От электронного правительства к мобильному: старт дан

От электронного правительства к мобильному: старт дан

Мобильные технологии значительно расширяют возможности правительства по предоставлению услуг гражданам и бизнесу. Наиболее заметный прогресс ждет развивающиеся страны, в которых исторически недостаточно развита инфраструктура связи, что в свою очередь ограничивает экономические и социальные улучшения, говорится в исследовании Международного союза электросвязи (МСЭ).

Неизбежность мобильного правительства следует из простой статистики: по данным МСЭ, в 2013 г. число абонентов мобильных сетей почти сравняется с числом жителей Земли. Уровень проникновения мобильной связи в глобальном масштабе составляет 96%, в развитых странах он достигает 128%, а в развивающихся – пока только 89%. СНГ по этому показателю лидирует, он достиг 170%!

Уровень проникновения мобильной связи, %

Источник: Международный Союз Электросвязи, 2013

При этом 2,7 млрд человек, почти 40% всего населения, имеют постоянный доступ в интернет. Однако, цифровое неравенство еще сохраняется – в развивающихся странах только 31% жителей подключены к интернету, тогда как в развитых – 77%. Стоимость услуг провайдеров остается сдерживающим фактором.

С технической точки зрения разница между e-Government и m-Government невелика: нужно всего лишь перенести уже созданные веб-сервисы на мобильные платформы и разработать для них новый пользовательский интерфейс.

Ключевое отличие заключается в ином отношении пользователей к мобильным устройствам. Для обычных граждан компьютер сложен, они не хотят пользоваться им без крайней необходимости. Поэтому не нужно питать иллюзий, что число пользователей электронных госуслуг будет резко расти – низкая компьютерная грамотность населения остается мощным сдерживающим фактором.

Совсем другое дело – мобильный телефон: это предмет повседневного быта, необходимая вещь как для продвинутого хипстера, так и для погонщика верблюдов. Психологический барьер в отношении пользования мобильниками давно сломан, так что люди с большей готовностью воспримут новые сервисы в уже знакомой им среде, нежели будут учиться работать на компьютере. К тому же потенциальный охват целевой аудитории в случае доставки сервисов электронного правительства через мобильные платформы во много раз больше, чем при ориентации на традиционные ПК.

Соотношение числа абонентов мобильной связи и населения Земли


Источник: Международный Союз Электросвязи, 2012


Этот тезис подтверждается  широким распространением мобильных банковских сервисов в развивающихся странах, таких как Индия или Пакистан, где традиционный банкинг терпит полное фиаско. Для массового пользователя мобильный телефон оказался удобнее, чем пластиковые карты. Вполне возможно, что мобильные госуслуги точно также смогут быстро достичь высокого уровня проникновения, опираясь на широкую клиентскую базу пользователей мобильной связи.

История вопроса


Мобильное правительство, m-Government, является логичным развитием концепции электронного правительства и базируется на инфраструктуре сотовой связи и широкополосного доступа в интернет при помощи любых устройств: мобильных телефонов, ноутбуков, смартфонов и планшетов и уже уходящих в историю PDA и пейджеров.

Термин m-Government впервые появился в работах профессора Ибрагима Кушчу (Ibrahim Kushchu) из International University of Japan в начале нулевых годов, когда на рынке смартфонов господствовала Nokia c ОС Symbian, о свободном WiFi почти в каждом кафе или торговом центре никто и не мечтал, но эпоха пейджеров уже катилась к закату.

Напомним, что в 2001 г. уровень проникновения мобильной связи был 14% при количестве абонентов 850 млн человек, а мобильный интернет вообще был в зачаточном состоянии. Тем не менее исследователи обратили внимание на скорость распространения мобильных технологий в мире и пришли к выводу, что, несмотря на раннюю фазу развития, мобильность окажет значительное влияние на развитие сервисов электронного правительства. Мобильное правительство неизбежно, констатировали  Ибрагим Кушчу и Халид Куску (Halid Kuscu) на Европейской конференции по электронному правительству в 2003 г. (ECEG 2003).

Тогда разработчикам мобильных сервисов приходилось полагаться на обычные SMS и такие технологии как WAP. И даже на очень скромной, по нашим меркам, технической базе им удавалось решать серьезные задачи, прежде всего в интересах общественной безопасности. Например, городской пожарный департамент Нью-Йорка (New York City Fire Department; FDNY) установил беспроводную систему, которая среди прочего обеспечивала мобильный доступ к электронной почте посредством устройств BlackBerry. Это значительно ускорило коммуникации между пожарными бригадами и штаб-квартирой. В Хьюстоне в службе «911» при содействии оператора сотовой связи во время звонка стали определять местоположение абонента, что позволило повысить точность и оперативность реагирования на вызовы.

Разрабатывались и более специализированные решения, как RadNet – устройство на базе КПК с функциями телефона, GPS и датчиком гамма-излучения для обнаружения радиоактивных материалов. В эпоху после террористической атаки 11 сентября такие решения были востребованы.

Сервисы mGovernment


Мобильные технологии позволяют как расширить доступ к существующим услугам, так и создавать новые сервисы – чтобы обеспечить активное участие граждан в деятельности правительства, сместив тем самым фокус услуг e-Government с электронной коммерции и уплаты налогов на взаимодействие с населением и бизнесом.

Модель доставки мобильных сервисов охватывает все области электронного правительства и обладает значительным потенциалом для их трансформации: сервисы для граждан (government-to-citizens; G2C); сервисы для взаимодействия органов власти (government-to-government; G2G); сервисы для бизнеса (government-to-business; G2B); сервисы для госслужащих (government-to-employees ; G2E).

Наибольшее влияние мобилизации испытает на себе сектор G2C. Однако и в остальных секторах мобильные технологии могут принести заметную пользу.

Модель доставки сервисов мобильного правительства

Источник: Oui-Suk, Uhm (2010), Introduction of m.Government & IT Convergence Technology, KAIST Institute for IT Convergence, 2011


Мобильные госуслуги – это не только штрафы ГИБДД (которые лидируют по популярности на российском портале госуслуг). Электронный бумажник позволяет связывать банковскую карту с мобильным телефоном в Бахрейне, ОАЭ и на Филиппинах; с мобильного телефона можно голосовать и наблюдать за ходом выборов в Марокко, Кении, Эстонии и Украине; для поддержки фермеров работает сервис предупреждений о погодных явлениях и событиях на рынке в Малайзии, Уганде, Индии и Китае; мобильные технологии применяются для координации деятельности экстренных служб в США, Турции и Франции (по данным исследования МСЭ).

Правительство ОАЭ в мае 2013 г. объявило конкурс на лучший сервис m-Government, чтобы мотивировать правительственные агентства предоставлять инновационные решения в области использования смартфонов, мобильных веб-сайтов и SMS-сервисов. "Я хочу, чтобы услуги правительства ОАЭ были доступны для населения через мобильные телефоны", – сказал шейх Мохаммед-бин-Рашид Аль Мактум, вице-президент и премьер-министр ОАЭ, правитель Дубая.

Критерием оценки будет являться эффективность в терминах улучшения продуктивности сервиса, снижения времени, затрат труда и стоимости оказания услуги, а также способность мобильного приложения или решения справиться с проблемой, с которой сталкиваются органы власти, и высокий уровень влияния на общество. Правительства и органы власти других стран вполне могут подписаться под такой формулировкой – мобильные технологии должны приносить конкретную пользу, а не просто быть еще одним дублирующим каналом доступа к имеющимся правительственным сайтам.

Всемирный банк финансирует проект по разработке стратегии и построению мобильного правительства в Афганистане, что еще раз подчеркивает основные преимущества мобильных технологий – высокую скорость развертывания и широкий охват потенциальных пользователей.

Москва мобильная


По оценке Департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы, до конца года веб-сервисами начнут пользоваться еще 2 млн жителей, или более 40% всех пользователей интернета в городе.

В Москве в текущем году произойдет прорыв в сегменте мобильных и онлайн-платежей за госуслуги и сервисы госучреждений. Такой прогноз дает ДИТ, отмечая, что в 2013-м к городской системе регистрации начислений и платежей подключат несколько тысяч детских садов, кружков, музыкальных и спортивных школ и других бюджетных учреждений, оказывающих платные услуги.

Количество пользователей городского портала госуслуг в 2012 г. выросло с 50 тыс. до 600 тыс. человек (к 1 апреля 2013 г. число личных кабинетов превысило 800 тыс.). На долю электронных сервисов приходится уже каждая десятая государственная услуга, заказанная москвичом. Около 35% электронных сервисов, доступных на портале, не требуют похода в ведомства – результат возвращается в личный кабинет заявителя, а соответствующие изменения вносятся в электронные базы данных.

Взрывной рост наблюдался и в мобильном сегменте. Городские sms-сервисы и мобильные приложения, представленные в 2012 г., менее чем за 12 месяцев собрали аудиторию более 800 тыс. человек. Из них 143 тыс. пользователей установили на свой смартфон одно из официальных городских приложений, а еще 684 тыс. москвичей подписаны на такие sms-уведомления, как напоминание о записи к врачу, оповещение о новом штрафе ГИБДД или приходе ребенка в школу.


Станислав Макаров

Вернуться на главную страницу обзора