oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Операторы связи забыли про облака

Операторы связи забыли про облака

Прогноз того, что телеком-провайдеры будут лидерами на рынке облачных услуг, не оправдался. Их присутствие мало заметно на рынке, а вычислительные мощности дата-центров не используются. В то время как на рынке один за одним появляются новые стартапы, а провайдеры ЦОДов переходят на облачные рельсы, компании «большой тройки» продолжают проводить оценки и присматриваться к рынку.

Несколько лет назад высказывались предположения, что локомотивом отечественного рынка облаков станут телеком-провайдеры. Компания обладают развитой физической инфраструктурой для оказания сервисов: покрытие сотовой связью всей страны, наличие магистральных сетей, собственные дата-центры. Особенно на этом фоне выделялся «МегаФон», который в 2010 г. запустил крупный ЦОД в Самаре, сертифицированный по TIER III, и анонсировал стратегию на создание общероссийской сети дата-центров. Немаловажным фактором было и то, что у телекоммуникационных компаний были достаточные собственные финансовые средства для развития этого направления бизнеса.

Сейчас облачные решения переходят из области теорию в практику. В авангарде этого движения, что неудивительно, стоят операторы дата-центров. В их выручке по-прежнему доминирует размещение чужого оборудования или сдача в аренду физических серверов, но аренда виртуальной инфраструктуры (Infrastructure-as-a-Service) также набирает обороты. Доля SaaS в обороте операторов ЦОД пока незначительна. По этому направлению успешнее действуют компании-интеграторы. Например, Softline в 2012 г. на аренде ПО заработал 220 млн руб. (рост к предыдущему году 119%), выручка «Ай-Теко» составила 70 млн руб. (+50%). Кроме того, появляются стартапы по предоставлению облачных услуг, которые также весьма заметны на рынке, например, «Облакотека».

Поведение телеком-провайдеров на этом фоне выглядит странным, огромные площади дата-центров простаивают без дела. «МегаФон» является лидером рынка публичных ЦОДов по вычислительным площадям, при этом используются они только на треть. По оценке CNews Analytics, на площадках «МегаФона», рассчитанных на 4000 стойко-мест, реально используется менее 1300 стоек. «Мы продолжаем использовать свои ЦОДы в основном для собственных нужд, выделяя, при наличии возможности, площади для наших клиентов в коммерческих целях, – рассказывала в сентябре пресс-секретарь компании Юлия Дорохина. – Это связано с тем, что развитие подобного бизнеса требует большой концентрации именно на нем, а для «МегаФона» ЦОДы не являются профильным видом деятельности. Для нас это больше инструмент повышения лояльности клиента, чем получения прибыли».

«ВымпелКом» располагает четырьмя дата-центрами в Москве на 600 стоек, в начале 2014 г. компания рассчитывает запустить новую площадку в Ярославле еще на 1000 стоек. Использовать новый ЦОД планируется, прежде всего, под собственные нужды, которые растут на 70-150 стоек, заявлял весной 2013 г. директор по управлению операционными рисками «ВымпелКома» Виталий Задорожный. По словам представителя этого оператора Анны Айбашевой, услуги виртуального сервера и файлового хранилища предоставляются «индивидуально под клиента», а в 2014 г. эти сервисы будут запущены «в более развернутом виде». Оператор МТС располагает шестью дата-центрами в Москве и регионах. На конец 2013 г. компания предоставляла только услуги colocation в тестовом режиме.

Крупнейшие сети коммерческих дата-центров России

krupnejshie_seti.png

Источник: CNews Analytics, 2013

Наибольших успехов в развертывании облаков достиг «Ростелеком», который располагает второй по географическому охвату сетью ЦОДов – оператор присутствует в 10 городах (больше только у «МегаФона» – 12 городов). В 2011 г. «Ростелеком» был назначен оператором национальной облачной платформы О7, и в 2012 г. она была запущена в эксплуатацию. В ее рамках представлены типовые SaaS предложения для учреждений образования и здравоохранения, служб ЖКХ, муниципальных образований, представителей СМБ. Выручку по этому направлению в компании не разглашают, ссылаясь на то, что она не выделяется отдельно в финансовых показателях.

Почему операторы связи «проспали» облака?

В чем же причина того, что телеком-провайдеры опаздывают с выходом на рынок облаков? Прежде всего это связано с тем, что услуги ЦОД и SaaS для них – непрофильный бизнес, при этом рынок связи остается более привлекательным и сулит более высокие прибыли. Объем телеком-рынка России превышает триллион рублей, а уровень рынка облаков – это «всего лишь» миллиарды, в крайнем случае, десятки миллиардов рублей.

«Рынок традиционных телекоммуникационных сервисов еще не до конца исчерпал себя, и даже в условиях жесткой конкуренции между основными игроками позволяет извлекать достаточную прибыль без выхода на абсолютно новые для телеком-компаний рынки облачных сервисов. Возможно, что ожидаемая прибыльность этих рынков для оператора ниже привычной», – объясняет глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко.

Руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком» Алексей Бессарабский считает, что прорыва телеком-компаний на рынке облаков вообще не стоило ожидать: «Хотя есть несколько интересных проектов развития облачных услуг телеком-провайдерами, в целом успехи у них скромные. Это неудивительно, так как два этих бизнеса – облачные услуги и телеком-услуги – разнонаправленны, противоречат друг другу и могут удачно сосуществовать только временно. Один из этих бизнесов в результате совместного развития неизбежно оказывается главным, а второй – подчиненным. Понятно, что главным оказывается основной, в данном случае телеком-бизнес».

Еще одна причина скромных успехов операторов связи заключается в отсутствие необходимой квалификации и потребности в высоких инвестициях в новое направлении: «Прогноз того, что телеком-провайдеры станут ключевыми игроками облачного рынка, действительно не оправдался, – отмечает заместитель генерального директора компании DataLine Алексей Севастьянов. – Основную причину этого я вижу в неповоротливости крупных игроков телеком-рынка и нежелании мелких и средних игроков развивать новое направление бизнеса в условиях, когда они неплохо зарабатывают в своей основной нише. Также не надо забывать, что внедрение облачных сервисов требует довольно больших начальных капитальных инвестиций в инфраструктуру, а также наличия квалифицированного персонала, способного ее обслуживать, а также продавать этот вид услуг на рынке».

Справедливости ради отметить, что некоторым крупным игрокам (например, «МегаФону») инвестировать в физическую инфраструктуру не нужно: мощностей значительно больше, чем реально используется.

Что касается отсутствия подготовленных кадров, то здесь телеком-операторов опережают системные интеграторы. «Переход в облако для любого корпоративного заказчика — типичный интеграционный проект. Компания, которая его реализует, должна обладать компетенциями системного интегратора. Телеком-провайдеры этими компетенциями не обладают, у них другой профиль деятельности. Кстати, обратное тоже верно: трудно ожидать, что какой-нибудь интегратор вдруг станет успешным оператором связи», – рассказывает Руслан Заединов, заместитель генерального директора и руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок».

Поздний старт

Конечно, есть проблемы, которые тормозят развитие всего облачного рынка в целом, связанные с недостаточным развитием каналов связи. Телеком-провайдеры как никто другой осознают важность этого фактора, поэтому не спешат предлагать рынку свои сервисы раньше времени. «Уже через 3–5 лет, когда полностью решится проблема беспроводной связи и будет обеспечено полное покрытие всех регионов, крупные телеком-провайдеры станут серьезными игроками рынка», – оптимистично настроен Всеволод Егупов, руководитель отдела продаж ICT, T-Systems CIS. Важно отметить сохраняющийся интерес к облачному рынку со стороны крупных операторов связи и активности по оценке потенциала этих рынков, говорит Александр Василенко.

«Многие российские телеком-провайдеры занимаются созданием своих облаков, и их время еще впереди, – полагает руководитель группы баз данных технологического консалтинга Oracle СНГ Марк Ривкин. – Быстро это не происходит. Есть как технические, так и финансовые, и маркетинговые сложности. Рынок должен созреть. Если для больших организаций с серьезными программными системами все же более предпочтительны свои частные облака, то для множества мелких организаций уровня СМБ облачные центры больших телеком-провайдеров могут быть привлекательны».

Мнение, что операторы связи не проспали облачный рынок, а лишь ищут более подходящий момент для выхода, подтвердили события декабря 2013 г., когда «МегаФон» анонсировал свою первую публичную облачную услугу – аренду виртуальных серверов на базе дата-центра в Самаре. Среди конкурентов из числа телеком-компаний аналогичное предложение пока есть только у «Ростелекома», который в рамках облачной платформы О7 предлагает услугу «Виртуальный ЦОД».

Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора