oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2016

Связь для ЦОДа: сколько телеком-операторов должно быть в дата-центре?

Связь для ЦОДа: сколько телеком-операторов должно быть в дата-центре?

Сколько провайдеров связи необходимо разместить на площадке ЦОД, чтобы обеспечить производительную и отказоустойчивую работу размещенного оборудования и информационных систем? Согласно рейтингу CNews Connectitivity, наибольший выбор провайдеров связи в Москве предлагают ЦОДы DataLine и IXcellerate – более 35 вариантов подключения. В то же время, участники рынка утверждают, что построить качественный сервис можно и с ограниченным пулом телеком-провайдеров (менее 10 операторов). Однако наличие более широкого выбора дает возможность клиенту получить оптимальный сервис с точки зрения соотношения цены и качества.

Работу современного дата-центра невозможно представить без телекоммуникационных сервисов, в их отсутствие ЦОД превращается в дорогостоящий склад для оборудования. Хотя, как правило, доля сервисов связи в совокупной выручке операторов дата-центров невелика (до 10-20% в случае, если владелец ЦОД сам является обладателем телекоммуникационной лицензии), это необходимая основа, на которой реализуется все ключевые сервисы, включая colocation, предоставление вычислительных мощностей по модели IaaS или аренду готового ПО (SaaS). «С точки зрения инфраструктуры дата-центры держатся на трех основных столпах – это энергетика, охлаждение и связь. Без связи в дата-центре нет особого смысла, поэтому услуги связи занимают очень важное место в бизнесе коммерческих ЦОД», – объясняет вице-президент DataSpace по технологиям Кирилл Павельев.

«Оказывать услуги в ЦОД без подключения стоек с информационными системами к каналам связи невозможно. Это взаимодополняющие услуги. Любой новый клиент, размещая серверное оборудование или арендуя сразу несколько стоек, требует доступ в Интернет и кросс-коммутацию с узлом связи оператора», – рассказывает управляющий директор компании IXcellerate Дмитрий Фокин.

Существуют три ключевые модели предоставления телекоммуникационных услуг. Первый вариант – дата-центры предлагают своим клиентам воспользоваться услугами провайдеров-партнеров, которые размещают свое оборудование на площадки ЦОДа. Второй – большинство операторов ЦОД также готовы разрешить присутствие любого телекоммуникационного провайдера, на которого укажет заказчик, – в этом случае в стойку клиента устанавливается коммутационная «коробка» (кросс), через которую осуществляется подключение к сети необходимого телеком-провайдера. Кроме того, некоторые ЦОДы сами являются обладателями лицензий на оказание услуг связи и могут предоставлять услуги своим клиентам от собственного лица.

CNews составил рейтинг московских дата-центров с точки зрения их оснащенности телекоммуникационными сервисами различных провайдеров. Наибольшее разнообразие источников связи своим клиентам предлагают компания DataLine (на площадках на Ost и Nord присутствует по 39 операторов связи) и дата-центр IXcellerate Moscow One (представлено 37 телеком-провайдеров). Также достаточно большой диверсификацией отличаются ЦОДы провайдера SafeData, принадлежащего «Ростелекому» (29 операторов связи на площадке MSK-II и 28 на MSK-I), площадка DataSpace (27 операторов) и дата-центр M1 компании «Стек Групп» (24 операторов).

Рейтинг CNews Connectivity: ЦОДы Москвы, подключенные к наибольшему числу операторов связи


Название площадки Владелец площадки Адрес площадки Общее кол-во операторов связи, чье оборудование (или кроссы) физически размещено на площадке (1) Кол-во телекоммуникационных комнат (Meet-Me rooms) Кол-во пиринговых точек на площадке (через которые операторы связи обмениваются трафиком между собой) К каким точкам обмена трафиком подключена площадка Кол-во введенных в эксплуатацию стойко-мест
1/2 OST DataLine ул. Боровая д.7, стр 10 39 3 1 MSK-IX, DATA-IX, DataLine-IX 1 487
1/2 NORD DataLine Коровинское шоссе, д.41 39 6 1 MSK-IX, DATA-IX, DataLine-IX 2 216
3 IXcellerate Moscow One «Икселерейт» Алтуфьевское шоссе, д.33г 37 2 1 London Internet Exchange, MSK-IX, Dataix, W-IX, Eurasia Peering 735
4 SafeData MSK-II SafeData пл. Академика Курчатова, д.1, стр.119 29 н/д н/д MSK-IX, M-10 900
5 SafeData MSK-I SafeData Остаповский проезд, д.22, стр. 16 28 н/д н/д MSK-IX, M-10 500

Источник: CNews Analytics, 2017

Перейти к полной таблице

Широкий выбор более характерен для крупных площадок емкостью более 500 стоек, однако и ЦОД-провайдеры среднего звена (до 200 стоек) стараются предложить своим клиентам как минимум несколько операторов связи. Например, в дата-центрах «Крок» Волочаевская-1 (90 стоек) и Волочаевская-2(110 стоек) представлено по 13 телекоммуникационных операторов, а в дата-центре «Берзарина» (160 стоек) компании Selectel размещено оборудование и кроссы 9 провайдеров. Замыкает список ЦОД CloudDC (150 стоек), который предлагает на выбор услуги только двух операторов связи.

Лучше меньше, но качественно?

Большинство представителей отрасли считают, что качество услуг связи важнее количества операторов. Количество операторов на площадке не влияет на отказоустойчивость сетевых сервисов, утверждает Алексей Севастьянов, первый заместитель генерального директора DataLine: «Здесь важнее наличие зарезервированных телеком-вводов (их должно быть минимум два) и возможность быстро подключать клиента к нужному оператору». «Выбирая телеком-партнеров, мы не стремимся «взять числом»: главным фактором является качество услуг связи, которое способен обеспечить телекоммуникационный партнер», – рассказывает Михаил Луковников, директор ЦОД «ТрастИнфо».

В то же время, операторы различаются между собой по профилю услуг, поэтому необходимо охватить все сегменты телеком-услуг, обращает внимание директор по развитию бизнеса DataPro Владимир Лобанов: «Должны быть представлены все лидеры рынка и все виды операторов, начиная с операторов, специализирующихся на строительстве и эксплуатации оптоволоконных сетей связи, до операторов, предоставляющих виртуальные частные сети как в России, так и за рубежом. Должны так же быть представлены независимые маршруты кабельных вводов в ЦОД».

Таким образом, даже небольшое количество провайдеров позволяет организовать качественный телекоммуникационный сервис для клиентов. «Базовый уровень – это 7–8 провайдеров, из которых 2–3 должны быть федерального уровня», – утверждает руководитель сети дата-центров компании «Крок» Павел Колмычек. «Даже если операторов на площадке немного (до 10), но у них хорошая связность, то для некоторых дата-центров этого может быть достаточно», – придерживается сходного мнения Алексей Севастьянов.

Или чем больше, тем лучше?

С другой стороны, наличие большого выбора дает больше гибкости заказчику, который получает оптимальный сервис с точки зрения соотношения цены и качества. «Большое количество операторов связи на площадке ЦОД – это возможность выбора, адекватность цены, упрощение задач резервирования и масштабирования, оперативность при реализации проекта заказчика», – уверен Михаил Луковников. Также важным фактором для клиентов является возможность привести с собой в ЦОД собственного оператора связи, с которым у него уже заключен контракт.

Потребности в услугах связи в значительной степени зависят от масштаба бизнеса клиента и его специфики. «Для иностранных заказчиков критично иметь возможность подключения к сервисам своих глобальных поставщиков. Фактически это возможность подписания приложения к действующему соглашению и расширение для России в рамках своих глобальных контрактов с такими мировыми операторами уровня Tier I, как Telia, NTT, Orange, Sprint», – отмечает Дмитрий Фокин.

«Крупный и средний бизнес предпочитает иметь сетевое резервирование, и им нужен выбор. Небольшим компаниям бывает достаточно и одного оператора из соображений экономии», – отмечает менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services Алексей Кречетов. Впрочем, могут быть и исключения из этого правила, оговаривается собеседник CNews: «Клиенты отталкиваются от потребностей конкретного бизнеса. Если нужна отказоустойчивость, то нужно несколько провайдеров на выбор и минимум два победителя в конкурсе на предоставление каналов связи. Если этот параметр не настолько критичен, то подойдет одно недорогое предложение».

Каналы связи в регионах и за рубежом

Наличие качественных каналов связи с зарубежьем не является камнем преткновения для российского рынка коммерческих ЦОД – большинство площадок не испытывают проблем с оказанием подобных сервисов. Существует несколько типов заказчиков, которыми востребованы такие услуги.
«Прежде всего это международные компании, ведущие бизнес в России, которые, как правило, выносят только часть ИТ-инфраструктуры в нашу страну, – рассказывает Евгений Горохов, исполнительный директор «Стек Групп». – На втором месте, я бы выделил российские компании, которые развивают свой бизнес за пределами РФ, при этом сохраняя «производственную» часть в России. Третьей категорией компаний, заинтересованных в связанности, являются компании, в которых востребована тесная интеграция с глобальными международными информационными системами, и здесь, прежде всего, выделяются компании финансового сектора».

Владельцы ЦОД также утверждают, что в их распоряжении есть разветвленная сеть каналов связи на региональном уровне. В регионах мало дата-центров не из-за качества каналов связи, уверен Алексей Севастьянов: «Площадки по-прежнему концентрируются в Московском регионе по экономическим причинам. В столице по-прежнему сосредоточена большая часть российского бизнеса». Таким образом, развитию дата-центров в регионах препятствует не слабое проникновение высокоскоростных каналов связи, а отсутствие спроса.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора