oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Облачные технологии: все еще в ожидании взрывного роста

Облачные технологии: все еще в ожидании взрывного роста

Рынок облачных решений продолжает свое движение: некоторые прогнозы оправдались, а другие остались в стороне. Сменились и основные направления развития, поставив на первый план вопросы облачной специализации, выбора конкретных решений и разработки стратегии корпоративного облака.

По мере того как облачные технологии проникают в жизнь людей на примере персональных сервисов, предоставляемых крупными провайдерами, такими как Google или Microsoft, уже никто не считает облака новинкой и в корпоративной среде. Во всем мире отмечается снижение уровня опасений работы с облачными средами: по информации аналитиков InformationWeek, еще в 2012 г. этими вопросами были обеспокоены не менее 45% потребителей таких сервисов. И Россия в данном отношении не исключение – за 2012–2013 гг. было реализовано немало частных облачных проектов, а также появилось множество крупных провайдеров – как российских, так и зарубежных.

Отчеты аналитиков подтверждают, что облачные услуги – один из наиболее динамично развивающихся секторов ИТ-рынка. По оценке IDC, рынок облачных сервисов будет расти гораздо быстрее, чем весь рынок ИТ в сфере услуг, и к концу 2016 г. объем мирового рынка в сфере облаков превысит $460 млрд, демонстрируя среднегодовой темп роста в 50,8%. В то же время, по оценке Forrester Research, темпы развития мирового ИТ-рынка составят около 8%. Таким образом, крен мировой ИТ-индустрии в направлении облаков очевиден.

Специальные решения

Чтобы успешно играть на облачной арене, крупные поставщики объединяются и стремятся предоставить зрелые аппаратные платформы с интегрированным ПО для развертывания облачных сред. Хорошим примером является VCE — консорциум Cisco, EMC и VMware, продвигающий решения для построения частных «облаков». «ИТ-производители не оставляют за бортом и системных интеграторов, развивая партнерские программы, на основе которых заказчикам предлагаются комплексные услуги, включающие хранение и резервное копирование данных, обеспечение катастрофоустойчивости и безопасности бизнеса», – отметил Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок».

Что касается публичных сервисов, они также претерпевают серьезные изменения. В частности, набор услуг для клиентов становится все более обширным и гибким. «Важной тенденцией является стремление провайдеров обеспечить качественный и востребованный рынком набор прикладного программного обеспечения и сервисов для клиентов, насытить «облака» содержанием, реализующим важные бизнес-функции», – говорит Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS.

PaaS, IaaS или все же SaaS?

Важное направление развития облачных сред – изменение основной концепции предоставления сервисов. «В России пока наибольшим спросом пользуются услуги IaaS, это связано с желанием клиента самостоятельно администрировать свои системы, что, в свою очередь, обусловлено большим количеством самописных программ и общим недоверием клиентов к рынку», – говорит Всеволод Егупов, руководитель отдела продаж ICT, T-Systems CIS.

Доля IaaS в структуре российского рынка облачных сервисов для бизнеса, млрд руб.

struktura_rynka_iaas.png

Источник: IBS, 2012

Консервативный подход крупных компаний к планированию своей инфраструктуры понятен. Им не хочется терять те преимущества, что дает собственная уникальная среда. Поэтому они чаще рассматривают возможность получения готовых вычислительных мощностей, нежели сервисов на базе конкретного ПО. «Для крупного бизнеса затраты на такие изменения в менеджменте ИТ являются соизмеримыми с созданием индивидуальных решений. А с учетом вероятной потери уникальности бизнес-процессов (а вместе с ней и конкурентных преимуществ), индивидуальные решения оказываются предпочтительнее», – комментирует Дмитрий Морозов, ведущий системный инженер группы компаний Custis.

При этом как на мировом, так и на российском рынке идет плавное увеличение доли SaaS-сервисов и публичных облаков. И это неудивительно, ведь компаниям из сегмента SMB, напротив, значительно сложнее создать собственную инфраструктуру. Грамотно составленные и продуманные облачные предложения являются для них именно тем спасительным ресурсом, что позволяет быстро выйти на рынок с новым продуктом или сервисом. По оценкам Forrester, мировой рынок облачных решений вырастет до $93 млрд к 2016 г., и SaaS будет составлять его большую часть. В России складывается такая же картина: аналитики IDC Russia считают, что уже в ближайшем будущем на SaaS будет приходиться до 50% расходов на российском рынке публичных облаков. «Компании начинают понимать преимущество моделей PaaS и SaaS наряду с простым предоставлением виртуальных машин, как это происходило раньше, и предоставление платформенных сервисов», – говорит Марк Ривкин, руководитель группы баз данных технологического консалтинга Oracle СНГ.

Частные или гибридные?

Впрочем, облака не всегда бывают публичными, особенно в нашей стране. «Основной тенденцией развития облачного рынка в России, является, на наш взгляд, потребность в построении гибридных облаков. Многие компании сегодня обладают собственной хорошо развитой ИТ-инфраструктурой и центрами обработки данных, поэтому наиболее подходящий для них путь перехода в облако – это создание гибридных решений», – отмечает Николай Прянишников, президент Microsoft в России.

Предпочтения по использованию облаков в России

predpochteniya_oblaka.png

Источник: Almer Research и QuinStreet Enterprise, 2013

Это не значит, что частных облаков будет становиться меньше. Напротив, их число будет расти, так как они обеспечивают более высокий уровень безопасности, позволяют легче интегрировать нестандартные решения и добиться лучшей управляемости, в сравнении с публичными облаками. Дополнительный вклад создает отсутствие четкого регламента по работе с конфиденциальной информацией в публичных облаках, например, с персональными данными. Регуляторы пока не оговаривают четко принципы обработки данной информации, и это сдерживает развитие рынка публичных облачных сервисов в корпоративной среде.

Мобилизация и консьюмеризация

Рост популярности облаков объясняется не только экономическими факторами. Сегодня люди все чаще используют разнообразные мобильные устройства – смартфоны, планшеты, ноутбуки, позволяющие по-новому работать с информацией. Если компания хочет предоставить своим сотрудникам доступ к корпоративным информационным системам, используя мобильные каналы связи, проще всего сделать это через облако. «Облачные сервисы позволяют дистанционно решать самые разные задачи и управлять бизнес-процессами из любой точки мира. А самое главное, облачные сервисы – это всегда актуально, качественно и чаще всего недорого», – Дмитрий Шамшурин, руководитель группы разработки Original Group.

На фоне смены самих устройств также наблюдается изменение модели работы с данными. «Сегодня заметна консьюмеризация облачных сервисов. Они перестали копировать функционал традиционных систем и предлагают предприятиям целый пласт новых возможностей, например, средства аналитики и BI, да и в целом на рынке сейчас происходит активное расширение портфеля предлагаемых продуктов», – говорит Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком».

Подводя итог, можно сказать, что основная парадигма перехода к облачным технологиям изменилась в корне. Если раньше компании задавались вопросом о необходимости облака, то сегодня они размышляют, какое облако и для каких задач выбрать. Именно эта трансформация отношения к новым технологиям и стала причиной активного роста данного сегмента рынка и появления новых решений и игроков.

Кстати, за последние годы в России появилось множество компаний, предлагающих разнообразные облачные сервисы. Вопреки ожиданиям, это оказались не провайдеры связи, а независимые компании, формирующие более гибкое предложение, что особенно важно для SMB. Дальнейшее решение вопросов безопасности и создание четких инструкций по защите конфиденциальной информации в облаках придадут дополнительное ускорение росту популярности облачных сервисов в России.

Андрей Шуклин, Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора