Андрей Галковский

Андрей Галковский:
Спрос клиентов на мобильные разработки увеличился вдвое


О тенденциях и темпах роста российского рынка ДБО и тонкостях создания мобильных версий интернет-банков в интервью CNews рассказал Андрей Галковский, генеральный директор компании R-Style Softlab.

CNews: Как вы оцениваете объем российского рынка мобильных решений для бизнеса и динамику в 2012-2013 годах?
 
Андрей Галковский: Компании, профессионально занимающиеся маркетинговыми исследованиями, в том числе ARG, уже дали свою оценку российскому рынку ДБО и мобильных приложений в 2013 году. А мы можем лишь прокомментировать открытую информацию. Прежде всего, хотелось бы отметить, что сегмент мобильных решений в России пока еще узок, но имеет прекрасные перспективы. По прогнозам компании J’son & Partners Consulting, среднегодовой темп роста (CAGR) рынка с 2012 по 2017 годы должен составить 33%, а его объем – превысить к концу 2017 года 100 млрд руб. Все это похоже на правду, если исходить из предположения, что российские рыночные тенденции повторяют западные, но с временным сдвигом лет в пять. Уже сегодня 48% американцев, владеющих смартфонами, используют их для операций со своими банковскими счетами, а рост рынка мобильного банкинга в США как раз составляет 33%.
 
Доля счетов физических лиц с доступом к мобильным устройствам в России ежегодно растет примерно на 5–9%, в то время как повышение количества приверженцев интернет-каналов пока идет чуть более интенсивно. Но мы уже вряд ли имеем право разделять каналы ДБО, ведь большинство банков стремится организовать единый сервис с многоканальным доступом клиента к «Личному кабинету».
 
CNews: Можно ли оценить сегментацию рынка (доли собственной разработки компаний-пользователей, доли портальных решений, мобильных версий, специализированных полнофункциональных мобильных бизнес-приложений)?
 
Андрей Галковский: Сегодня на рынке достаточно ярко представлены 3 сегмента: специализированные полнофункциональные мобильные приложения, «нативные» приложения (от производителей смартфонов) и «самиздат». Первый сегмент – самый широкий, а последний постепенно сходит на нет – не более 5% всех проектов осуществляется силами ИТ-подразделений кредитных учреждений. На мой взгляд, причины их низкой активности кроются в стремлении банков уйти от «заплаточных» методов и представить рынку единый сервис, продуманный и профессионально выполненный. Только так можно завоевать новых клиентов и сохранить лояльность тех, кто уже пользуется услугами банка. И еще одна особенность современного рынка: все чаще на нем появляются смешанные решения, когда интерфейсной составляющей занимаются одни, а архитектурой взаимодействия и серверной реализацией – другие.
 
CNews: Существует ли специфика развития мобильных трендов на российском и западном рынках?
 
Андрей Галковский: Западный рынок несколько раньше узнал о мобильных приложениях. С этим связано почти 100%-e распространение ДБО в экономически развитых странах. И все же количество пользователей мобильных версий пока немного отстает от числа потребителей интернет-услуг. В России мы наблюдаем схожую ситуацию, лишь с той разницей, что пользователей ДБО раза в 3 меньше, а темпы роста рынка постоянно увеличиваются. К тому же тенденции в развитии и западного, и российского рынков очень схожи: упрощение пользования системами ДБО, эргономичность, безопасность, привлекательность и функциональность интернет- и мобильных ресурсов.
 
CNews: Оцените, пожалуйста, динамику спроса ваших клиентов на мобильные разработки за последние 2 года.
 
Андрей Галковский: За последний год спрос повысился практически вдвое. Это о многом говорит: компанию воспринимают на рынке как эксперта ДБО. У нас появились новые интересные проекты и планы по дальнейшему развитию этого направления.
 
CNews: Какие новые тренды вы бы выделили на российском рынке мобильных решений? Как изменились требования заказчиков за последние год-два?
 
Андрей Галковский: На мой взгляд, это разработка удобных платежных сервисов, интеграция со всевозможными платежными системами, электронными кошельками, взаимодействие ДБО с бэк-офисами, системами обслуживания пластиковых карт, партнерскими сервисами, например, порталами  государственных услуг, интернет-магазинами и т.д. А еще – оплата налогов и штрафов ГИБДД.
 
ДБО обрастает множеством интереснейших «фичей»: среди оригинальных решений например, можно выделить геолокационные сервисы. Главной задачей разработчиков, конечно же, остается приведение в соответствие друг другу функционала мобильных версий и интернет-приложений. Это похоже на гонку, которую разумнее всего будет приостановить из-за ограниченности возможностей мобильных устройств и удобства использования их в качестве средства для работы с текстовой информацией. Обязательным атрибутом надежного сервиса сегодня является обеспечение безопасности использования дистанционных каналов. Сейчас на наш рынок приходят решения для мобильных платформ с российской криптографией.
 
CNews: Вы создали систему интернет-банкинга «СбербанкОнл@йн». На основе каких продуктов реализовано решение и чем обусловлен их выбор? Сколько времени длился проект?
 
Андрей Галковский: Cервис «СбербанкОнл@йн» создан на основе программного комплекса InterBank. Это высокотехнологичный продукт, главное достоинство которого в возможности построения финансовых приложений на единой платформе, что упрощает поддержку и интеграцию с другими системами.
 
Для перевода на общую платформу всех территориальных банков Сбербанка потребовалось около 2,5 лет. При этом функционал «Сбербанк ОнЛ@йн» постоянно расширялся, наращивалась производительность, добавлялись новые способы дистанционного обслуживания, повышалось качество сервиса и удобство для конечных пользователей.
 
CNews: Создание мобильных версий интернет-банкинга проходило при вашем участии?
 
Андрей Галковский: Работу над любой версией банковского мобильного приложения можно разделить на две независимые процедуры: создание интерфейсного пространства, с которым непосредственно соприкасается пользователь, и настройку серверных процессов, позволяющих приложению обращаться к данным сервиса, единым для всей системы. В Сбербанке мы выполнили вторую часть операции и разработали архитектуру взаимодействия приложений. А вот в других банках в скором времени нас ждут проекты по созданию мобильных версий целиком.
 
CNews: Какой опыт извлекла компания  R-Style Softlab из проекта для «Сбербанк Онл@йн»?
 
Андрей Галковский: Стоит только вдуматься в цифры, отражающие работу системы, чтобы понять, насколько грандиозный проект нам удалось осуществить: интеграция с более чем 120 системами, 7 млн активных пользователей, более 1 млн платежных операций в сутки. Аналитики подсчитали, что по количеству проектов интернет-банкинга в различных банках России R-Style Softlab занимает третье место, без учета проекта в Сбербанке. Но один этот проект стоит, пожалуй, десятка других.
 
На проекте в Сбербанке мы впервые отработали многие полезные функции: управление финансами, открытие обезличенных металлических счетов, покупка и продажа драгоценных металлов, оплата покупок в интернет-магазинах, бронирование билетов или гостиниц, дистанционное открытие вкладов, предодобренные предложения по кредитам и т.д.
 
CNews: Планируете ли развивать ваши компетенции? Выполняете ли вы сейчас схожие проекты?
 
Андрей Галковский: Как я уже говорил, R-Style Softlab ведет довольно большое число проектов по интернет-банкингу. Это направление в компании уже давно активно развивается. Мы сотрудничаем с финансовой группой «Лайф», с банком «Российский капитал» и многими другими. Недавно в R-Style Softlab произошла смена акционеров – контрольный пакет акций приобрела крупная европейская софтверная компания Asseco. Уверены, что интеграция в скором будущем принесет плоды и расширит компетенции специалистов R-Style Softlab.
 
CNews: Существует ли в компании стратегия развития мобильного направления?
 
Андрей Галковский: R-Style Softlab специализируется, скорее, на интернет-банкинге, и пока лишь начинает выходить на рынок мобильных решений. Первые шаги в этом направлении сделаны на проектах в Сбербанке и Пробизнесбанке, но о стратегии я бы пока не стал говорить. Наша задача на ближайший период – оценить свои возможности, привязать их к требованиям рынка и предложить банкам свое видение хорошего мобильного сервиса не только для физических, но и для юридических лиц.
 
CNews: Каков ваш прогноз развития рынка мобильных решений на ближайшие 5 лет?
 
Андрей Галковский: Через пять лет, скорее всего, уже никто не сможет себе представить, как раньше люди обходились без мобильного банкинга. Вполне возможно, что мобильный банк завоюет и значительную часть личного пространства пользователей, взяв на себя функции универсального консультанта, помощника, друга, которому можно доверять. Безусловно, большинство компаний потратят много сил на создание идеальных интерфейсов. И рост числа пользователей станет более интенсивным, ведь к тому времени достигнет совершеннолетия поколение социальных сетей, для которого нет ничего более естественного, чем на 100% использовать свой мобильный.


Вернуться на главную страницу обзора