сотрудников, управляемые маршрутизаторы и другие ИКТ-услуги. Это, как правило, исходит от желания клиента сфокусироваться на своем основном роде деятельности.

CNews: Какую модель чаще всего предпочитают заказчики – частное, коммерческое или гибридное облако и почему?

Алексей Кречетов: Все зависит от вертикали бизнеса и опыта работы с облаками у клиента. Сложно указать какую-то общую тенденцию – практика показывает, что из доступных моделей чаще всего выбираются гибридные облака. Что-то клиент готов вынести во внешнее облако, часть сервисов оставляет исключительно в своем собственном частном. Например, банки в настоящее время готовы выносить в публичное облако разработку ПО и оставляют в частном облаке всю остальную ИТ-инфраструктуру, как правило, из соображений внутренней безопасности. При этом надо обеспечить сетевую и логическую связность двух облаков. Такое единое облако и называется гибридным.

CNews: Заказчики часто жалуются на отсутствие прозрачных критериев выбора поставщиков. Нужен ли рынку выработать единый стандарт? Есть ли опыт создания таких стандартов за границей?

Алексей Кречетов: Учитывая многообразие и комплексность облачных услуг, выработать единый стандарт искусственным образом, скорее всего, не выйдет. Технологии разовьются быстрее, чем удастся выработать общий подход. У игроков рынка есть удачный опыт внедрения разных решений. Нужна серьезная аналитика, чтобы выявить этот опыт и на его основе попытаться выработать какие-то стандарты.

CNews: Какие сервисы в Россию пользуются большим спросом – SaaS или IaaS и почему? Какие сервисы в категориях SaaS и IaaS предлагает компания Orange?

Алексей Кречетов: Российский рынок SaaS больше по объему, что логично и закономерно, так как он более маржинальный. Тем не менее, темпы роста и того и другого весьма велики (от 30 до 50% по разным оценкам).

Компания Orange предлагает как IaaS решения (частные и публичные сервисы), так и то, что можно назвать SaaS. Я осторожен в определениях, так как термином SaaS называют очень многое из того, что было бы корректнее определить как Anything-SaaS. Это телефония, колл-центры, средства унифицированных коммуникаций, почта из облака, корпоративные хранилища информации. В нашем портфолио есть все виды этих услуг. Безусловно, есть планы на этот и ближайшие годы, которые уже реализуются, в особенности по дальнейшему развитию продуктового портфеля в направлениях ИВ, Big Data, Data Base as a service.

CNews: Как политика импортозамещения отразилась на облачном бизнесе Orange в России?

Алексей Кречетов: На данный момент мы не чувствуем ее существенного влияния на наш бизнес. Но одновременно видим, что клиенты стали уделять больше внимание программным и аппаратным решениям отечественных производителей. Среди них можно выделить российские системы контроля и управления доступом (СКУД), средства шифрования интернета каналов (S-Terra), антивирусы. Мы внимательно следим за рынком и готовы использовать, в том числе, и решения локальных игроков ИТ-рынка, если они будут соответствовать нашим требованиям.

CNews: На базе каких дата-центров Orange оказывает облачные услуги российским клиентам – собственных или арендованных? Почему был выбран именно такой подход?

Алексей Кречетов: Мы используем дата-центр IXCellerate для размещения нашего публичного облака. Это один из немногих коммерческих дата-центров уровня Tier III Operational Sustainability. Для нас очень важна надежность и высокое качество сервисов, поэтому это был один из основных критериев выбора.

CNews: Какие телекоммуникационные сервисы наиболее востребованы у клиентов ЦОД?

Алексей Кречетов: К категории «наиболее востребованных» можно отнести все сетевые сервисы, например, WAN, LAN, Internet. Также в последнее время растет интерес заказчиков к облачным контактным центрам. Отдельно отмечу, что мы видим значительный рост интереса к услугам по защите от DDoS-атак. В последние пару лет значительно возрастает частоты и мощность DDoS-атак. Наши клиенты понимают, что корпоративная информация – это, пожалуй, один из самых ценных их активов, поэтому ее защите уделяется дополнительное внимание. В связи с этим наше портфолио облачных решений включает в себя ряд комплексных услуг по защите по DDoS-атак, такие как Internet Umbrella и Managed Firewall.

CNews: Как вы оцениваете развитие облачного рынка России в среднесрочной перспективе?

Алексей Кречетов: Рынок, безусловно, ускорит свой рост. Клиенты уже смелее переходят в облака. Можно сказать, что психологический барьер в основном преодолен, поэтому перспективы облачного рынка в России хорошие. Точные цифры этого роста назвать сложно, но, исходя из прогнозов различных аналитических агентств, можно утверждать, что рост рынка облачных услуг в процентах будет измеряться двузначными цифрами.

Вернуться на главную страницу обзора