Спецпроекты

На страницу обзора
Слухи о сокращении ИКТ-расходов в госсекторе сильно преувеличены
На фоне изменившейся в 2014 г. экономической ситуации вполне ожидаемым было сокращение ИКТ-бюджетов федеральных и региональных ведомств и объемов финансирования государственных ИКТ-программ. Однако такое сокращение пока не стало явным. Например, секвестру не подверглись федеральное «Информационное общество» и московский «Информационный город».

Участники рынка по-разному оценивают динамику объемов финансирования ИКТ в госсекторе. По мнению одних, сокращение бюджетов на ИКТ началось во второй половине 2014 г. и продолжается и сейчас. В среднем федеральные и региональные органы власти уже снизили ИКТ-расходы на 10–20%, и этот показатель может к концу 2015 г. достигнуть 30%. По словам Владимира Львова, директора по стратегическому развитию, члена совета директоров компании «Ай-Теко», в первую очередь под секвестр попадают программы и задачи по развитию: заказчики все чаще и больше берут паузу по вопросам закупки нового ИТ-оборудования. Вместе с тем бюджеты на задачи, относящиеся к обеспечению функционирования и сервисной поддержки существующей ИТ-инфраструктуры заказчика, практически не страдают.

Другие не заметили существенного сокращения ИКТ-расходов – по их оценкам, они снизились не более чем на 5%. Однако ситуация может измениться после принятия поправок в федеральный и региональные бюджеты в 2015 г. «По моим ощущениям, в 2014 г. расходы госсектора на ИТ остались на прежнем уровне. А вот в 2015 г. они, вероятно, сократятся на 15%», – говорит Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий «Крок».

По мнению Андрея Богомолова, вице-президента по продажам компании «Техносерв», многое зависит от конкретного заказчика. Например, бюджет ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 гг.» в соответствии с антикризисным планом Правительства, планируется сократить на 63,1%. В то же время общий бюджет госпрограммы «Информационное общество» планируется увеличить на 4%, в том числе за счет мероприятий по ИТ и связи программы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Не собирается снижать ИТ-бюджет и Росгидромет, для которого в рамках ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 гг.» «Техносерв» выполняет проекты по созданию центров сбора, обработки и передачи гидрологической информации в регионах. Общими задачами всех госзаказчиков спикер называет повышение эффективности ИТ-расходов, снижение стоимости владения ИТ-активов, обеспечение их технологической независимости и безопасности.

О стабильной ситуации в области финансирования ИКТ в госсекторе свидетельствует и сохранение показателя доли таких проектов в выручке крупнейших игроков в 2014 г. относительно 2013 г. При этом многие из них прогнозируют рост доли госсектора в обороте компании в 2015 г.

Так, по словам Игоря Никулина, у компании «Крок» количество крупных государственных проектов федерального выросло на 5%. Среди них много проектов в области интеграции данных, разработки решений на базе ПО с открытым кодом, внедрения электронного документооборота на отечественной платформе. Компания видит интерес к проектам по аутсорсингу технической поддержки ИТ-инфраструктуры, решениям по информационной безопасности. Одновременно в госсекторе наблюдается падение продаж «железа».

Не отмечают участники рынка и существенного изменения требований к участникам госконкурсов. «Установление заказчиком преимуществ для российских разработок в явном виде встречается редко», – говорит Владимир Львов. «У госструктур все контракты и бюджеты идут в национальной валюте, поэтому в последнее время наблюдаются отдельные случаи, связанные со сложностями в поставках из-за резкого падения курса рубля, – продолжает Андрей Богомолов. – Но в целом пока это не стало трендом». «Есть тенденция к сокращению сроков, отведенных на исполнение контрактов: это связано с необходимостью ведомств четко укладываться в те контрольные сроки развития ИТ-систем, которые устанавливаются правительством», – приводит пример Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов «Ланит».

От оценок к фактам

Крупнейшей госпрограммой федерального значения является принятая 20 октября 2010 г. программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Согласно постановлению от 15 апреля 2014 г. №313, на ее реализацию в 2011–2015 гг. планировалось выделить i601,3 млрд. В том числе i116,2 млрд в 2014 г. и i95,2 млрд в 2015 г. Постановлением от 21.02.2015 г. №157 в программу были внесены изменения, однако объемов финансирования они не коснулись.

Финансирование программы «Информационное общество»

gos_1.png

Источник: CNews Analytics, 2015

Не наблюдается снижения финансирования одной из крупнейших региональных ИКТ-программ – «Информационный город 2012–2018 гг.». Первоначально на ее реализацию из бюджета Москвы в 2012–2015 гг. планировалось выделить i101,9 млрд (без учета затрат на СМИ и рекламу), в том числе i27 млрд в 2014 г. и i27,7 млрд – в 2015 г. Фактический объем финансирования за этот период составил i106,3 млрд, в том числе i30 млрд в 2014 г. и i29 млрд – в 2015 г. (без учета затрат на СМИ и рекламу).

Финансирование программы «Информационный город (Москва

gos_2.png

Источник: CNews Analytics, 2015

Еще один крупнейший региональный ИТ-заказчик – Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Бюджет ведомства, с учетом утвержденных Губернатором СПб 28 ноября 2014 г. показателей, в 2015 г. составит i7,3 млрд, в то время как проектом бюджета было предусмотрено i6,1 млрд.

Бюджет Комитета по информатизации и связи СПб

gos_3.png

Источник: CNews Analytics, 2015

Однако недостаток официальных данных о коррективах ИТ-бюджетов не всегда является свидетельством их отсутствия. ИТ-расходы могут быть просто заморожены на неопределенный срок. Так, объемы финансирования программы «Развитие информационного общества Ярославской области», утвержденные в размере i235,8 млн в декабре 2014 г., до настоящего времени официально не были секвестированы. Однако, по словам Эдуарда Лысенко, заместителя губернатора Ярославской области – директора департамента информатизации и связи Ярославской области, предусмотренный бюджет на развитие в размере около i58 млн пока заморожен на 40%.

Из первых уст

О том, как будут развиваться ИТ в государственных ведомствах, говорили участники конференции CNews «ИКТ в госсекторе в новых условиях», состоявшейся 19 марта 2015 г. О сокращении ИКТ-бюджета Федеральной службы судебных приставов (ФССП) рассказывала в ходе своего выступления Наталья Звягина, начальник управления ИТ. Кроме того, в ведомстве примерно на 20% сократился штат сотрудников. В основном это затронуло аппарат управления и центральный аппарат службы. Эти два фактора заставили ФССП отказаться от проектов развития ИТ и сосредоточиться на поддержке уже имеющихся систем. «Денег с трудом хватает на сопровождение существующих систем, — говорит Наталья Звягина. — Мы вынуждены искать возможности сохранить свою эффективность за счет использования свободного ПО, максимального перехода на безбумажный электронный документооборот, внесения изменений в законодательство для того, чтобы каким-то образом оптимизировать расходы».

О необходимости сокращения затрат говорил и Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального Казначейства. «Изучив лучшие практики, мы пошли по пути повышения качества услуг на фоне снижения стоимости владения ИТ, посредством перехода к единой информационно-технологической архитектуре», — рассказал он. Ведомство широко использует технологии виртуализации. «Возможность динамически перераспределять сезонные нагрузки на сервисы позволяет существенно экономить серверные мощности, площади, расходы на электроэнергию и затраты на персонал», — говорит заместитель руководителя Казначейства.

Кроме того, Федеральное Казначейство рассматривает возможность перехода к ресурсно-сервисной модели взаимодействия как внутри ведомства, так и с внешними клиентами. «Типизация, унификация сервисов, их привязка к ресурсам дадут ту основу, которая необходима для восполнения сокращения бюджета, а также требующегося повышения качества сервисов», — говорит Сергей Гуральников. Он также сообщил о сокращении персонала в ведомстве сначала на 20%, а затем еще на 10%.

О 10% сокращении расходов на информатизацию в 2015 г. рассказал Руслан Гаттаров, заместитель губернатора Челябинской области. При этом он подчеркнул, что его регион находится не в самом худшем положении: «Металл мы продаем за доллары, он сильно подрос на рынке из-за Украины, в которой эта отрасль рухнула. В других регионах бюджеты будут сокращаться больше». В таких условиях на первый план выходят проекты, несущие с собой понятный экономический, социальный, организационный эффект. Кроме того, для их реализации государство должно максимально использовать модель государственно-частного партнерства, в рамках которого ИТ-системы создаются на деньги частных инвесторов, которые впоследствии могут возвратить вложенные средства путем продажи сервисов как государству, так и бизнесу.

Таким образом, секвестр государственных расходов на ИКТ, похоже, оказался не столь существенным, как казалось на первом этапе кризиса. Конечно, нельзя забывать о том, что государство рассчитывается с поставщиками в рублях, покупательная способность которых сегодня существенно снизилась в связи с девальвацией. Однако, перефразируя Марка Твена, можно сказать, что слухи о смерти рынка ИКТ в госсекторе оказались сильно преувеличены.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие ИТ-разработчики России
Город Выручка от продажи продуктов собственной разработки, 2013 (с НДС в тыс.)
1 Москва н/д
2 Москва 11 044 282
3 Екатеринбург 4 477 000
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2014 - м
2014 г.
Совокупная выручка, iтыс. Компания
1 136 200 698 НКК
2 91 372 682 ЛАНИТ **
Подробнее

Рейтинги

CNewsFast - м
№ 2014 Город Совокупная компании в 2014 г. (iтыс.)
1 Москва 4 079 425
2 Санкт-Петербург 1 000 336
3 Москва 628 265
Подробнее

Рейтинги

CNewsFast: Самые быстрорастущие ИТ-компании 2014
№ 2014 Город Совокупная компании в 2014 г. (iтыс.)
1 Москва 4 079 425
2 Санкт-Петербург 1 000 336
3 Москва 628 265
Подробнее