Мировая мобилизация: стадия разумного риска

Мировая мобилизация: стадия разумного риска

Мобильные технологии уже давно не прерогатива пользовательского рынка –  все большее влияние они оказывают на корпоративный мир. Компании понимают, что мобильность сотрудников предоставляет им конкурентное преимущество, а потому, по данным экспертов, готовы увеличивать инвестиции в мобильные решения вплоть до 70%.

Свой ответ на вопрос, какие технологии в большей степени повлияют на современный бизнес, дает исследование компании IBM под названием Tech Trends. По данным аналитиков «голубого гиганта», в ближайшем будущем трансформировать бизнес будут четыре технологии, ведь именно их эффективное внедрение позволит предпринимателям превзойти своих конкурентов.


Речь идет о бизнес-аналитике, облачных вычислениях, социальных сетях и, конечно, мобильных технологиях. Согласно результатам опроса, именно эти перспективные направления отметили две трети ИТ-профессионалов и топ-менеджеров из более чем 1200 респондентов в мире.


Интересен тот факт, что более 70% опрошенных планируют увеличить свои вложения в мобильные решения, в то время как дополнительные инвестиции в бизнес-аналитику ожидаются только в 50% случаев. При этом на развивающихся рынках, к коим исследователи относят и Россию, эффект от применения новых технологических решений оказывается буквально моментальным.


Так что же сдерживает внедрение технологических инноваций современными компаниями? Главным камнем преткновения является дефицит квалифицированных кадров. На втором месте – вопросы безопасности и защиты информации, которые в большинстве компаний пока не решены.


Малый бизнес ждет


Интересный факт выявило другое исследование, проведенное компанией Harris Interactive и банком Bank of the West. Как показал опрос владельцев малого бизнеса в различных странах, все игроки заинтересованы в дальнейшем внедрении мобильных технологий, но находятся в состоянии ожидания. Чтобы быть уверенными в успехе, им нужно, чтобы кто-либо из предпринимателей их класса купил и порекомендовал ту или иную технологию.


Какой рост могут дать мобильные решения?

q2.PNG

Источник: Harris Interactive, 2012 г.

Впрочем, благодаря не слишком жесткому регулированию (по сравнению с крупными корпорациями), мобильные технологии уже прижились в сегменте SMB. Так, 88% предприятий из сегмента малого бизнеса применяют приложения и программы для телефонов, смартфонов и планшетов, а также другие мобильные технологии в повседневной работе. По данным Harris Interactive, самыми популярными остаются средства цифровых коммуникаций и совместной работы. За ними следуют приложения для организации рабочего времени, например календари и приложения-органайзеры. Наконец, замыкают тройку лидеров средства GPS-навигации.


На вопрос, как лучше всего применять мобильные технологии, владельцы небольших компаний ответили по-разному. Однако большая их часть отметила, что самый высокий потенциал применения мобильных технологий связан с оптимизацией маркетинга, а также проведением платежей и ведением клиентской базы на мобильных устройствах. В результате те бизнесмены, которые инвестировали в мобильность, получили ожидаемый результат или даже более масштабный возврат средств за счет улучшения взаимоотношений с клиентами.


Медийные компании идут вперед


Настоящий прорыв в области мобильности показали издательские дома США и Канады. По результатам исследования аудит-бюро Alliance for Audited Media, включившего в себя мнения топ-менеджеров медийных компаний, у них уже произошел прорыв в сфере мобильности. Три года назад предложением мобильного контента могли похвастаться всего 51% респондентов, а сегодня их уже свыше 90%! Более того, оставшиеся 10% сообщили в свои ответах, что намерены начать распространение мобильного контента уже в 2013 г. Так что исключений в США и Канаде не предвидится.


Американские издатели создают мобильные приложения

q3.PNG

Источник: Alliance for Audited Media, 2012 г.



В любом случае, издателям, стремящимся к максимальному охвату аудитории, приходится распространять контент для значительного количества платформ. В результате 87% издательств создают/имеют приложения для iPad, 85% – для iPhone и 75% – для Android. При этом для iOS в большей части случаев предусмотрено даже не два, а 3–4 различных приложения.

Ожидания на данном сегменте рынка – позитивные, и к концу 2014 г. издатели ждут удвоения доходов от своих изданий для планшетов и смартфонов.


BYOD и прочие риски


Вообще на всех сегментах рынка компании признают, что мобильные технологии сулят бизнесу немалые преимущества. И именно поэтому рынок мобильных приложений (как нативных, так и веб-) испытывает сегодня колоссальный рост. Но при всем этом бизнес признает высокий уровень рисков, связанных с внедрением мобильности.

Так, исследование State of Mobility компании Symantec в очередной раз доказало переход к активному использованию мобильных технологий: рост их популярности в организациях отметили 86% респондентов, а 59% респондентов подтвердили, что они работают с важными бизнес-приложениями через мобильные телефоны или планшеты.

«Мобильные технологии изменили понятие рабочего места. Если раньше это было огороженное помещение со стенами и охраной, находиться в котором могут только сотрудники компании, то сегодня ничего этого нет, а рабочее место находится там, где мобильный телефон или планшет сотрудника. И все корпоративные данные вместе с этими устройствами выходят за пределы охраняемого офиса, порождая новые риски. В такой ситуации у служб информационной безопасности появляется желание запретить использование любой корпоративной информации на мобильных устройствах. На наш взгляд, можно обойтись без таких запретов, но пусть это будет на ваших условиях – с соблюдением всех необходимых политик», – прокомментировал опубликованный отчет Андрей Вышлов, глава представительства Symantec в России и странах СНГ.

В действительности 41% респондентов указали, что мобильные устройства составляют один из трех основных источников ИТ-рисков. Они могут быть связаны с различными направлениями, например потерей и кражей устройств, утечками данных, неавторизованным доступом к корпоративным ресурсам с мобильных устройств, и даже загрузкой вредоносного ПО в корпоративную сеть – как случайной, так и злонамеренной.

Что касается BYOD (Bring Your Own Device – принеси свое собственное устройство), популярное ныне использование личных мобильных устройств для работы несет свои сложности для организаций. С одной стороны можно говорить об эффективном драйвере индустрии, ведь работать со своего удобного смартфона – это как минимум логично, удобно и выгодно для начальства. Однако такой подход требует от организации проработки особых решений по обеспечению безопасности, позволяющих управлять устройством, устанавливая границы между личной и корпоративной информацией на нем. И пока подобный контроль без ущерба личным данным сотрудника и его удобству реализован лишь в небольшом количестве компаний.

Чего ждут предприниматели от мобильных решений?

q1.PNG

Источник: Harris Interactive, 2012 г.

«На мой взгляд, разговоры о том, что нужно позволить сотрудникам пользоваться на рабочем месте своими собственными устройствами с целью экономии средств компании содержат определенную долю лукавства. В этом случае не учитываются затраты на управление этими устройствами и обеспечение безопасности, которые ввиду разнородности платформ будут огромны! С точки зрения совокупной стоимости владения, компаниям, задумывающимся об использовании мобильных для бизнеса, по-моему, дешевле потратиться на приобретение единообразных корпоративных мобильных устройств. При массовой закупке они обойдутся относительно недорого, а схема управления парком однотипных гаджетов будет совершенно понятна и прозрачна. Да и с юридической точки зрения гораздо проще управлять устройством, являющимся собственностью предприятия, а не сотрудника», – отмечает Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch.

Впрочем, несмотря на риски и опасности, мобилизация бизнеса идет полным ходом: создаются новые приложения, удобные сервисы и разрабатываются схемы обеспечения безопасности. И пока одни предприниматели ждут, другие успевают вырваться вперед, применяя новые технологии – пусть пока еще сырые и небезопасные. Говоря другими словами, в сфере мобильности сложилась следующая ситуация: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». И гонка за мобильностью будет продолжаться в ближайшие годы с еще большей ожесточенностью.



Андрей Шуклин

Вернуться на главную страницу обзора