Мобильные гаджеты заменят сканеры

Мобильные гаджеты заменят сканеры

В России и на Западе интерес банков и страховых компаний к возможностям мобильного ввода данных из бумажных документов возник практически одновременно – несколько лет назад. Интенсивность этого интереса сейчас немного отличается, коррелируя с соотношением смартфонов к общему количеству мобильных телефонов в России и в США. При этом рынок смартфонов далек от насыщения, и эксперты предполагают, что через несколько лет примерно 80% абонентов мобильной связи будут пользоваться смартфоном в качестве основного устройства.

Для владельцев смартфонов использование камеры своего устройства для сохранения и передачи изображений документов является абсолютно естественным. Люди фотографируют паспорта, договоры, расписания автобусов, медицинские справки, визитные карточки, счета, чеки, квитанции — потому что так быстрее, чем переписывать данные. Эта привычка из персонального пользовательского опыта может быть основой целого ряда бизнес-сценариев.

В простейшем варианте изображения документов просто пересылаются по электронной почте, что уже позволяет ускорить бизнес-процесс: ведь смартфон у человека всегда под рукой, а до сканера нужно еще дойти. Страховые агенты, сотрудники турфирм, нотариусы, риэлторы и другие специалисты, чей доход зависит от скорости оформления документов, реализуют этот сценарий не дожидаясь решений «сверху» от корпоративных ИТ, и готовы вручную переносить данные из присланных изображений в документы и корпоративные системы, чтобы быстрее обслуживать своих клиентов.

Между тем, грамотно выстроенная архитектура ИТ, учитывающая наличие мобильных сценариев, может существенно повысить продуктивность их работы. Организациям пора переходить от партизанских методов использования мобильных технологий к промышленным внедрениям.


Техническая архитектура решений


Мобильные приложения не стоит рассматривать изолированно, когда речь идет об автоматизации бизнес-процессов — они должны встраиваться в общую архитектуру, этот аспект должны учитывать разработчики. К тому же, ресурсоемкие операции, такие как распознавание текста, лучше выполнять на сервере, поскольку процессорные мощности смартфонов пока не очень велики.

Поэтому в решениях по мобильному вводу требуется сочетание мобильных и традиционных технологий потокового ввода, что позволяет достичь наилучшего баланса производительности и удобства использования для конечных пользователей, и уменьшить нагрузку сотрудников бэк-офиса.

Типовой сценарий включает следующие шаги: клиент при помощи камеры смартфона сканирует документы и отправляет поставщику услуги, где они поступают на сервер распознавания; затем распознанные данные передаются обратно в мобильное приложение, где они автоматически подставляются в нужные поля экранной формы. Клиент проверяет их правильность и подтверждает отправку формы. Это может быть квитанция на оплату, заявление на кредит и пр. Данные из мобильного приложения на стороне сервера могут передаваться в ERP, BPM, ECM, CRM и в другие корпоративные системы.

При этом на стороне мобильного клиента должны поддерживаться функции создания документов при помощи камеры, улучшения качества изображения – обрезка, коррекция геометрических углов, регулировка яркости и контрастности, возможности создания многостраничных документов, сохранения обработанных изображений в архиве с поддержкой различных форматов (*.jpg, *.pdf). Мобильный OCR может использоваться в разумных пределах — когда нужно распознать небольшой документ или отдельные поля.

На стороне сервера можно использовать любое промышленное решение по массовому вводу, например, ABBYY FlexiCapture 10, которое автоматизирует извлечение информации из бумажных документов и сохраняет данные в информационной системе предприятия, а также экспортировать данные в любые корпоративные приложения для использования в бизнес-процессах.


Перспективы мобильного ввода данных


Как и любые новые технологии, технологии мобильного ввода проходят естественные этапы развития и принятия пользователями. Пока еще многие просто не верят, что все это уже работает, однако мнение меняется, когда люди видят, какого качества изображения можно получать при помощи современных смартфонов. Серьезных исследований по поводу проникновения технологий мобильного ввода пока не проводилось, однако, как уже было сказано в данных исследований Harvey Spencer Associates (HSA), перспективы этого сектора огромны. В мире уже заметен устойчивый денежный спрос на ввод данных при помощи мобильных устройств. Ожидается экспоненциальный рост до $3,2 млрд в 2018 г.


Cпрос на ввод данных при помощи мобильных устройств

h1.png

Источник: Harvey Spencer Associates, 2012


Григорий Липич, генеральный директор компании ABBYY Россия, согласен с оценками HSA, что через несколько лет в более чем половине случаев для ввода документов будут использоваться смартфоны, а не сканеры: «По своей статистике мы видим, что если в 2011 г. в России клиенты испытывали больше исследовательский и теоретический интерес к вопросу мобильного ввода документов, то в 2012 г. в этом направлении начались реальные проекты. В начале 2013 г. некоторые российские банки публично заявили о возможности сфотографировать и оплатить квитанции при помощи камеры смартфона. Также на протяжении прошлого года несколько десятков наших партнеров-разработчиков по миру, в том числе в Европе и США, лицензировали технологии ABBYY для встраивания мобильного ввода документов в приложения, которые они создают для своих клиентов из банковского и страхового сектора».

Сегодня как минимум половина пользователей смартфонов, выбирая банк, считают важным фактором наличие полноценного мобильного приложения, поэтому можно полагать, что метод проведения платежей при помощи камеры мобильного устройства будет достаточно востребованным. В ближайшие несколько лет в России им воспользуются миллионы пользователей, если говорить о Европе и США, то речь будет идти о десятках миллионов людей.
Страховые компании используют мобильный ввод для упрощения для клиентов процедуры подачи заявлений о страховых случаях. Все, что нужно клиенту – передать страховщику необходимые документы, просто сфотографировав их камерой телефона. Страховая компания в свою очередь экономит время агентов и клиентов.


Евгений Сизов

Вернуться на главную страницу обзора