oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2016

Хостинг и облака: Не все то золото, что блестит

Хостинг и облака: Не все то золото, что блестит

Принимая решение о внедрении той или иной технологии, стоит руководствоваться не модой, а соображениями увеличения прибыли. Сегодня облачные технологии планомерно завоевывают ИТ-пространство. Однако подходят они не всем. В данной статье рассматривается конкретная сфера бизнеса – хостинг. Как сказываются изменения в модели предоставления услуг доступа к ИТ-инфраструктуре на бизнесе хостинг-провайдеров?

Футуролог и автор концепции новой, сверхиндустриальной «технологической революции» Элвин Тоффлер утверждает: «Главное не в том, чтобы обладать собственностью, а в том, чтобы управлять ею». Другой мыслитель и финансист, Натан Ротшильд, по слухам, сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Эти две сентенции объясняют интерес аудитории к облачным технологиям: человечество прельщает возможность единовременно и с любого устройства в любой точке мира эксплуатировать вычислительные ресурсы нескольких физических серверов с возможностью платить только за реально используемые мощности «железа».

Помимо гибкого биллинга, пользователей привлекает возможность удаленного доступа к данным без необходимости заботиться об инфраструктуре. Не говоря уже о том, что степень сохранности данных в облаке выше, чем на конкретном сервере, поскольку данные многократно дублируются и могут быть восстановлены даже в том случае, если существенная часть физической инфраструктуры по какой-то причине уничтожена или повреждена.

Подчеркнем еще раз: существенным плюсом следует считать возможность избавиться от необходимости заниматься настройкой и поддержанием жизнедеятельности ИТ-инфраструктуры, а также от многоразовых лицензионных выплат, которые предполагает официальное использование большинства программ. Пользователь получает уже готовую услугу, и «издержки производства» его не касаются. Приобретая облако, он может сразу приступить к работе. Так объясняется популярность концепции IaaS (инфраструктура как сервис).

На самом деле, конечно, все несколько сложнее. И в некоторых случаях, как показывает практика, пользователям, бизнес которых никак не связан с ИТ, проще сформулировать свои потребности и получить готовый инструмент. А это уже не IaaS, так как данная модель предполагает высокий уровень самостоятельности пользователя.

Одним из преимуществ IaaS следует считать, например, возможность «самообслуживания», то есть автоматического выделения ресурсов по запросу пользователя. Но для этого пользователь должен иметь возможность корректно сформулировать эти запросы, что предполагает наличие у него определенных ИТ-компетенций. В реальности более высоким спросом пользуется не «инфраструктура как сервис», а сочетание сервиса и инфраструктуры. На Западе такой подход иногда называют managed services.

«Не надо демонизировать облачные решения: облако вовсе не дает какие-то новые потрясающие возможности, – считает Владимир Лобанов, директор по развитию бизнеса DataPro. – Эта технология позволяет повысить гибкость, прозрачность в использовании ресурсов, но не более того. Что до преимуществ облачных вычислений, то это вопрос исключительно «религиозный»: вы можете верить, что этот подход интереснее, функциональнее, а можете не верить. Дело в том, что облако, как таковое, не является самостоятельной услугой. Де-факто, предлагая облако клиенту, ты продаешь ему все тот же традиционный сервис, который просто развернут на другой платформе».

Крупные компании строят свои корпоративные дата-центры не в последнюю очередь из соображений информационной безопасности, следуя принципу «мой ЦОД – моя крепость». Кроме того, для них облачные решения – это еще одна возможность оптимизировать все происходящие в компании процессы, имеющие отношение к ИТ-инфраструктуре. Актуальна для корпоративных пользователей и возможность соединить несколько географически распределенных ЦОДов в единую систему. Облако может быть построено на серверах, разделенных огромными расстояниями. Это удобно, потому что теперь в одной системе можно собрать необходимые данные со всех регионов ведения бизнеса, синхронизировать их и предоставить доступ сотрудникам, определив при этом политику доступа к данным.

Компании, инвестирующие в собственный ЦОД из соображений безопасности, чаще прибегают к использованию частных, а не гибридных или публичных облаков. Гибридные облака (то есть сочетание частных и публичных) на практике не встречаются почти никогда. В редких случаях могут эксплуатироваться крупными корпорациями, которые сами предоставляют услуги публичных облаков (таких как Amazon). Или, напротив, небольшими компаниями, для которых вопрос экономии бюджета стоит на первом месте (речь может идти, например, о небольших розничных интернет-магазинах).

Чем интересны облачные технологии хостинг-компаниям?

Выше речь шла об облаках на службе компаний, чей основной бизнес напрямую не связан с хранением и обработкой данных (Amazon не в счет), но для которых важна оптимизация ИТ-инфраструктуры – фундамента современных высокотехнологичных систем производства товаров и/или услуг.

Но есть целая отрасль «информационной экономики», для которой ИТ-инфраструктура сама по себе является бизнесом, – это хостинг-провайдеры. И если в первом случае речь шла преимущественно про частные корпоративные облака, то, говоря о коммерческом хостинге, следует учитывать следующее: с одной стороны, тип внедряемого облачного решения зависит от желания заказчика, чья инфраструктура доверена заботам специалистов ЦОДа, а с другой – ЦОД как предприятие может пойти на внедрение облачной архитектуры, руководствуясь внутренней бизнес-логикой. Например, чтобы оптимизировать расход «человеко-часов» на администрирование серверов, на базе которых предоставляются услуги частным клиентам или малому бизнесу.

Коммерческие ЦОДы предлагают облачные технологии, но эта услуга, как правило, является не единственной или не доминирующей, потому что облака – это что-то новое, не всегда понятное пользователю, а люди консервативны и предпочитают идти по уже известному пути. Если клиента в целом все устраивает, но он испытывает потребности в увеличении вычислительной мощности, то ему проще приобрести (купить или арендовать) дополнительное оборудование и прибавить его к уже имеющемуся парку, а не проводить оптимизацию посредством миграции инфраструктуры в облако.

Ориентированные на получение прибыли от размещения, администрирования или сдачи в аренду оборудования и предоставления доступа к сетевой инфраструктуре, хостинг-провайдеры имеют возможность с помощью открытых или коммерческих облачных решений расширить предлагаемый спектр услуг и существенно снизить цену на них (благодаря сокращению их себестоимости). При этом, как поставщик услуги, они экономят на оборудовании, эффективно используя мощности имеющегося в их распоряжении «железа»: можно применять в одном кластере сервера разных поколений и производителей. Таким образом, ликвидность активов возрастает. Еще один способ оптимизации бизнес-процессов – предоставление типовых преднастроенных решений на базе облаков. Например, можно предоставлять клиенту узкоспециальные решения, такие как «офисная АТС», «бухгалтерия», «виртуальный офис» или же VPN-тоннели для географически распределенных команд. Настройка решения, под которое имеется «заготовка», потребует, очевидно, меньше времени, а значит, будет стоить дешевле уникального, «штучного» продукта.

Облако: одна из услуг или единственная услуга?

В России есть, однако, несколько дата-центров, ориентированных исключительно на предоставление услуг облачного хостинга, например, CloudDC. Они не занимаются продажей, арендой и размещением физических серверов, их сфера интересов – облака, без какого-либо намека на традиционные для хостинг-провайдеров сервисы, такие, как колокейшн. Они сразу выделяют ноды и предлагают их клиентам в качестве вычислительных мощностей. Есть ли в этом смысл? Если компания определила такую политику, если в этом они видят перспективы, то почему нет? Это вопрос выбора, основанного на знании своего клиента.

Тем не менее, большинство дата-центров в России все-таки предпочитают классическую бизнес-модель, то есть колокейшн или сдачу в аренду серверного оборудования. Значит ли это, что они намеренно отказываются от облачных решений? Вовсе нет. Для таких ЦОДов услуга развертывания облака просто является не основной. Повлияет ли это на активность приобретения облачных технологий клиентами? Вряд ли: спрос рождает предложение (и наоборот). Облачные проекты предлагаются клиентам в тех случаях, когда есть убеждение, что именно эта технология лучше всего подходит для решения стоящих перед ними задач.

«Переход ЦОДов на гибридную (часть собственных ресурсов и часть облачных) модель потребления ИТ, позволит значительным образом повысить эффективность обеспечения, – считает Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group. – Что касается построения ЦОДов, ориентированных на предоставление только облачных сервисов, это, безусловно, достаточно перспективная модель, основные бенефиты которой можно будет увидеть в будущем, когда объемы данных в облаках вырастут в несколько раз. Очевидно, что облачные решения вскоре все-таки потеснят традиционные хостинг-услуги. Это произойдет в ближайшие 3-4 года».

Итак, можно предположить, что облачные проекты и традиционные услуги могут сосуществовать в рамках одной бизнес-модели. Однако для этого обстоятельства ведения бизнеса должны сложиться определенным образом. Здесь возможны несколько сценариев.

Один из них – когда инфраструктура ЦОДа не принадлежит хостинг-провайдеру. Ни для кого не секрет, что инфраструктуру хостинга и услуги хостинга часто предоставляют разные компании. И первые сдают вторым в аренду площади дата-центров. По такой модели работает хостинг-провайдер ATLEX.Ru, который арендует площади у крупного инфраструктурного провайдера. Если хостер платит за каждое место, ему выгодно сдавать в аренду виртуальные сервера, потому что нет необходимости под каждую задачу выделять отдельный физический сервер. А значит, нет необходимости приобретать дополнительные места в ЦОДе.

Если говорить о хостерах в контексте арендных отношений хостинг-провайдера и ЦОДа, всегда выгоднее не покупать новое «железо», а повышать эффективность использования имеющегося оборудования. Но и тут есть некоторые нюансы. Каждый виртуальный сервер требует техподдержки. Если на одном «железе» несколько виртуальных серверов, то очевидно, что и работы у инженеров, администраторов и техников будет больше, чем если бы они работали с одним физическим сервером. Увеличиваются расходы на оплату труда. Но эти затраты будут гораздо меньше, чем аренда дополнительных площадей у владельцев ЦОДа.

Ситуация может складываться иначе, когда инфраструктура ЦОДа, включая здание, принадлежит хостинг-провайдеру, как в случае с чешской компанией Host-Telecom.com s.r.o. Компания не несет никаких дополнительных расходов на аренду каждой новой стойки в случае добавления серверов. Поэтому хостинг-провайдер может смело позволить себе выбрать в качестве первостепенной задачи продажу вычислительных мощностей в виде физического «железа» с большим количеством физических серверов без виртуального уплотнения, сокращая тем самым затраты на «человеко-часы» специалистов и лицензии ПО виртуализации.

Цена за каждый флопс производительности в случае использования bare metal решений ниже, чем при виртуализации (даже если это требует большего места в ЦОДе), что особенно интересно для высоко нагруженных или крупных проектов. Если у клиента небольшой или не нагруженный проект, то решение с виртуализацией в абсолютных деньгах в месяц скорее всего получится выгоднее, чем брать физическое железо и не загружать его по полной программе. Также если крупный клиент нуждается в облачном решении, чтобы использовать все функциональные возможности виртуализации, хостинг-провайдер может предложить ему серверы, на которых администраторы клиента сами построят облако, либо воспользуются услугами инженеров компании, предоставляющей услуги хостинга (за отдельную плату).

Если же хостинг-провайдер собирается строить объект на земле, находящейся в его собственности, возможен еще один сценарий. По условию задачи, у нас уже есть один собственный ЦОД. Он нагружен. Дополнительных мест и мощностей нет. Зато политика компании говорит о необходимости внедрения облачных решений. И вот, перед руководством встает вопрос: уплотнять имеющийся дата-центр или построить новый, специально «под облака». При уплотнении ЦОДа стоимость «железа» растет, об этом следует помнить. Необходимы специальные модели малогабаритных blade серверов с соблюдением всех необходимых технических требований эксплуатации. Это требует, в свою очередь, более дорогой инфраструктуры ЦОДа по сравнению со стандартным железом: более точное и производительное кондиционирование на единицу площади и т.п. Переделывать всегда дороже, чем строить новое, тем более, когда речь идет об оптимизации инфраструктуры с усложнениями, без увеличения площади размещения. Условно, единовременно вам нужно выделить 120 млн. В том же случае, если дата-центр не в собственности, нужно учитывать еще и ежемесячные расходы.

Можно пойти другим путем: построить новое просторное здание, ориентированное исключительно на облака. С большим помещением можно позволить себе стандартное оборудование со стандартной инфраструктурой по стандартной цене. Пусть это будет 100 млн разовых затрат. Если здание и земля в собственности, то этот вариант чаще всего экономически выгоднее. ЦОД проще, дешевле, быстрее обслуживать, что значительно сокращает вероятность отказов и их продолжительность, а также обеспечивает хороший запас места для роста. Но если ЦОД не принадлежит хостинг-провайдеру, придется каждый месяц платить еще большую арендную плату за более просторное помещение. В этом случае, возможно, выгоднее переплатить 20 млн. разово и выбрать вариант с уплотнением, чтобы потом экономить на аренде.

В каждом конкретном случае нужно ориентироваться на поставленную задачу и условия, в которых находится компания. Нельзя определенно сказать, стоит ли строить отдельный ЦОД под облачные решения; можно ли оптимизировать дата-центр, основной задачей которого изначально была реализация «железа»... Сколько времени потребуется на то, чтобы инвестиции вернулись, зависит от огромного количества факторов, каждый из которых нужно учитывать. Но первостепенное значение имеет вопрос собственности инфраструктуры, здания, земли.

Заключение

Облачные решения – это всегда история про бизнес. В случае с корпоративными дата-центрами облака позволяют снизить расход времени и финансов на поддержание жизнедеятельности инфраструктуры, провести канал связи от сотрудника к необходимым для работы ресурсам, объединить деятельность всех участников производства в единую систему и снизить некоторые риски, связанные с безопасностью данных. Говорить об облаках в контексте бизнеса хостинг-провайдеров имеет смысл только понимая, что хостинг – это деятельность, направленная на извлечение прибыли. Тогда очевидно, что облака – это, как правило, инструмент расширения уже существующего ассортимента услуг хостинг-провайдера. В редких случаях облачные решения выступают основой бизнеса хостера. Сегодня такие проекты – лишь исключения, подтверждающие правило.

«Не все то золото, что блестит», – говорит русская пословица. И, если рассматривать ее применительно к теме данной статьи, то получается, что инновации, частным случаем которых является облако, – это не всегда хорошо. Облачные технологии будут работать во благо только тогда, когда руководство компании тщательно проанализирует целесообразность внедрения облаков, а также примет во внимание все сопутствующие внедрению факторы. И все-таки облачные решения (при рациональном их использовании) позволяют в той или иной мере повысить эффективность деятельности бизнеса – будь то хостинг или любая другая сфера.

Павел Чернобров, Диана Кочиева

Вернуться на главную страницу обзора