oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Стоимость SaaS все еще высока для СМБ

Стоимость SaaS все еще высока для СМБ

Процент проникновения облачного ПО среди малых и средних фирм остается невысоким из-за высокой стоимости продуктов, недостаточной гибкости провайдеров и низкой ИТ-культуры бизнеса. В то же время крупный бизнес активно переводит на SaaS второстепенные сервисы, а компании из сферы торговли – и ключевые процессы.

Ассортимент продуктов SaaS на рынке стремительно увеличивается, появляются стартапы, которые специализируются на продаже готовых сервисов из облака. Как правило, такие решения ориентированы на малый и средний бизнес, представители которого не имеют возможности тратиться на собственную физическую инфраструктуру. Тем не менее, на практике заказчиками SaaS часто выступают крупные компании, а руководители небольших фирм даже не имеют представления, что такое Software-as-a-Service и как работает эта модель. Сегодня крупный бизнес и СМБ обеспечивают приблизительно равные доли рынка SaaS-приложений.

Максимум интереса

Большинство участников рынка согласно, что малый и средний бизнес готов к внедрению SaaS. «Компании сегмента СМБ созрели для облачных технологий. Во всяком случае, со стороны заказчиков среднего бизнеса мы наблюдаем явный спрос на облачные приложения», – говорит глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко. «Сектор СМБ всегда проявлял наибольший интерес к облачным услугам и именно небольшим компаниям выгодно использовать облачные решения, которые позволяют разворачивать сложные ИТ-инфраструктуры с минимальными финансовыми затратами. И такие решения могут стать для них мощным инструментом в конкурентной борьбе с крупными игроками», – констатирует заместитель генерального директора компании Caravan Андрей Касьяненко.

Если взять средний портрет потребителя SaaS, то это будет прогрессивно настроенный средний бизнес. Тем не менее SaaS использует сравнительно небольшая доля компаний сектора СМБ. Почему так происходит?

Во-первых, проблема заключается в слишком высокой стоимости сервисов. «Единственным камнем преткновения является большая стоимость облачных услуг, обусловленная низким уровнем развития российского рынка, – полагает Андрей Касьяненко. – Спрос на данные услуги еще не так высок, как на зарубежном рынке, поскольку не так много компаний, проявляющих интерес к облачным технологиям, а сам спрос на российском ИТ-рынке формируют в большей степени крупные компании».

На высокую стоимость накладывается недостаточная гибкость параметров сервисов. «Как мне кажется, есть явное расхождение между структурой спроса и предложением со стороны SaaS-провайдеров как в части предлагаемых сервисов, способов их доставки и потребления, так и в части ценообразования и механизмов оплаты, – рассказывает Александр Василенко. – Расхождение заключается, например в параметрах сервисов, доступных для заказа, отсутствии нужных параметров. Или в желании провайдера окупить свои затраты очень быстро, что приводит к слишком высокой стоимости сервиса по сравнению с TCO этого же сервиса, разворачиваемого on-premise. Или в требовании оплачивать облачный сервис квантами по кварталу или месяцу».

Во-вторых, распространению технологии препятствует низкая осведомленность потенциальных заказчиков. Несмотря на маркетинговые усилия поставщиков, большинство владельцев малого бизнеса никогда не слышали о модели SaaS. Эти люди оперируют терминами «безопасность», «эффективность», «взаимодействие с другими игроками», для них не важно, как именно технологически реализуется решение. Коммерческий директор проекта «Деловая Среда» Сбербанка РФ Владимир Габриэль отмечает, что большинство малых фирм занято в сфере торговли, поэтому ключевым для них является поиск надежных партнеров. Кроме площадок, где такие игроки могут безопасно взаимодействовать, малый бизнес заинтересован в бухгалтерских и складских сервисах, которые будут интегрированы между собой.

Есть и другие факторы, мешающие развитию рынка SaaS. «Некоторые из них связаны с невысокой управленческой культурой большинства предприятий, причем не только в СМБ, – рассказывает руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Алексей Бессарабский. – В то же время это огромный резерв роста рынка облачных бизнес-приложений. Другие опасения вполне традиционны: проблемы уязвимости и безопасности облаков, отстающая законодательная база и недостаточная зрелость (особенно небольших) провайдеров. При этом важно отметить, что передовые провайдеры прошли большой путь по выстраиванию и совершенствованию бизнес-процессов, сертификации продуктов, решению большого числа технических, юридических и организационных задач. Поэтому многие привычные опасения сегодня уже потеряли свою остроту».

Минимум спроса

Большие предприятия, например компании ТЭК или банковской сферы, уже инвестировали значительные средства в собственные ЦОДы и потребляют ИТ-сервисы из внутренних облаков. Они готовы отдать вовне простые некритичные сервисы. В данный момент наибольшим спросом пользуются такие SaaS-услуги, как решение для автоматизации службы технической поддержки (Service Desk, HelpDesk), корпоративная почта и различные сервисы информационной безопасности (ИБ). «Service Desk и электронная почта не всегда являются бизнес-критичными сервисами, поэтому даже крупные компании готовы рассматривать их перевод на аутсорсинг. В свою очередь, приобретение по подписке ИБ-сервисов — это хорошая возможность точечно усилить существующую собственную систему защиты от угроз информационной безопасности», – объясняет Роман Лимбергер, руководитель направления SaaS-услуг компании «Крок».

Наиболее востребованные продукты SaaS

Ключевые системы типа ERP или АБС, требующие настройки под бизнес-процессы заказчика, остаются внутри компаний. Покупка такого решения из облака потребует изменить внутренние принципы работы, что повлечет существенные затраты. Дешевле оказывается доработать ПО из коробки. «Модель SaaS глубоко связана с содержанием решаемых бизнес-задач и требует стандартизации менеджмента ИТ более высокого уровня. С одной стороны, стандартизация позволяет привести систему к наиболее удачным решениям (именно это и является причиной популярности корпоративных почтовых сервисов от Google). Но, с другой стороны, могут быть утеряны уникальные особенности бизнес-процессов. Если для почтовых служб это почти неактуально, то для сильно связанных с бизнес-процессами и слабостандартизируемых систем, например для ERP-решений, данный вопрос является ключевым», – рассказывает ведущий системный инженер ГК Custis Дмитрий Морозов.

По его словам, для крупного бизнеса затраты на изменения в менеджменте ИТ являются соизмеримыми с созданием индивидуальных решений. «А с учетом вероятной потери уникальности бизнес-процессов (а вместе с ней — и конкурентных преимуществ), индивидуальные решения оказываются предпочтительнее», – резюмирует эксперт.

Зависимость между кастомизацией сервиса и масштабами проекта, конечно, есть, рассуждает генеральный директор «Барс Груп» Тимур Ахмеров. Крупные корпорации и государственные ведомства стремятся получить уникальное проектное решение своих задач. Им проще заказать для себя уникальный сервис, чем приспособить множество бизнес-процессов под возможности, заложенные в тиражном решении.

Кроме того, представители крупного бизнеса склонны не доверять облачным провайдерам в плане безопасности. «В случае с банками речь идет не о сравнении уровня защиты, а о сопоставлении меры ответственности, – рассказывает руководитель направления по стратегическому планированию «Банка Хоум Кредит» Виктор Ковалев. – Поймите правильно: какие бы условия ни прописывались в договорах, в случае нарушений банк может лишиться лицензии и потеряет бизнес, а провайдер – только клиента, причем, возможно, переставшего существовать на момент «разбора полетов». Риски несопоставимые, и вот это уже не миф».

Исключением среди крупного бизнеса являются компании торгового сектора. Традиционно, ритейлеры и фирмы, занимающиеся логистикой, гораздо активнее других прибегают к аутсорсингу, и аренда приложений не является исключением. Так, одним из наиболее востребованных направлений SaaS являются системы управления взаимоотношений с клиентами – CRM. «Сегодня на облачные услуги мы тратим до 80% ИТ-бюджета компании, – делится опытом директор ИТ-департамента VR Logistic Сергей Кузьмин. – В нашей ИТ-стратегии облака традиционно являются ключевым инструментом. Соответственно, затраты на развитие новых cloud-сервисов у компании VR Logistic будут повышаться. Это произойдет ввиду таких стимулирующих факторов, как расширение численности компании и ее экспансия в регионы, а также планируемое внедрение внутрикорпоративных ИТ-сервисов (документооборот, CRM, Service Desk)».

Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора