Интеграция с back-end системами работает на эффективность

Интеграция с back-end системами работает на эффективность

По мере появления развитого мобильного контура, охватывающего коммерческий front-end компаний, возникла потребность интеграции в этот контур не только корпоративной службы, но и back-end систем. Главной задумкой такой интеграции стал максимально быстрый и полный обмен информацией между «мобилизованным» удаленным клиентом и back-end офисом, а также синхронность данных и бизнес-процессов.

Корпоративная мобилизация является логическим аккордом в гимне автоматизации бизнеса, звучащем уже второй десяток лет. Рабочее место «мобилизованного» сотрудника в буквальном смысле оказывается вынесенным за рамки кресла, компьютерной сети и привычной офисной инфраструктуры, а сделки теперь заключаются за пределами переговорных комнат.

Мало кто из владельцев бизнеса согласится вернуть мобильных сотрудников обратно в привычные офисные условия – с каждым дней их все трудней убедить в том, что выполнение корпоративных функций возможно только в условиях офисной сети с помощью ПК. Продавцы, в свою очередь, вынуждены находиться как можно ближе к покупателю и оперативно реагировать на спрос. В то же время back-end-системы остаются скрытыми от пользователя, и продавец работает не видя того, что он продает. По сути идет борьба за продажу места на полке, за которое полностью отвечает поставщик, и в результате предприятие вынуждено заказывать избыточный товар, а в торговом зале и на складе все еще вынуждены постоянно находиться армии продавцов и мерчендайзеров.

Преследуемые цели


Любой бизнес-процесс в ИТ завязан на пополнении, изменении или предоставлении информации. Чем быстрее и качественнее протекает такой обмен, тем выше вероятность достижения поставленных целей. Отсюда следует первая задача интеграции с back-end приложениями: синхронизация последних с фронт-офисом, или, иными словами, обеспечение постоянного обмена информацией между front- и back-системами в режиме реального времени.

«Отложенный обмен информацией тормозит выполнение бизнес-процессов, так как для получения/внесения информации сотрудник должен связаться с офисом или приехать в него, – отмечает директор по программным продуктам компании «Типовые Решения» Михаил Висман. – Также за время обмена в режиме «оффлайн» информация может исказиться или потерять актуальность. Избежать этого можно с помощью мобильных приложений, интегрированных с back-end-офисом: сотрудник, не прилагая усилий и не теряя времени, получает самые свежие данные из центра и вносит свои изменения с мобильного устройства».

Вторая задача интеграции, неразрывно связанная с первой, – более полная утилизация ресурсов back-end-системы. «Главная цель развертывания корпоративных мобильных приложений состоит в повышении эффективности работы сотрудников с back-end системами компании, – комментирует Сергей Члек, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ. – Удаленные сотрудники получают комфортный доступ к корпоративным ресурсам с мобильных устройств, и это дает им возможность работать более продуктивно».

Из поставленных задач вытекают и конечные цели, стоящие перед процессом интеграции. По мнению Александра Тригубы, «основной целью интеграции является построение единого информационного пространства, которое обеспечивает оперативный обмен и своевременный доступ ко всей функционально необходимой информации, а также оперативное предоставления информации независимо от нахождения мобильного сотрудника». На наш взгляд, такое определение наиболее полно описывает цели интеграции мобильного контура с back-end. Стоит заметить, что от подобной модернизации back-end инфраструктуры и выигрывают и мобильные сотрудники компании: включение бэк-офиса в мобильный контур дает им реальный шанс сократить собственные затраты времени на получение информации и работу с ней. «Это одна из немногих ситуаций, когда выгода от новой технологии есть и у компании, и у сотрудников», – считает ИТ-директор группы компаний «Новард» Антон Левиков.

Самые перспективные


Какие классы back-end приложений наиболее перспективны с точки зрения интеграции с мобильными платформами? Не следует забывать, что по своей сути мобильные бизнес-приложения предназначены для обслуживания тех же бизнес-процессов, что и классическое (не мобильное) корпоративное ПО. Функционал как мобильных, так и стационарных бизнес-приложений является индивидуальным для каждой организации и зависит от области деятельности предприятия и стоящих перед ним бизнес-задач. «В данном случае трудно провести классификацию, – считает Александр Тригуба, CIO компании Simple. – Многое зависит от степени открытости системы для интеграции как с точки зрения технологий обмена данными, так и таких деталей, как наличие WEB интерфейса, применение открытого кода, и многого другого».



Бизнес-процессы и приложения, являющиеся первоочередными кандидатами на включение в мобильный контур

r1.PNG


Источник: IDC, 2012


Тем не менее, эксперты выделяют круг задач бэк-офиса, включение которых в мобильный контур наиболее благоприятно скажется на результатах деятельности оснащаемого предприятия. Так, согласно J’son & Partners, костяк мобилизуемых бизнес-приложений, традиционно относящихся к бэк-офису, составляют CRM (системы по управлению взаимоотношениями с клиентами); ERP (планирование ресурсов предприятия); BI (бизнес-аналитика). «Набор наиболее востребованных сотрудниками бэк-офисных решений, как правило, включает ERP, CRM, средства аналитики, личные и общие файловые папки, – говорит руководитель направления портальных и мобильных решений компании "Крок" Константин Астахов. – Получение удаленного доступа к ним с мобильных устройств, позволяет пользователям оперативно и качественно выполнять нужный объем задач».

Программа, портал, платформа…


За то недолгое число лет, в течение которого существуют мобильные приложения, разработчики накопили множество подходов к их реализации, начиная от «заплаточных» программ, реализующих одну или несколько функций, до мобильных платформ, которые, будучи внедренными, сами по себе являются эффективной средой разработки приложений на локальном уровне.

Одним из эффективных механизмов реализации мобильного доступа к основным корпоративным функциям являются мобильные порталы. Преимуществами портальной технологии являются относительная простота администрирования, управления и модернизации контента из единого центра; пригодность для различных клиентских мобильных платформ; независимость от мобильного оператора. Очевидно, что для доступа к какому-либо back-end-ресурсу мобильному клиенту необходимо лишь установить связь с порталом, причем механизм доступа не играет роли.

Портальные решения особенно эффективны при реализации мобильного контура с использованием идеологии BYOD в силу разнообразия клиентских устройств. «Мобильные порталы служат единой точкой доступа ко всем системам бэк-офиса, – комментирует Константин Астахов. – Эти порталы подразумевают использование «тонкого» клиента», адаптацию под разные мобильные платформы и беспроблемную интеграцию в инфраструктуру с учетом требований информационной безопасности».

Однако, при всех своих преимуществах, мобильные порталы лишь обеспечивают доступ мобильных клиентов к удаленным back-end-ресурсам. При этом, как правило, реальное приложение функционирует именно на портале, а в мобильном контуре происходит только передача данных. Это налагает определенные требования на каналы связи, которые при использовании сотовой связи являются заведомо несовершенными. Кроме того, работа с порталом предполагает постоянное нахождение абонента в режиме «онлайн».

Альтернативным подходом является использование MEAP-платформ, по сути, представляющих собой среду разработки мобильных приложений корпоративного уровня для нескольких мобильных ОС одновременно. Одним из важных преимуществ данного решения для пользователя является то, что работа мобильного приложения осуществляется непосредственно на устройстве, и в процессе его использования абонент может находиться в режиме «оффлайн» за исключением моментов синхронизации. При этом, как правило, все приложения оптимизированы под узкую полосу пропускания, характерную для 2G/GPRS. «При использовании подобных технологий в комплексе с системами EMM, заказчик получает гибкое масштабируемое решение, позволяющее работать сотрудникам, в том числе в оффлайн режиме», – говорит Константин Астахов. «Будущее за мультиплатформенными приложениями, которые сами умеют обмениваться информацией и требуют от бизнеса лишь описания правил такого обмена», – добавляет Александр Тригуба.

Динамика мирового рынка МЕАР-платформ, $млн

r2.PNG

Источник: IDC, 2012


Данные аналитических агентств подтверждают растущую популярность МЕАР-платформ. Согласно данным IDC, объем мирового рынка этих систем удвоился в 2012 г. в сравнении с 2010 г. и еще раз удвоится к 2015 г., что соответствует показателю CAGR около 26%.


Неизбежность интеграции


Включение back-end систем в мобильный контур многократно повышает эффективность деятельности предприятия. С другой стороны, при реализации данного функционала на предприятии необходимо принимать во внимание неизбежное возрастание трафика и повышение нагрузки на вычислительные мощности, которое происходит вследствие увеличения числа и частоты обращений к ресурсной базе. В свою очередь, это требует комплекса мер по повышению обрабатывающей способности компьютеров и полосы пропускания каналов связи. План таких мероприятий должен быть разработан на этапе подготовки проекта внедрения корпоративной мобильной системы, а расходы по модернизации существующей ИТ-инфраструктуры, если она необходима, – отнесены к затратной части проекта.

«С одной стороны, нагрузка на back-end системы предприятия увеличивается, – резюмирует глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко. – С другой – повышается контроль и эффективность работы предприятия в целом». Впрочем, организации, принявшие решение «мобилизовать» свою деятельность, дополнительные нагрузки на back-end системы не пугают – возросшая вследствие мобилизации эффективность бизнеса платит за них сторицей.



Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора