Мобильность бизнеса требует значительных финансовых затрат

Мобильность бизнеса требует значительных финансовых затрат

Мобилизация бизнеса уже произошла. И спорить с этим фактом бесполезно – компаниям нужно лишь адаптироваться к новому стилю жизни людей, создавая соответствующие условия для работы. Однако для этого зачастую чего-то не хватает – ресурсов, инструментов или просто опыта.

Сегодня предприниматели не только хотят, но и готовы внедрять мобильные технологии как можно более обширно, предлагая новые сервисы своим сотрудникам и клиентам. Однако стихийный процесс развития мобильности таит множество «подводных камней», для обхода которых еще не созданы универсальные маршруты и приемы.

«Я бы сказал, что активность организаций по использованию корпоративных приложений в мобильных устройствах – это ответный шаг компаний на действия сотрудников. Так как у 90% наших заказчиков именно сотрудники приносят свои мобильные гаджеты на работу и просят установить какие-либо корпоративные сервисы на них. Компании вынуждены брать этот процесс под контроль и управление. Я вижу возрастающую потребность появления различных приложений для планшетов и смартфонов, прежде всего для iPad и iPhone, для всех сотрудников компаний», – отмечает Андрей Мелузов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга «Корус Консалтинг».

Как показали результаты исследования Harris Interactive и банка Bank of the West, в сфере малого бизнеса самым значительным барьером на пути к более активному использованию мобильных технологий стал недостаток практического опыта их применения в бизнесе (в этом уверены 33% респондентов) и высокая стоимость, которую отметила четверть опрошенных.

В корпоративном сегменте наблюдается несколько иная картина – на первый план выходят проблемы безопасности. Крупные компании, как правило, оперируют огромным количеством информации, которую нужно защищать по закону, а также ценными данными, которые не должны достаться конкурентам. Именно поэтому им необходимо решить вопрос защиты мобильных устройств от различных рисков.

Выбор MDM


Большинство современных систем управления мобильными устройствами (Mobile Device Management) отличаются весьма сложной структурой и требуют привлечения значительных человеческих и финансовых ресурсов для внедрения. «Элементы MDM есть во многих информационных системах, популярных в среди российских компаний, например в том же Microsoft Exchange. Но есть и специализированные решения: Zenprise, SAP Afaria и множество других. Выбор решения должен происходить с ориентацией на задачи, которые стоят перед системой, в соответствии со списком поддерживаемого оборудования и, конечно же, с оглядкой на цену», – говорит Антон Салов, директор по облачным сервисам и ИТ компании «МегаЛабс».

Доля компаний, использующих MDM-решения

s1.PNG

Источник: B2B Research, 2012



В любом случае реализация полноценной MDM-системы на данном этапе развития корпоративных ИТ-инфратруктур достаточно сложна, и бизнес находится в ожидании новых, более простых решений. Так называемые «коробочные» продукты в области управления мобильными устройствами должны предоставить компаниям возможность легко и без лишних опасений подключать к сети мобильные устройства сотрудников – как корпоративные, так и личные.

Например, подобный подход был реализован в компании «Сургутнефтегаз». За счет решения Microsoft System Center Mobile Device Manager 2008 пользователи получили доступ к корпоративной инфраструктуре и возможность безопасного хранения информации на мобильном устройстве, а ИТ-администраторы – централизованную систему управления мобильными устройствами с едиными политиками безопасности, возможностью удаленной инициализации, отключения, блокировки соединений и даже удаления данных с утерянного устройства.

Не обходят вниманием мобильные платформы и кредитные организации. Так, на базе Symantec Mobile Management была внедрена полноценная мобильная инфраструктура во Внешэкономбанке: «Сегодня банк обладает развитой инфраструктурой мобильных устройств, используемой в качестве инструмента для работы с корпоративными информационными сервисами, – комментирует начальник департамента эксплуатации информационных систем Внешэкономбанка Анатолий Моргунов. – Стратегия развития банка на ближайшие годы предусматривает существенное увеличение количества устройств, а также обеспечение возможности доступа с мобильного устройства к значительно большему набору ИТ-услуг».

Дилемма BYOD


На повестке дня во многих компаниях стоит вопрос использования устройств, которые приносят сами сотрудники (BYOD – Bring Your Own Device). Их любимые смартфоны и планшеты, безусловно, позволяют компании экономить средства на закупках оборудования, одновременно гарантируя бережное обращение с устройством – ведь оно свое, купленное на личные сбережения. Однако при этом BYOD создает огромные проблемы в области управления инфраструктурой и безопасностью, которые смазывают привлекательность концепции для многих компаний.

Прогноз доли компаний, использующих BYOD, в мире

s2.PNG

Источник: Gartner, 2013


В этом ракурсе представители бизнеса ожидают появления готовых систем реализации BYOD и наборов best practice для защиты пользовательских устройств. В любом случае необходимо, чтобы ажиотаж вокруг этой концепции несколько спал, и началась конструктивная разработка методик реализации BYOD, которые обеспечат сохранность данных и комфорт для пользователей.


Средства защиты


Кстати, именно тематика BYOD вызывала активные дебаты в области безопасности мобильных устройств. По данным McAffee, в вирусной базе под ОС Android было зафиксировано более 7,5 тыс. сигнатур за 2012 г., и количество вредоносного кода продолжает расти. А доступность информации на мобильном устройстве позволяет хакерам быстрее получить конфиденциальные данные, нежели если они находятся на защищенном сервере.

«Я бы посоветовала компаниям, приступающим к «мобилизации» бизнеса, приобрести и раздать корпоративные мобильные устройства тем сотрудникам, которым это действительно необходимо в работе. Прописав правила пользования мобильными гаджетами в корпоративной политике ИБ и настроив на данных устройствах систему мониторинга, можно значительно снизить риски угроз информационной безопасности, – комментирует Наталья Касперская, директор компании InfoWatch. – Именно для этого в группе компаний InfoWatch недавно был выделен стартап, который разрабатывает систему защиты мобильных устройств в корпоративном периметре. Такие технологии востребованы сегодня рынком».

s3.png

Источник: Kaspersky, 2012


Производители устройств также активно стремятся решить проблему безопасности. Так, Apple предлагает пользователям свои сервисы по обнаружению потерянных планшетов и смартфонов, а другие производители совершенствуют средства шифрования и обеспечения сохранности конфиденциальных данных. «Сегодня мы уделяем огромное внимание вопросам безопасности и защиты информации, что становится особенно актуальным для мобильных удаленных устройств. Для решения этих задач мы используем как аппаратные средства (сканеры отпечатков пальцев, TPM модули и HDD и SSD накопители с шифрованием и многое другое), так и программные средства защиты и ограничения доступа к мобильным устройствам. В ближайшем будущем планируем предлагать аналогичные решения на базе новой технологии NFС», — отмечает Константин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем, подразделение персональных систем и устройств печати, НР в России.

В ожидании приложений


Согласно результатам опроса Harris International, о котором сказано выше, бизнесмены ждут появления специализированных решений для принятия платежей от клиентов на мобильных устройствах (33% опрошенных), мониторинга финансовых счетов (24% опрошенных), просмотра отчета о расходах компании (19% опрошенных) и проведения платежей в пользу поставщиков (12% респондентов). Руководители, которые уже привыкли к мобильности, также хотят получить возможность выставлять счета и начислять заработную плату прямо со своего iPhone.

«Действительно, для менеджмента круг задач, которые можно решать мобильно, шире, — отмечает Михаил Марков, руководитель отдела департамента корпоративных систем компании «Ай-Теко». – Речь идет и о подключении АРМ для систем СЭД/CRM, и о специализированных решениях, например, для совместного удаленного проведения презентаций, и о многом другом. Для обычных сотрудников актуален доступ к корпоративной почте и общим ресурсам, а также к различным коммуникационным программам, внутрикорпоративным чатам и социальным сетям. При этом предполагается, что сотрудники на своем рабочем месте имеют в распоряжении стационарный компьютер и/или персональный ноутбук для работы».

Однако на рынке пока не так много готовых приложений B2B, отличающихся нужным уровнем надежности и защищенности, и от темпов их появления будет зависеть мобилизация бизнеса во многих компаниях – как в России, так и в других странах.


Андрей Шуклин

Вернуться на главную страницу обзора