Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка лидеров мобильной разработки выросла на 17%

Российские разработчики показывают высокие темпы роста. Выручка топ-35 российских компаний-разработчиков увеличилась на 17,6%. Мобильные приложения продолжают увеличивать долю присутствия в общем числе проектов по разработке программного обеспечения.

Список топовых компаний пополнился новыми именами

Мобильная разработка становится все более доходным ИТ-бизнесом. По итогам 2018 г. выручка 35 мобильных разработчиков российского рынка составила ₽5,9 млрд, что на 17,6% выше прошлогоднего показателя (в 2017 г. выручка крупнейших мобильных разработчиков достигла отметки ₽5,028 млрд). За прошедший год 24 компании преодолели отметку в ₽100 млн годового оборота. Для сравнения, в 2017 г. таких компаний было 16. Из них шесть – достигли уровня дохода в ₽200 млн и выше, в прошлом году таких было пять.

Динамика выручки рейтинга CNewsMobile (35 компаний)

grafmobile.jpg

Источник: CNews Analytics, 2019

В пятерке лидеров происходят интересные изменения, список топовых компаний пополнился новыми именами. Новая расстановка также связана с тем, что предыдущий лидер рейтинга, чей вклад в общий показатель выручки 2017 г. составил около 20%, – компания CDC – не смогла принять участие в рейтинге мобильных разработчиков в этом году из-за изменений, происходящих в настоящий момент внутри компании.

Компания Redmadrobot возглавила рейтинг крупнейших мобильных разработчиков, поднявшись со второго места прошлогоднего рейтинга. Произошло слияние двух игроков рынка: компании e-Legion и Globus объединились и, как видно из результатов, – весьма успешно, Объединение e-Legion & Globus уверенно занимает второе место среди крупнейших мобильных разработчиков. Второй год третье место стабильно держит Agima. «Бизнес постоянно хочет улучшать свои приложения, так на одном их крупных проектов наша команда выросла с 8 человек до 20. Стабильно увеличивается число разрабатываемых нами приложений. Некоторые из них не доступны для прямого скачивания, они являются внутренними продуктами наших клиентов», – делится Дмитрий Шашлов, руководитель отдела мобильной разработки Agima.

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики мобильных приложений для бизнеса и госструктур 2018

№ 2018 № 2017 Название компании Город (расположение центрального офиса) Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2018 г., включая НДС, pтыс. Выручка от разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в 2017 г., включая НДС, pтыс. Доля выручки от разработки мобильных приложений в общем обороте, 2018 г., % Рост выручки 2018/2017 г., % Штатная численность сотрудников по направлению мобильного ПО, 2018 г.
1 2 Redmadrobot Москва 743 820 587 592 95 26,59% 218
2 5 Объединение e-Legion & Globus Москва 477 398 348 595 95 36,95% 182
3 3 Agima Москва 435 959 278 572 100 56,50% 178
4 11 Trinity Digital Москва 397 863 128 908 100 208,64% 40
5 4 InfoShell Санкт-Петербург 274 300 243 925 67 12,45% 53
6 23 Kode Калининград 200 600 72 570 100 176,42% 89
7 7 Бакка Софт Москва 182 975 150 806 100 21,33% 67
8 8 R-Style Softlab Москва 172 940 149 500 16 15,68% 78
9 6 Touch Instinct Санкт-Петербург 171 327 164 729 100 4,01% 69
10 17 65apps Ижевск 170 543 91 354 100 86,68% 56

Источник: CNews Analytics, 2019

На четвертое место с одиннадцатого неожиданно поднимается компания Trinity Digital. «Значительно увеличился пул работ по текущим крупным клиентам, стартовали работы над многими новыми проектами», – комментирует такой рост Михаил Вайсман CEO Trinity Digital. На пятой позиции находится компания InfoShell, ранее занимавшая третье место.

Как показывают результаты рейтинга, сфера мобильной разработки находится на подъеме, направление активно развивается и еще есть куда расти. «Наш рост обусловлен как стабильным наращиванием числа сотрудников, так и общей индексацией цен на наши услуги. Рост сотрудников обеспечивается комплексом мер, которые мы нарабатывали более 10 лет. А наращивать стоимость наших услуг позволяет сам рынок – спрос гораздо выше, чем предложение в целом, поэтому любой здравый руководитель будет поднимать ценники в таких условиях», – комментирует ситуацию на рынке Владислав Крайнов, директор по развитию бизнеса MediaSoft.team.

Динамика выручки топ-10 участников рейтинга CNewsMobile

grafmobile1.jpg

Источник: CNewsAnalytics, 2019

Практически все участники рейтинга показали положительную динамику роста выручки, а четыре компании увеличили годовой оборот более, чем в два раза: «Тим Форс» (1233,78%), Trinity Digital (208,64%), Kode (176,42%), Surf (126,45%). Вадим Мазин, директор по маркетингу компании Surf, объясняет такой рост: «Мы заранее планировали этот скачок. Возможность масштабироваться по числу проектов была всегда, сложно было быстро масштабироваться кадрово. До этого год мы потратили на выстраивание отлаженных процессов, позволяющих нам быстро включать новых сотрудников в процесс. Поэтому, когда это было готово, занялись одновременно экстенсивным и интенсивным развитием: нанимали больше людей, брали больше проектов, осваивали новые индустрии. Большим шагом в интенсивном развитии стал выход на банковский рынок, эти проекты сделали львиную долю нашей выручки в прошедшем году».

На сколько изменилась выручка участников рейтинга CNewsMobile 2018?

graf3.jpg

Источник: CNewsAnalytics, 2019

Причины роста

Компании расширяют штат мобильных разработчиков, открывают новые представительства, работают с заказчиками за пределами России, ведут крупные проекты с государственными заказчиками. «Динамика компании обусловлена тем, что среди компаний ежегодно повышается спрос на корпоративные мобильные продукты. Так как «Бакка Софт» специализируется именно на мобильных решениях для бизнеса и обладает хорошей экспертизой в этой сфере, в 2018 году мы выиграли ряд больших тендеров. Помимо этого, мы открыли представительство в Эстонии, для которого создали специальную продуктовую линейку. Все это оказало положительный эффект на рост компании и позволило нарастить долю на рынке», – рассказывает Иван Семчук, генеральный директор «Бакка Софт».

Распределение участников рейтинга CNewsMobile 2018 по регионам

graf4.jpg

Источник: CNewsAnalytics, 2019

Другие разработчики наоборот фокусируются на российском рынке. Всеволод Гудзь, руководитель направления РФ Magora Systems, комментирует это следующим образом: «Рост выручки обусловлен увеличением продаж в РФ и выделением этого рынка в отдельное направление. Ранее, Magora Systems фокусировалась на международном рынке: Великобритания, Австралия, Китай. А также на площадке Upwork».

Команды мобильных разработчиков расширяют свои возможности, учатся, набираются опыта и постоянно вкладываются в развитие талантов. Как сообщили CNews в компании Kode, у них выросло число и клиентов, и заказов. Компания открыла второй офис разработки в Томске. Заметен и рост числа сотрудников – в 2018 г. их было менее 50, а к концу декабря их стало без малого 90 человек. Сейчас цифра перевалила за 100 человек. Все это сказалось на том, что Kode смогли увеличить темпы разработки.

Проекты мобильной разработки перестают быть разовыми. Подобные решения необходимо постоянно поддерживать и дорабатывать. «Мы существенно увеличили число проектов на постоянной поддержке, с нами начали работать крупнейшие компании федерального уровня. Рейтинг компании и ее узнаваемость также увеличились, что повлияло на общее число проектов», – говорит Василий Фомин, генеральный директор King Bird Studio.

При этом запросы бизнеса с течением времени становятся все более сложными. Чтобы оставаться востребованным рынке мобильной разработки, приходится соответствовать постоянно повышать свою квалификацию и качество продукта. «Мы смогли достигнуть такой высокой динамики развития мобильного направления за счет нескольких факторов. С одной стороны, уже более пяти лет мы развиваем технологию «Смартстаффинг», которая позволяет оперативно формировать проектные команды из временно доступных специалистов партнерских компаний. С другой стороны, мы объединяем малые и средние компании для реализации крупных проектов, которые они по отдельности не смогли бы сделать. В итоге мы собираем разрозненные кусочки пазла из команд и технических компетенций в целостную картину и управляем качеством оказываемых нашим клиентам услуг. Это позволяет нам не только интенсивно расти в новых направлениях, но и браться за задачи, которые не решаются традиционными способами», – рассказывает Максим Симоненко, директор по специальным проектам компании «Тим Форс», выручка которой увеличилась в 12 раз по сравнению с прошлым годом.

Но разработка решения – только первый шаг. Рынок требует сложных интеграций нового с уже существующим. «Это легко объяснить необходимостью комплексных решений на современном рынке мобильной разработки. Сегодня не получится просто создать мобильное приложение. Важно погрузиться в проект, изучить бизнес заказчика, чтобы предоставить максимально качественную услугу», – полагает Павел Короткий, CEO Globus.

«Основная причина – сохраняющая тенденция всеобщей мобилизации enterprise-сегмента рынка. Редкая система, ориентированная как на внешних пользователей (B2B, B2C), так и на внутренних (ERP, BPM и т.д.), обходится сегодня без мобильных клиентов. А во многих случаях именно мобильный клиент становится основным пользовательским интерфейсом», – комментирует рост выручки компании в мобильной разработке на 80% Виктор Фролов, директор по продажам «Юзтех Интеграция»

Отдельным компаниям удается находить ниши с низкой конкуренцией, они берутся за узкоспециализированные проекты. «Во-первых, мы растем с низкой базы. Во-вторых, рынок коробочного ПО падает, и наши конкуренты просто вылетают. Поэтому наша доля, как лидера, пока растет не только в процентах, но и в деньгах. В-третьих, мы растем из-за повсеместных внедрений маркировки товаров, которая предполагает сканирование товаров по всей цепочке, а это удобнее всего делать именно в мобильных приложениях», – выделяет основные направления мобильной разработки Николай Стариков, руководитель отдела продаж «Клеверенс».

Успех решений объясняется возросшим спросом на удобные и полезные корпоративные мобильные решения для безопасной удаленной работы. «Главным драйвером роста продаж мобильных приложений стала модернизация основных наших продуктовых предложений: «Информационная система коллегиальных органов «Ареопад» и «Защищенная мобильность: Mobile CryptoBox». Число проектов внедрения ИСКО «Ареопад» выросло в 3 раза по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, в 2018 году наша команда выпустила мобильный клиент, который можно интегрировать с любой СЭД», – полагает Дмитрий Лившиц, генеральный директор «Диджитал Дизайн».

На смену быстрым коробочным заказам в мобильную разработку приходят долгоиграющие проекты с глубокой проработкой. «Во-первых, растет спрос на качественные услуги проектирования, разработки, развития и поддержки мобильных приложений. Все больше заказчиков понимают важность выбора надежного партнера, обладающего отраслевой экспертизой. Во-вторых, в 2018 году наша команда продолжила развитие проектов прошлого года, что позволило нам уверенно развиваться и инвестировать в развитие нашего бизнеса. Помимо этого, опережающими темпами были выполнены работы по крупным контрактам с лидерами банковской сферы, что также внесло большой вклад в рост годовой выручки iD EAST», – поделился Виталий Дубинин, генеральный директор iD EAST.

Одним из важных трендов 2019 г. стали готовые платформы для консолидации нескольких блоков мобильных решений. «Рост выручки обусловлен развитием «Платформы ВерЭкс» – за прошедший год платформа пополнилась новыми мобильными приложениями, например, приложением для контроля строительно-монтажных работ. Мы начали несколько новых проектов в нефтегазовом секторе, энергетике, розничной торговле. А также расширили сотрудничество с текущими заказчиками по направлению заказной разработки в области enterprise mobility», – рассказала Мария Венедиктова, вице–президент GMCS.

Подъем направления мобильной разработки так же отмечает Александр Кузнецов, генеральный директор «Лайв Тайпинг»: «До 2018 года значительной частью нашего оборота была веб–разработка. В последние полтора года мы сфокусировались на мобильной разработке, что помогло существенно увеличить оборот по этой услуге. Кроме этого, наши постоянные клиенты, в том числе – и достаточно крупные компании, – в 2018 году стали давать больше заказов именно в мобильной разработке».

Увеличение числа клиентских устройств, безусловно, влияет на рост базы пользователей, и, как следствие, мобильных приложений. И все же, это не единственное направление для развития. «В первую очередь, мы стали фокусироваться на заключении долгосрочных контрактов (более года), что позволяет избежать простоев и потерь на переключении между мелкими проектами. Немаловажным фактором является рост доли серверной разработки по сравнению с клиентскими приложениями на смартфонах и планшетах. Ну и, конечно, рост числа сотрудников компании положительно сказался на динамике выручки», – считает Ирина Родионова, PR–директор Omega–R.

Но не только поиск новых клиентов приносит разработчикам прибыль. Работа со старыми заказчиками, с которыми уже пройдены все этапы взаимодействия на отработанных ранее проектах, является важным источником дохода. «В конце 2017 года был создан задел для работы в 2018 году. Увеличилась выручка от заказной разработки из-за расширения действующих контрактов, а также были подписаны новые клиенты. Новые клиенты были подписаны как на территории России, так и за пределами страны, что соответствует стратегии компании по экспансии на зарубежный рынок. В 2017-18гг. собственные продукты продолжили активно расти, что также привело к росту доли выручки по результатам 2018 года», – рассказывает Борис Школьников, технический директор Mobile Dimension.

Разработка приложений по-прежнему будут пользоваться высоким спросом в новом году. Сосредоточиться на мобильности – хороший способ для бизнеса повысить свою ценность. Компании, занимающиеся разработкой готовы сделать следующий шаг и добиться еще большего, осваивая новые технологии и продвигая технический прогресс в нашей стране.