oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Мигрируя в облака, бизнес получает не только экономический эффект

Мигрируя в облака, бизнес получает не только экономический эффект

Сегодня много говорится о том, что успешные игроки рынка применяют облачные технологии. Однако не столь часто эксперты рассказывают об основных предпосылках такой трансформации. Эффективность предопределяется не только переходом капитальных затрат в операционные.

Согласно данным недавно проведенного исследования Verison 2013 State of the Enterprise Cloud Report, современные компании все чаще обращаются к облачным технологиям. При этом до 23% процентов нагрузки на облачные мощности создается уже не второстепенными прикладными, а настоящими бэк-офисными системами, которые обеспечивают само функционирование бизнеса компании. Почему это происходит? Аналитики Verison отметили кратное увеличение потребностей в свободной памяти и хранилищах данных и 90%-ный рост нагрузки на вычислительные мощности.

Учитывая, что ИТ-инфраструктура является одним из важнейших активов современных организаций, безусловно, движение к облакам диктуется экономическими соображениями. «Важнейшими предпосылками для миграции в облако является постоянное повышение требований бизнеса к доступности, масштабируемости и управляемости инфраструктуры и естественное желание снизить стоимость владения ИТ», – комментирует Дмитрий Морозов, ведущий системный инженер группы компаний Custis.

Предпосылки перехода в облака, по данным 2012–2013 гг.

predposylki_perehoda.png

Источник: Verizon, 2013

В действительности важнейшей предпосылкой для миграции в облако является не только то, что оно способствует росту бизнеса, создавая новые возможности и снижая затраты, но также повышение эффективности процессов в целом. «Сегодня ИТ-департаменты компаний, бизнес которых требует серьезных ИТ-мощностей, не уступают по размеру хорошему системному интегратору. А это значит, что компания тратит серьезные усилия и ресурсы не только на свой основной бизнес, но и на непрофильный. Это актуально и для предприятий СМБ, которые вынуждены тратить много усилий для обеспечения хотя бы базовых ИТ-решений», – комментирует Николай Прянишников, президент Microsoft в России.

Однако топ-менеджмент должен быть морально и организационно готов к миграции. «Нужно быть открытым для инноваций и, кроме того, быть недовольным текущим уровнем гибкости своей ИТ инфраструктуры, а также стремиться к снижению стоимости поддержки ИТ», – отмечает Марк Ривкин, руководитель группы баз данных технологического консалтинга Oracle СНГ. Но даже при полностью позитивном настрое сегодня далеко не каждая компания может полностью или даже наполовину отдать свою инфраструктуру в облачную среду. Как отмечают аналитики Verizon, «предстоит еще долгий путь миграции», и тому есть сразу несколько причин.

Трудности переходного периода

Перед тем как начать миграцию в облачную среду, необходимо оценить, какие приложения действительно целесообразно и вообще можно отправить в облака. «Перенос в облако действующих приложений – очень непростой и рискованный процесс. Не зря существует старая программистская мудрость «работает – не трогай», поэтому для миграции нужны очень веские основания, например требование серьезных инвестиций в развитие инфраструктуры корпоративного решения», – говорит Рустэм Хайретдинов, CEO компании Appercut Security.

Однако есть и такие приложения, которые могут с легкостью переехать в облачную среду, не создавая особенных проблем. Есть такие организации, в которых работает много разных приложений с веб-интерфейсом и неравномерной нагрузкой. И если они построены на стандартных программных компонентах, перенос процессов в облако может пройти за несколько часов, причем без сучка и задоринки. Хорошими кандидатами на переход в облако являются и те компании, которые используют множество разнородных приложений, особенно если каждое из них работает на своем оборудовании. Как отмечают в Oracle, в этих случаях консолидация и стандартизация, обеспечиваемая облаком, позволит решить массу проблем. Еще одним примером потенциального облачного клиента может стать любой заказчик, у которого много установок баз данных, причем эти базы существуют в нескольких экземплярах: эксплуатационная, тестовые, для разработки, для обучения, для оценки новых сервисов и другие.

Однако переносить в облако приложения с очень высокой нагрузкой, работающие непрерывно с большим количеством пользователей, а также имеющие устаревшую архитектуру будет непросто. Кроме того, не следует спешить с переносом в облако приложений, обеспечивающих жизнедеятельность граждан и государства, простой которых недопустим в принципе. В таких случаях нужно вести тщательную подготовку, а возможно предварительно мигрировать на стандартные отраслевые платформы. И именно в этих случаях шкурка не всегда стоит выделки. «При подготовке к миграции крупных информационных систем играет роль наличие решений класса Software Asset Management. Дело в том, что многие производители корпоративного ПО до сих пор не предложили схем лицензирования, оптимизированных для облачных сред. В итоге без применения SAM департамент ИТ может оказаться в неловкой ситуации после очередного аудита со стороны одного из производителей дорогостоящего корпоративного ПО из-за нечаянного нарушения лицензионного соглашения и «перерасхода» имеющихся лицензий», – комментирует Александр Василенко, глава представительства VMware в России и СНГ.

Безопасность

Не секрет, что очень выгодно переносить в публичное облако небольшие и некритичные по требованиям безопасности и надежности базы данных, а также весь спектр приложений, разработанных для сегмента SMB. Дело в том, что для них не стоит вопрос обеспечения специальных уровней защиты. «Провайдер, осуществляющий хотя бы минимальный набор технических и организационных мероприятий уже лучше, чем любая безопасность в СМБ», – категоричен Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека».

Тем временем практически все провайдеры облачных услуг применяют классические методы обеспечения безопасности – это комплексная защита ИТ-инфраструктуры, шифрование трафика, кодирование важных данных. Не секрет, что в сфере облачных коммуникаций есть и специфические угрозы и методы защиты. Так, например, провайдерам облачной телефонии необходимо защищать SIP-сигнализацию, бороться с телефонными DoS-атаками. Очень важны и несложные организационные меры, вынуждающие клиентов пользоваться услугой безопасным образом, например, применять firewall, отказаться от слишком простых паролей на SIP-устройствах, ограничить IP-адреса, с которых могут совершаться звонки.

В большинстве облачных ЦОД применяются системы непрерывного мониторинга трафика и полуавтоматического выявления необычных действий пользователей. И если, скажем, подозрительная активность клиента будет обнаружена, не менее важно принять меры по блокировке попыток кражи трафика, как одной из наиболее популярных сегодня атак. И хотя эксперты оценивают уровень безопасности облачных услуг как позитивный, далеко не всегда того оказывается достаточно. «Технически защиту организовать несложно. Однако соблюсти требования российских регуляторов при этом (получить соответствующие лицензии ФСБ и ФСТЭК) довольно сложно, поэтому провайдеры этим занимаются не всегда», – говорит Рустэм Хайретдинов.

Какие бонусы дают облака?

Тем временем статистика уже показала, что решившиеся на облачный путь компании, оказываются в более выгодном положении. Согласно опросу, который провело аналитическое агентство IDC на конференции Microsoft Worldwide Partner Conference в Хьюстоне, облачные партнеры программного гиганта показывают практически вдвое лучшие результаты по параметрам прибыльности, чем компании, выбирающие традиционные формы сотрудничества. Так, согласно исследованию, у ориентированных на поставку облачных решений компаний в 1,6 раз больше прибыль и в 2,4 раза быстрее развивается бизнес, чем у тех, кто не предлагает облако. При этом речь идет не только о публичных сервисах, но также о решениях, позволяющих создавать гибридные и частные облака.

Требования клиентов к возможностям облачных провайдеров

trebovaniya_klientov.png

Источник: IDC, 2013

Кроме этого облака дают возможность роста мобильности топ-менеджмента и среднего управляющего звена компаний, а также обеспечивают стремительный переход от механической работы к автоматизации бизнес-процессов. «Не так давно мы переходили от стационарных телефонов к мобильным. Требовалось время на распознавание новых возможностей сотовой связи, и, как это ни банально, привычки пользоваться более комфортными вещами. Сегодня, таких вопросов у нас не возникает – мы a priori используем сотовую связь по мобильному телефону, более того, ищем аппарат с наилучшими техническими возможностями. С облачными технологиями дело обстоит аналогично», – говорит Дмитрий Шамшурин, руководитель группы разработки Original Group.

Малые компании практически всегда получают нужный эффект от применения облачных сервисов, так как они и без того работают на базе стандартизированных решений. Для крупного бизнеса облака несут свои дополнительные преимущества. «Это, прежде всего, возможности резервирования, простого объединения филиалов, быстрое разворачивание новых ИТ-сервисов, легкого масштабирования, – говорит Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга «Манго Телеком». – И, конечно, важнейшая предпосылка для использования облачных сервисов предприятиями любого масштаба – высокая управленческая культура».

Андрей Шуклин, Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора