oбзор

Обзор: Облачные сервисы 2013

Через 10 лет чиновники переедут в облака

Через 10 лет чиновники переедут в облака

Сегодня идет активная работа над проектами модернизации государственной инфраструктуры, которая массово переезжает в облачную среду. Первый этап создания «гособлака» будет завершен к 2016 г., когда около 50% сервисов будет предоставляться государственным учреждениям из общего каталога. Полная миграция госвласти в облако и отказ от локальных систем ожидаются в 2023 г.



Инициатива создания единой государственной ИТ-инфраструктуры стартовала еще 17 февраля 2012 г., когда Президент РФ Владимир Путин поручил профильным ведомствам «подготовить предложения по созданию единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры с целью ее безвозмездного использования органами государственной власти». Больше года представители Минкомсвязи, Минфина и Минэкономразвития разрабатывали концепцию и производили инвентаризацию существующих систем, которые используются теми или иными ведомствами. В результате 13 марта 2013 г. началась разработка масштабного проекта государственного облака под эгидой Минкомсвязи.

Основанием для старта стал анализ существующего положения вещей: постоянные затраты на государственные закупки серверов и другого оборудования, неспособность ведомств полностью решить задачи оптимизации ИТ и нехватка квалифицированных специалистов в регионах обусловили трансформацию всей экосистемы. Выяснилось, что большую роль в бюджетах государственных структур играют затраты на закупку каналов связи. При децентрализованном подходе значительные средства тратятся на заказ телекоммуникационных услуг у локальных компаний, в то время как федеральный подход позволил бы ощутимо сократить расходы и добиться повышения качества связи. Так, в своем докладе Олег Пак, замминистра связи, отметил, что в России будет создаваться облачная среда, объединяющая телекоммуникационную инфраструктуру и консолидирующая вычислительные мощности для различных ведомств.

Первые этапы

По плану Минкомсвязи, перед построением облака нужно было реализовать 2 пилотных проекта. В первом пилоте, который призван опробовать единую телекоммуникационную систему, принимали участие 4 ведомства: Следственный комитет, Росреестр, ФССП и ФМС, часть из которых, кстати, входит в список TOP 10 государственных ИТ-бюджетов и явно требует оптимизации затрат на ИТ. Проект охватывал все административные центры субъектов, обслуживая 95 узлов единой сети передачи данных.

Тестирование единой вычислительной инфраструктуры было поручено непосредственно Минкомсвязи и его подведомственным организациям: Роскомнадзору, Роспечати и Россвязи. Ведомства должны будут обеспечить колокацию типовых сервисов и резервное хранение данных. К новому году пилотные сервисы в данных структурах должны переехать на единую виртуальную платформу.

Кто создает мега-облако?

В первом тендере на проектирование телекоммуникационной инфраструктуры «гособлака» приняло участие несколько интеграторов. Желание российских компаний участвовать в таком масштабном проекте оказалось столь значительным, что торги, запущенные в апреле 2013 г., дошли до нуля и пошли на повышение. Самым активным игроком оказалась компания «Энвижн Групп», которая доплатила государству 7,4 млн руб. за возможность проектирования инфраструктуры облака. Впрочем, как отмечают в ведомстве, это не дает интегратору никаких преференций в дальнейшем выборе подрядчиков.

Изучив полученный документ, представители Минкомсвязи выдвинули 88 замечаний, которые исполнителю пришлось в срочном порядке исправлять. Дело в том, что стратегия развития облака должна учитывать планы информатизации всех участников проекта, а в различных ведомствах намечены совершенно разные инициативы и предусмотрены различные этапы развития ИТ-инфраструктуры. «В общей сложности в процессе работы только официально было зарегистрировано более 300 пожеланий от заинтересованных сторон. И все они были учтены при разработке, – сообщил директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн» Александр Мартынов. – Замечания же носят уточняющий характер».

Вторым подрядчиком по проекту стала компания «Крок», выигравшая в начале октября аукцион на проектирование единого хранилища данных и вычислительной среды. Интересно, что этой компании также пришлось доплатить за право создавать проект государственного облака, правда, уже не так много, как в предыдущем тендере – всего 4 тыс. руб.

Следует отметить, что параллельно с работами над «гособлаком» также происходит разработка концепции и структуры национальной системы электронного документооборота (СЭД). По результатам тендера победителем стало ФГУП НИИ «Восход», получившее 40,3 млн руб. за все этапы создания единой и безопасной среды обмена информацией. Ожидается, что СЭД дополнит «гособлако», и к 2017 г. весь обмен документами между ведомствами будет происходить в электронном виде.

Кто будет платить?

Сложность в создании единой вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры состоит в том, что финансирование капительных затрат одного федерального органа власти другим является затруднительным. А основным заказчиком работ по созданию облачной среды выступает Минкомсвязи.

Однако очевидно, за новый функционал кому-то придется платить, хотя ведомства и будут использовать его безвозмездно. По плану, предложенному «Кроком», поставщиками услуг могут выступать несколько компаний, расчеты с которыми будут вестись в сложном формате под контролем Минфина, Минкомсвязи, ФСБ, ФСТЭК. При этом подрядчиками должны быть либо государственные организации, либо организации, подконтрольные государству, такие как «Ростелеком», «Гознак» и НИИ «Восход».

Система расчетов в данном случае в действительности остается камнем преткновения. «Очень много вопросов по организации и финансированию этого проекта, что не позволяет делать однозначных выводов. Коммуникации имеют место, но вопросов значительно больше, чем ответов», – комментируют в Минздраве, ведомстве, которое само активно развивает облачные инициативы.

Как будет работать «гособлако»?

Безусловно, государственные поставщики услуг не имеют на сегодня необходимой базы для предоставления всего спектра облачных сервисов. Чтобы разрешить этот вопрос, эксперты Минкомсвязи и «Крока» предложили разделить сервисы на 3 группы: базовые, типовые и специализированные. К первым относятся, например, служба единого каталога, электронная почта, IP-телефония, СУБД, ВКС; вторые включают в себя СЭД, бухгалтерское и кадровое ПО, BI, ERP. Специализированные же сервисы будут создаваться по отдельным запросам ведомств, например, для особых медицинских целей или нетипичных задач Минтранса.

Особая роль в данном процессе была возложена на «ведущего поставщика». Эта организация также должна принадлежать государству или быть подконтрольной. Функция ведущего поставщика будет состоять в формировании каталога услуг и управления их предоставлением. Именно ведущий поставщик будет отчитываться перед регуляторами, контролировать качество услуг, оказываемых поставщиками, и мер по защите информации. В Минкомсвязи также отмечают, что ведущий поставщик будет отслеживать, «что каждая из услуг, зафиксированная в каталоге, поставляется более чем одним поставщиком». Таким образом, по мнению авторов документа, будет создана конкуренция за предоставление услуг для федеральных органов власти. Очевидно, роль ведущего поставщика не может сочетаться с полномочиями непосредственных поставщиков.

Что касается конкретных услуг, разработка приложений и сервисов будет заказываться выбранными поставщиками у сторонних компаний, специализирующихся на облачных продуктах. Не исключено, что исполнителями данной части работ станут те же интеграторы, которые выполняли разработку проектов. Однако в данный момент еще происходит выбор первичных исполнителей и распределение обязанностей между ними.

Долгий путь

Согласно утвержденному плану, в первом квартале 2014 г. будет происходить окончательное утверждение модели оказания услуг и выбор поставщиков. Далее запланировано постепенное развитие экосистемы государственных сервисов и подключение пилотных зон к облачной среде. Ожидается, что к 2016 г. будет завершен первый этап создания «гособлака», когда около 50% сервисов будет предоставляться государственным учреждениям из общего каталога.

Второй этап подразумевает полную миграцию в облако и отказ от содержания локальных систем. Данный проект вызывает множество опасений, так как сотрудники ведомств длительное время развивали свою экосистему и не хотят отказываться от удобных и уже адаптированных наработок. Однако и времени на реализацию данного этапа дано более чем достаточно – говорить о полномасштабной работе «гособлака» можно будет только в 2023 г.

Андрей Шуклин, Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора