Спецпроекты

На страницу обзора
Российские «облака»: экономическая целесообразность победила

Сложности в экономике подталкивают клиентов к миграции в облака, благо за последние годы бизнес успел достаточно ознакомиться с данной моделью потребления ИТ. В тоже время неравномерное развитие различных секторов экономики ведет к перекосу в структуре российского рынка облаков в пользу продажи «сырой» инфраструктуры IaaS крупным компаниям. В развитых странах главным облачным товаром являются готовые приложения (SaaS), потребляемые СМБ. Однако в ближайшие несколько лет Россия и лидирующие рынки «поменяются трендами»: в мире будет активнее развиваться IaaS, а в России – SaaS.

В то время как глобальный ИТ-рынок пребывает в стагнации, сегмент облаков продолжает развиваться высокими темпами. По данным Gartner, в 2016 г. облачный рынок вырастет на 16,5% с $175 млрд до $203,9 млрд. Примерно такую же динамику предсказывают аналитики IDC: по их мнению, глобальные траты на публичные облачные сервисы в 2016–2019 гг. будут расти на 19,4%, что в шесть раз опережает динамику мирового рынка ИТ. В общей сложности в 2015 г. на сервисы из облаков было потрачено $70 млрд, а в 2019 г. этот показатель превысит $141 млрд, утверждают в IDC.

Разница в абсолютных цифрах двух аналитических агентств связана с тем, что в Gartner гораздо шире трактуют понятие публичные облачные сервисы и помимо традиционных IaaS, SaaS и PaaS также включают в свою статистику доходы от облачной рекламы ($79,4 млрд в 2015 г.), сервисы безопасности и управления облаком ($5 млрд), а также BPaaS («бизнес-процесс-как-услуга», $39,2 млрд). В отличие от SaaS, когда в аренду через облако предоставляется ПО, с которым работает сотрудник компании, BPaaS предполагает полную передачу процесса на аутсорсинг с увольнением внутренних сотрудников. Если рассматривать только IaaS, SaaS и PaaS, то данные Gartner говорят об объеме рынка в $51,4 млрд в 2015 г. при его росте на 26% до $66,7 млрд в 2016 г.

Объем глобального облачного рынка (SaaS+PaaS+IaaS), $млрд

risunok_1.png

Источник: CNews Analytics, IDC, Gartner, 2016

Ключевым моментом является то, что эксперты сходятся в темпах развития облачного рынка. Главным драйвером для миграции в облако является экономическая целесообразность. Как правило, предприятиям дешевле арендовать ПО и железо по мере необходимости (модель pay-as-you-go), чем инвестировать в строительство собственной ИТ-инфраструктуры.

Кроме того, облака, как и любое ИТ, позволяют оптимизировать внутренние бизнес-процессы и повысить эффективность. «Например, в сфере электронного документооборота стоимость изготовления и доставки электронного документа примерно в 10 раз меньше, чем бумажного. Причем эта вилка продолжает увеличиваться, так как почтовые тарифы и цены на бумагу и печать растут, а цены на пересылку электронных документов – снижаются, – рассказывает Игорь Зеленько, директор управления ритейла и дистрибуции компании «Корус Консалтинг СНГ». – Важную роль играет и возможность ускорения бизнеса с учетом огромных расстояний нашей страны. К примеру, обменяться подписанным юридически значимым договором в электронном виде между контрагентами в Москве и на Дальнем Востоком можно в течение рабочего дня, а в бумажном виде это займет как минимум месяц».

Также следует отметить рост доверия к облакам со стороны заказчиков. Если ранее ключевым фактором при внедрении публичных сервисов из облаков были вопросы безопасности, то теперь клиентов больше волнуют вопросы экономии издержек и оптимизации бизнес-процессов. «Страхи по поводу безопасности остаются, но многие компании их успешно преодолевают. Поэтому сейчас это не тупик, а вполне рабочая ситуация. Все мы уже привыкли к облачным офисным приложениям, онлайн и мобильным банкам. Достигнутый уровень безопасности позволяет пользоваться ими без существенных рисков», – рассказывает Алексей Дегтярев, генеральный директор электронной торговой площадки B2B-Center.

Все как у людей

Рост доверия к облакам и осознание их экономической выгоды характерны для всего мира, включая Россию. По мнению Катерины Костеревой, CEO группы компаний Terrasoft, на это влияет, в том числе, стремительное развитие самих технологий.

«Интеллектуальные бизнес-процессы, инструменты предиктивной аналитики, интеграция с IoT — технологии, требующие мощных ресурсов и способности быстро масштабироваться с учетом постоянно растущих требований бизнеса. Конечно, поддержку необходимой инфраструктуры локально могут позволить себе не все предприятия. В то время как облако обеспечивает компанию нужными ресурсами, снимая головную боль в отношении производительности и доступности сервиса, безопасности и скорости масштабирования», — констатирует Катерина. Кроме того, на отечественном рынке дополнительным стимулом для перехода в облако является кризис, который заставляет бизнес повышать эффективность и сокращать издержки. «Почти все компании секвестировали инвестиционные бюджеты в последние два года, – констатирует руководитель департамента облачных технологий Softline Леонид Аникин. – Проектов по строительству собственных ЦОДов и/или массированных закупок серверного оборудования в России стало меньше. С другой стороны, клиентам по-прежнему нужно запускать новые проекты. Под эти проекты, в свою очередь, требуется оборудование. Поскольку оно не всегда есть в распоряжении, приходится арендовать уже готовую ИТ-инфраструктуру».

Темпы роста российского рынка облаков составляют, по разным оценкам, от 20% до 35% в год в рублевом исчислении. «Российский рынок облачных услуг, как недостаточно зрелый, демонстрирует рост в 25–30% ежегодно», – полагает эксперт «Манго Телеком» Андрей Козловский. По его словам, объективная оценка объема рынка облачных услуг в РФ затруднена в связи с отсутствием согласованной участниками рынка и аналитиками классификации. «Мы согласны с большинством аналитиков, которые в 2015 г. оценили российский облачный рынок в 16–18 млрд руб. В ближайшие три года он будет прибавлять по 20–25% ежегодно», – утверждает Андрей Козловский.

Какие факторы определяют развитие облаков в России?

Позитивные факторы Негативные факторы
1 «Облака» стали понятной технологией, и заказчикам больше не надо объяснять принципы их работы, Клиенты знают основные облачные услуги, понимают, что в них входит, ориентируются в стоимости Инерционный фактор: у многих компаний сохраняется настороженное или негативное отношение к облакам, особенно в плане безопасности
2 В связи с кризисом с начала 2014 г, компании оптимизируют бюджеты на закупку и аренду оборудования за счет миграции в облака Негативный информационный фон по поводу утечки данных из облаков (особенно в госсекторе), например, в связи с деятельностью Эдварда Сноудена
3 Бурное развитие облаков в международном масштабе, Россия является частью глобального рынка и подвержена (хоть иногда с запозданием) всем ключевым тенденциям этого рынка В ряде отраслей есть жесткие требования служб информационной безопасности, которые не позволяющие размещать в облаке сервис-провайдера определенные данные и приложения
4 Рост качества и надежности облачных сервисов, наличие большого количества успешно реализованных кейсов Увеличение капитализации, Компании сознательно сохраняют на балансе большой объем оборудования, чтобы поддерживать высокую капитализацию
5 Требование к хранению персональных данных на территории РФ, что ведет к миграции из иностранных облаков в российские Отсутствие единых стандартов – различие в классификации сервисов, в трактовке фактического и «бумажного» SLA среди участников рынка
6 Интеграция облачных продуктов между собой, Если раньше продавались изолированные продукты, то теперь из облачных приложений можно построить единую экосистему В России активно идет процесс модернизации законодательства в сфере ИБ, что негативно сказывается на сроках ввода новых продуктов
7 Распространение ШПД в регионах и развитие мобильного интернета, развертывание сетей 4G Нехватка ИТ-кадров, разбирающихся в облачных технологиях

Источник: CNews Analytics, 2016

Какие облака растут быстрее всех?

На глобальном рынке доминирующей моделью потребления облачных услуг является SaaS (Softaware-as-a-Service, ПО как услуга), то есть аренда удаленных приложений, когда доступ к программе осуществляется через браузер. По данным Gartner, на сегмент SaaS приходится почти в два раза больше выручки, чем на сервисы IaaS, которые представляют собой второй ключевую группу облачных продуктов (IaaS – аренда виртуализированных вычислительных мощностей в удаленном дата-центре).

За последние годы многие разработчики софта перешли на модель cloud-first, согласно которой предпочтение отдается разработке на основе платформы SaaS/PaaS, а не в формате традиционного коробочного софта, утверждает старший вице-президент IDC Франк Дженс (Frank Gens): «Это значит, что при следующем обновлении ПО, корпоративным клиентам в качестве предпочтительной опции будут предлагать решения SaaS».

Глобальный объем и динамика выручки сегментов рынка облачных сервисов

2015 г. рост в 2015 г. 2016 г. рост в 2016 г.
BPaaS 39,2 2,7% 42,6 8,7%
SaaS 31,4 15,5% 37,7 20,3%
PaaS 3,8 16,1% 4,6 21,1%
IaaS 16,2 31,9% 22,4 38,4%
Управление облаками и сервисы безопасности 5 20,7% 6,2 24,7%

Источник: Gartner, 2016

В то же время спрос на IaaS будет расти опережающими темпами по сравнению с SaaS. В Gartner прогнозируют, что в 2016 г. выручка от поставок SaaS увеличится на 20,3%, в то время как рынок подрастет IaaS 38,4%. «Сегмент IaaS остается самым быстрорастущим, так как крупные компании отказываются от расширения собственных дата-центров и переносят свою инфраструктуру в публичное облако», – комментирует директор по исследованиям Gartner Сид Нэг (Sid Nag).

SaaS? Спасибо, не нужно

Структура облачных продаж в России отличается от общемировой картины: наибольшая часть облачного «пирога» приходится на IaaS. Причина заключается в неразвитости малого бизнеса, который является основным потребителем «ПО в качестве услуги». В то же время крупные предприятия класса enterprise более заинтересованы в аренде вычислительной инфраструктуры и емкостей хранения, а бизнес-процессы внутри компаний не всегда являются типовыми и могут быть удовлетворены с помощью стандартных SaaS-приложений.

С этой точки зрения Россия даже опередила мировой рынок, ведь отечественные компании уже активно мигрируют на IaaS, полагает руководитель управления маркетинга компании «СКБ Контур» Максим Нахабо: «Просто в России эта тенденция проявилась раньше. Крупные компании отказываются от своих собственных дата-центров в пользу IaaS. Это дает им доступ к любой инфраструктуре для гибких и быстрых инноваций и позволяет быстро расти, чтобы выпускать на рынок и поддерживать любой объем новых продуктов и услуг».

«В России IaaS доминирует в облачной структуре, – констатирует генеральный директор DataLine Юрий Самойлов. – Основным потребителем облачных технологий остается крупный бизнес. С помощью IaaS такие компании решают задачи масштабируемости, оптимизации затрат на ИТ. На уровне приложений они чаще всего используют собственные разработки или сильно кастомизированные вендорские решения. SaaS-сервисы с ограниченными возможностями доработки не всегда можно приспособить под устоявшиеся бизнес-процессы. PaaS и SaaS будут постепенно расти, но этот рост будет медленным».

«Как и следовало ожидать, СМБ больше покупает публичные SaaS-сервисы, а корпоративный сегмент — частные IaaS, – отмечает Андрей Козловский. – Хотя сегодня все больше крупных компаний обращаются к SaaS-сервисам». По его словам, в дальнейшем картина развития SaaS и IaaS сохранится. Руководитель виртуального дата-центра «Крок» Максим Березин настроен оптимистичнее своих коллег и ожидает увеличении доли SaaS в облачных бюджетах: «Постепенно, по мере роста доверия к облакам, все больший интерес заказчики проявляют к SaaS-услугам, и мы ожидаем, что это направление будет расти заметно быстрее, чем весь сегмент облачных услуг».

С ним согласна и Катерина Костерева, CEO группы компаний Terrasoft. По её словам, всё больше и больше предприятий, в том числе и на отечественном рынке, предпочитают SaaS-модель. Если раньше компании были готовы инвестировать несколько лет в разработку собственных CRM-решений, то сегодня пришло понимание, что это не приносит ожидаемого результата. Мир стремительно меняется, процессы усложняются, требования бизнеса растут. В этих условиях эффективнее использовать готовые решения от вендора. «В этом году мы перешли на поставку новой функциональности облачным клиентам раз в 2-3 недели. Все наши клиенты получают пакет обновлений, что позволяет им применять новейшие разработки для управления своим бизнесом, — делится Катерина. — Преимущества SaaS очевидны, поэтому их популярность будет только расти».

Малого бизнеса слишком мало

По данным IDC, более 40% выручки облачным провайдерам приносят предприятия малого и среднего бизнеса с численностью сотрудников менее 500 человек. Казалось бы, с этой точки зрения у России должны быть отличные перспективы, так как на август 2016 г. в стране насчитывалось более 4 млн коммерческих юридических лиц, а также более 4 млн зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Тем не менее на сегмент СМБ приходится на более 20–30% выручки, согласно мнению опрошенных CNews провайдеров облачных решений. Причина заключается в более тяжелых условиях ведения малого бизнеса, и, как следствие, его более низкой платежеспособности.

«В России в лучшем случае 20% выручки облачных провайдеров приходится на СМБ, а 80 % – на крупные компании. СМБ у нас не всегда платежеспособен. Малый и средний бизнес на грани выживания и малотехнологичен, поэтому небольшим компаниям сложно расставаться с деньгами на облачные подписки. Плюс и цена облачных подписок для них часто высока», – объясняет Максим Нахабо. Тем не менее, даже в таких условиях существует определенный запас роста, ведь именно облака позволяют добиться более высокой эффективности и оптимизировать ИТ-затраты, так что в дальнейшем следует ожидать постепенного увеличения доли СМБ на облачном рынке.

Отраслевая структура заказчиков облаков

Поставщик облачных решений Класс облачных продуктов Список основных отраслей, которые приобретают облачные решения
B2B-Center Электронная торговая площадка (SaaS) Металлургические, машиностроительные, энергетические компании; предприятия атомной отрасли; телекоммуникационные, транспортные и нефтесервисные предприятия
DataLine IaaS Банки, ритейл, медиа, интернет-сервисы
Softline Распространение ПО различных производителей (Microsoft, Google, Лаборатория Касперского и т,п,) по модели SaaS Ритейл, дистрибуция, товары массового потребления (FMCG)
Stack Group IaaS Интернет-проекты, интернет-ритейлеры, ИТ-инсорсерсы, финансы, госсектор
Сервионика IaaS, SaaS (1C) Ритейл, телеком, холдинговые компании, транспорт и логистика
Корус Консалтинг СНГ Электронный документооборот (SaaS) Ритейл, телеком, поставщики ресурсов (водоканалы, энергосбыт)
Крок IaaS, продажа SaaS сторонней разработки Ритейл, разработчики ИТ-решений, финансовый сектор, производственные предприятия
Манго Телеком Облачная телефония Ритейл, оптовая торговля, интернет-магазины, ИТ, производство
СКБ Контур Налоговая отчетность, бухучет, электронный документооборот (SaaS) розничная и оптовая торговля, сфера услуг, ИТ, недвижимость, производство

«Рост облачного рынка в России все-таки обусловлен ростом спроса на них в сегменте СМБ, – отмечает Максим Нахабо. – Им проще переходить в облако или начинать в нем работать сразу при регистрации компании. Для них выгода от снижения операционных затрат на покупку своей ИТ-инфраструктуры более очевидна, чем для крупных корпораций. Их не так пугают угрозы утечки информации из облака, и они гораздо смелее экспериментируют, чем крупные компании».

Розничная торговля – локомотив публичных облаков РФ

По данным IDC, в 2015 г. крупнейшими клиентами публичных провайдеров облаков были производственные предприятия ($8,6 млрд), представители финансового сектора ($6,8 млрд) и сферы услуг ($6,6 млрд). В России безусловным лидером по внедрению облаков является розничная торговля. Согласно исследованию «ИТ-Град», каждый третий интернет-ритейлер использует ресурсы публичной облачной платформы в качестве основной площадки размещения или для расширения мощностей собственного частного облака. Опрос CNews поставщиков облаков показал, что подавляющее большинство провайдеров в числе своих ключевых клиентов называют представителей розничной торговли. Среди специфических причин, которые заставляют розницу уходить в облака быстрее остальных, можно назвать высокую конкуренцию на этом рынке, а также активное освоение цифровых каналов торговли.

Структура облачных заказчиков компании «Манго-Телеком»

mango.png
Структура облачных заказчиков компании «Крок»

krok.png

Источник: «Крок», «Манго-Телеком», CNews Analytics, 2016

Кроме того, достаточно активно облака распространяются в компаниях ИТ и телекоммуникаций, а также на транспорте и в логистике. Банковские компании и производственные предприятия, которые являются «облачными лидерами» в мире, в России отстают от коллег из других отраслей. Для финансового сектора ключевыми являются соображения безопасности (банки готовы отдать в публичное облако только второстепенное функции), а для многих предприятий производства характерна общая инертность и слабая осведомленность в области ИТ.

Облачные провайдеры полагают, что постепенно перекос в сторону компаний ритейла будет ликвидирован. «Промышленные предприятия более консервативны, но и они постепенно открывают для себя возможности облаков», – говорит Юрий Самойлов. «Высокий потенциал роста доли облачных решений есть в энергетике, банковском секторе, ТЭК, ЖКХ, в том числе в сегменте решений для умных городов», – полагает Вячеслав Самарин, директор департамента облачных сервисов и продуктов компании «Сервионика».

В первую очередь, спрос возник у компаний, которые были вынуждены использовать производительные системы для нужд разработки, тестирования, разворачивания проектных ресурсов, рассказывает директор по развитию бизнеса Stack Group Владимир Лебедев: «Далее облако стали использовать высоконагруженные интернет-проекты, интернет-ритейлеры. Затем активно к потреблению облачных сервисов перешли инсорсеры – компании, выполняющие роль ИТ-сервис-провайдера для материнской группы. За последний год увеличивается число финансово-кредитных организаций, которые, несмотря на жесткую зарегулированность, переносят сервисы в облако, соответствующее определенным требованиям по безопасности и отказоустойчивости. Также мы видим рост спроса со стороны государственного сектора». По его мнению, рост спроса будет расти лавинообразно и затронет отрасли, которые пока осторожно смотрят в сторону аутсорсинг ИТ: ТЭК, промышленные предприятия, медицинские учреждения.

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2016
№ 2015 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2015 г., ₽тыс., включая НДС
1 СКБ Контур (1) 6 970 000
2 Манго Телеком 1 808 000
3 B2B-Center 1 163 300
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг CNews Connectivity: ЦОДы Москвы, подключенные к наибольшему числу операторов связи
Владелец площадки Общее кол-во операторов связи, чье оборудование (или кроссы) физически размещено на площадке (1)
1/2 DataLine 39
1/2 DataLine 39
3 «Икселерейт» 37
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД 2016
# 2016 Название компании Количество стоек, реально размещенных/арендованных клиентами
1 Ростелеком 3 432
2 DataLine* 2 988
3 DataPro н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS в России 2016
#2015 Город Выручка от оказания услуг IaaS в 2014 г., ₽ тыс., включая НДС
1 Москва 358 680
2 Москва 440 315
3 Москва 565 800
Подробнее