Мобильное ПО: ставка на топ-менеджеров

Мобильное ПО: ставка на топ-менеджеров

Внедрение мобильности в бизнес-процессы компании имеет множество положительных и некоторые отрицательные эффекты. К первым относится повышение оперативности принятия решений, что необходимо и коммерческим, и государственным структурам. Этот фактор становится ключевым для руководителей высшего звена и топ-менеджеров. К негативным аспектам мобильности причисляют растягивание рабочего дня, так как благодаря удаленному доступу сотрудник может работать в любое время. Однако руководителям предприятий не привыкать к ненормированному графику.

Компании по-разному решают вопрос повышения оперативности принятия решений за счет мобильности. Наиболее распространены два способа: написание приложения под конкретную компанию, с учетом специфики бизнес-процессов (в основном с привлечением сил собственного ИТ-департамента) и использование программ сторонних разработчиков, охватывающих наиболее распространенные бизнес-процессы крупных предприятий.

По первому пути пошли в УГМК и "Евросети". Так, программные решения промышленного холдинга основаны на мобильности документооборота. Как рассказал CNews заместитель технического директора "УГМК-Холдинг" по информационным технологиям Сергей Савин, для ключевых руководителей завода "Уралэлектромедь" (входит в группу УГМК) разработано действительно мобильное решение электронного документооборота, которое эффективно работает с любого планшетного компьютера, даже через 3G-канал.

Мобильный документооборот – полностью разработка УГМК с применением технологии SAP Business Server Pages. Мобильный офис – собственная разработка на базе Microsoft Sharepoint и специального клиента Sharepoint для iOS. "Руководители имеют возможность удаленно согласовывать договора, участвовать в согласовании приказов, инициировать подготовку таких документов и получать всю входящую корреспонденцию. "Уралэлектромедь" выступает опытной площадкой для внедрения решения. В дальнейшем планируется существенное расширение области охвата предприятий УГМК данным решением", – рассказал Сергей Савин.

По его словам, в 2014 г. будет рассмотрен вопрос о массовом внедрении мобильных технологий на уровне руководителей среднего звена и ведущих специалистов компании.
В "Евросети" программные решения для топ-менеджмента разрабатывались с учетом дистанционности и мобильности руководителей. Большинство мобильных решений для руководителей, используемых компанией, разработаны ИТ-департаментом ритейлера. В компании также отмечают, что с первого дня работы топ-менеджмент имел возможность принимать решения онлайн.

"Мобильное приложение для линейного менеджмента содержит основные плановые экономические и фактические показатели салона связи, в том числе распорядок рабочего времени сотрудников. Кроме того, в нем содержится раздел, в котором указываются недочеты в работе салона, что позволяет контролировать ход исправления ошибок. Иными словами, весь офис доступен в мобильном приложении. Высший менеджмент в своем распоряжении имеет данные другого уровня, позволяющие увидеть консолидированную информацию, что способствует оперативному и точному управлению компанией", – говорит Виктор Луканин, вице-президент по коммерции "Евросети".

Решения ритейлера развернуты на самых популярных мобильных платформах - на базе iOS и Android. Доступ руководящего состава компании контролируется на уровне логина. В зависимости от текущих или глобальных задач компании трансформируются и сами приложения. "Решение вопросов в нашей компании, благодаря мобильным приложениям, занимает минимум времени: счет идет на минуты. Скорость принятия решений очень важна, в любом бизнесе это конкурентное преимущество", – считает Виктор Луканин.

В свою очередь УГМК намерен использовать мобильность и для обучения руководящих сотрудников. Система дистанционного обучения делается на базе программного обеспечения Blackboard, а хозяйственная система технического университета (ТУ) УГМК строится на базе SAP ERP.

Централизованного система электронного обучения будет включать в себя: компоненты управления профессиональными стандартами, компетенциями, компоненты дистанционного самостоятельного и управляемого обучения, тестирования и оценки персонала, компоненты социального взаимодействия в рамках обучения. "Создаваемая информационная система будет доступна работникам компании через Интернет в любой точке, в том числе, на базе мобильных устройств под управлением iOS, Android и Blackberry OS", – добавил Сергей Савин.


Равнение на универсальность


Наиболее просты и менее затратны унифицированные решения. Они существуют для различных мобильных платформ. В основном это iOS, Android и BlackBerry. Компании экономят деньги и время на развертывании таких сервисов, так как они в основном массовые. Ими пользуются и малые и крупные предприятия.

Так, решение мобильной корпоративной почты для смартфонов BlackBerry может быть доступно как предприятиям среднего звена, так и крупным международным компаниям. Например, в Райффайзенбанке используют унифицированное решение BlackBerry и GOOD for Enterprise с доступом к корпоративной почте, календарю и адресной книге. Банк еще в сентябре 2009 г. для обеспечения сервиса развернул решение BlackBerry, которое используется для менеджеров высшего и среднего звена. В 2012 г. был запущен аналогичный сервис на платформе iOS (iPhone/iPad) с доступом через GOOD for Enterprise.

"Решения BlackBerry и GOOD for Enterprise для нашей Notes/Domino инфраструктуры (корпоративная почта, календарь, адресная книга, интранет-ресурсы) полностью соответствуют требованиям информационной безопасности. Использование нового функционала обсуждается с бизнес-заказчиками и представителями отдела информационной безопасности", – говорит Андрей Попов, руководитель дирекции информационных технологий, член правления "Райффайзенбанка" .


Системный подход к потребностям рынка


Системные интеграторы относительно недавно стали осваивать нишу мобильных приложений для руководителей среднего и высшего звена, а также для линейных менеджеров. Так, например, поступила компания "1C-Битрикс". Корпоративный портал и облачный сервис для совместной работы ориентирован и на руководителей, и на сотрудников, которым нужно получать оперативную реакцию на свои действия, чтобы эффективнее работать. В ноябре 2012 г. компания "1C-Битрикс" представила мобильное приложение для iOS и Android.

"Мобильное приложение позволяет решать многие вопросы быстрее: всегда оставаться на связи, получать информацию из CRM о клиентах, делах и сделках, назначать и подтверждать коллегам встречи, управлять задачами, просматривать документы, комментировать действия сотрудников, а также участвовать в обсуждениях рабочих вопросов в «Живой ленте»", – говорит Сергей Рыжиков, генеральный директор компании "1С-Битрикс".

По его словам, пользуясь мобильным приложением, руководитель всегда может проконтролировать решение любой задачи, оперативно поставить новую, оставаться всегда доступным, так же как и его сотрудники, – у них есть доступ ко всей необходимой информации, и они выполняют работу быстрее и эффективнее. Кроме того, необязательно быть онлайн в приложении, чтобы оперативно получать информацию. В мобильных решениях используются push-уведомления.

С 2010 г. на рынке стали активно появляться решения, ориентированные на топ-менеджмент и предназначенные для работы через мобильные устройства в системе электронного документооборота. Функционал сводится к выполнению основных задач по работе с документами: согласование, утверждение, подпись, поиск документов, рассмотрение, выдача и контроль исполнения поручений. Решение поддерживает различные мобильные устройства и технологические платформы, предоставляет возможность работы в offline-режиме и дальнейшей синхронизации данных после подключения к интернету.

Объем российского рынка мобильных бизнес-приложений, $млн

e2.PNG

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013


В свою очередь компания "1С-Битрикс" проанализировала и спрос на сервисы мобильных приложений. На первом месте по востребованности оказался оперативный фидбек на любое действие сотрудника и обсуждение рабочих вопросов в режиме реального времени, на втором –возможность эффективного планирования и CRM – постоянный и повсеместный доступ к информации о клиентах, новых сделках и завершенных проектах. На третьем –мгновенный обмен сообщениями в мессенджере. Основываясь на этих данных, компания намерена дополнить функционал мессенджера сервисами для коллективной работы: голосовыми и видеозвонками, расширить функционал мобильной CRM с возможностью доступа и редактирования всех данных по компаниям и сделкам.


Народные избранники


В мае этого года на рынке появились мобильные приложения, ориентированные на непривычную категорию управленцев – руководителей думских фракций, комитетов, а также простых депутатов. Приложения типа "Новые нормативно-правовые акты", "Документы депутата" могут использовать и помощники народных избранников, и сотрудники Госдумы.

Пользователи могут просматривать документы, загружаемые из Межведомственной системы электронного документооборота и системы электронного документооборота ГД, в частности, указы президента, распоряжения и постановления правительства, новые законопроекты и законы, материалы заседаний. Приложения также позволяют читать документы региональных парламентов, при этом эти документы отображаются в системе сразу после регистрации в Госдуме, в то время как на государственных сайтах и порталах они публикуются только спустя несколько дней.

Также можно отправить документ по электронной почте, опубликовать ссылку на него в социальных сетях. Депутат прямо в приложении может подготовить в упрощенной форме проект резолюции по документу и направить ее помощнику для дальнейшего оформления. Пока спрос на подобные решения оценивать рано, однако понятно, что госструктуры живут не в изоляции, и чем-то им пользоваться придется.

Мобильность может не только повышать оперативность. "Рабочий день удлиняется, так как нет привязки к определенному месту – пользователи могут решать вопрос и вне рабочего времени, обсуждая его с коллегами вечером за ужином или утром за завтраком – и это скорее приятное общение, чем просто работа", – оптимистично заявляет Сергей Рыжиков. Однако опросы показывают, что пользователи далеко не всегда готовы дарить работодателю личное время. По этой причине внедрение мобильных приложений наталкивается на сопротивление персонала, особенно если компания решило мобилизоваться, используя концепцию BYOD (принеси свое личное устройство).

Технологические недостатки зачастую связаны с платформенными ограничениями (например, вследствие относительно низкой защищенности платформы), отсутствием полнофункциональной версии мобильного приложения по сравнению с десктопным вариантом. Однако полнофункциональная версия, по мнению экспертов, потребует перестройки бизнес-процессов компании.

Десктопное ПО уйдет в оффлайн


Аналитическое агентство J’son & Partners Consulting обещает, что ближайшие 4 года мировой рынок мобильных бизнес-приложений продемонстрирует почти двойную среднегодовую динамику (GAGR 94%), а отечественный будет расти еще быстрее (GAGR 110%).

Уже понятно, что мобилизация затронет бизнес-процессы многих компаний. Спрос на мобильные решения в долгосрочной перспективе может привести к тому, что десктопные продукты постепенно будут уходить с рынка, освобождая дорогу мобильным приложениям. Именно мобильные решения станут основным инструментом при работе с корпоративной информацией. Во всяком случае, если процесс не затормозится громкими скандалами, связанными с "мобильными" нарушениями в сфере информационной безопасности.

Объем мирового рынка мобильных бизнес-приложений, $млн

e1.PNG

Источник: J’son & Partners Consulting, 2013


Наличие мобильного приложения станет важным условием при выборе ИТ-инструмента для работы, и это требование, в первую очередь, будет исходить от руководителей, управленцев, уверены эксперты. На российском и западноевропейском рынках, где только начинают появляться приложения, ориентированные на бизнес и руководителя, ситуация быстро выравнивается, и прошлый консерватизм заменяется требованиями и ожиданиями.


Виталий Кузьменко

Вернуться на главную страницу обзора