Спецпроекты

oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

С миру по тренду: как развивается рынок мобильной разработки
Источник фото depositphotos.com

С миру по тренду: как развивается рынок мобильной разработки

В 2018 г. количество загрузок из магазинов приложений возросло до 194 млрд по сравнению со 101 млрд в 2016 г. Глобальная мобилизация стимулирует развитие отрасли мобильной разработки. Из года в год этот сегмент ИТ-рынка растет высокими темпами, появляется больше игроков на рынке, а дефицит рабочих мозгов остается сдерживающим фактором развития отрасли.

Бум мобильных приложений

Разработка мобильных приложений развивается быстрыми темпами. Переход от доступа к интернету на стационарных компьютерах и ноутбуках к просмотру контента на смартфонах был довольно быстрым. Согласно отчету Statista, число пользователей смартфонов во всем мире превысило 2,7 млрд. «По состоянию на 2019 год рынок мобильных устройств разных ценовых категорий перегрет. Сейчас у каждого есть смартфон, который он может себе позволить. Это значит, что количество пользователей мобильных приложений увеличится и, следовательно, количество их загрузок. Популяризация приложений заставляет бизнес рассматривать этот путь для масштабирования, и все больше компаний готовы вкладывать в это деньги. Причем, как в аутсорс, так и в аутстафф. Учитывая это, предполагаем рост индустрии в 2,5–3 раза к 2020 году», – комментирует генеральный директор InfoShell Дмитрий Котенко.

Основные направления в области мобильных приложений за 2018 г. схожи с тенденциями развития мобильной разработки в 2019 г. Согласно Statista, к 2020 г. мобильные приложения должны принести $188,9 млрд мирового глобального дохода.

Проекты заметно усложняются, рынок далеко шагнул от плоского мобильного интерфейса к глубокой интеграции нескольких систем внутри одной компании. «Рынок мобильной разработки движется в сторону проектов с существенной интеграционной составляющей. Достижение бизнес-целей заказчика невозможно силами исключительно мобильного решения, потому что такое решение – лишь часть информационной системы. Это требует от компании-разработчика умения не только создавать мобильное приложение, но и погрузиться в информационные системы заказчика, или же разработать часть таких систем. Это значит, что на рынке будут востребованы компании, способные оказать комплексную услугу. И, конечно, именно в эту сторону направлено слияние e-legion и Globus», – комментирует совладелец e-legion Дмитрий Завалишин.

Проекты становятся сложнее, заказчики требовательнее. Рынок продолжает формироваться и видоизменяться. Заказчик становится более профессиональным, требовательным. Меняются форматы взаимодействия. Рынок уже разобрался, как и где можно применять мобильные решения. Поэтому сейчас дорабатываются и оптимизируются текущие кейсы использования, и одновременно прорабатываются варианты более глубокой интеграции мобильных решений в основные процессы компаний, утверждает генеральный директор компании Redmadrobot Алексей Макин: «В первую очередь, рынок стимулирует резкое повышение доли заказов от государства для исполнения национальных проектов. Во-вторых, увеличивается стоимость самой работы за счет усложнения процесса изготовления. Раньше для выпуска приличного продукта необходимо было 5 человек на платформу, сейчас команда должна состоять более чем из 10 человек. Это сказывается на себестоимости и соответственно на стоимости работы без увеличения самого количества продуктов».

Российский рынок и глобальные тренды

В прошлом году мобильные разработчики все чаще включали технологию машинного обучения в свои приложения. Теперь, в 2019 г., реальность заключается в том, что искусственный интеллект глубоко укоренился в мобильных приложениях. Мобильные евангелисты заявляют, что скоро настанет тот день, когда искусственный интеллект заменит людей роботами, и в первую очередь это произойдет в сфере услуг. В 2019 г. все больше компаний будут стремиться использовать искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы повысить рентабельность и снизить свои эксплуатационные расходы. «К 2020 году этот рынок должен вырасти до 70 млрд долларов. Мы уже видим, как эту технологию реализовывают в Китае в системе городских камер видеонаблюдения, «Яндекс» – в «Алисе» и «умном доме», а рекламные сети – в своих алгоритмах и таргетинге. Последние работают, на наш взгляд, пока что лучше всего. Это хорошая почва для создания сервисов аналитики и оптимизации маркетинговых digital-компаний. Динамика рынка digital-рекламы положительная, этому способствуют и programmatic-платформы на базе искусственного интеллекта. Это значит, что и мы, разработчики, в стороне не останемся, потому что именно мы такие платформы и создаем», – констатирует Дмитрий Котенко.

В 2018 г. говорили о замене мобильных приложений чат-ботами. Интернет-помощники появлялись практически на каждом веб-сайте в течение последних нескольких лет, но реально чат-боты начали использоваться на мобильных устройствах лишь к 2018 г. Согласно Statista, мировой рынок чат-ботов в 2025 г. вырастет до $1,25 млрд. По прогнозам Juniper Research, среднегодовые темпы роста числа чат-ботов, ориентированных только на здравоохранение, составят 167 процентов. Чат-боты теперь будут действовать (фактически уже действуют) как виртуальные помощники в мобильных приложениях. Благодаря прогрессу в искусственном интеллекте теперь легко интегрировать чат-боты в приложения без сложного кодирования.

Платформы без кодирования набирают популярность как у мобильных разработчиков, так и у организаций, желающих самостоятельно конфигурировать мобильное приложение под себя своими силами. Готовые платформы упрощают интеграцию с существующими корпоративными средами, при этом разработчикам не нужно писать свои собственные API или иные средства интеграции. Соединения с базой данных, проверка пользователей, службы каталогов и многое другое объединены в удобные для использования библиотеки. Нужно только скопировать и установить необходимую библиотеку, никакого кода не требуется.

Безусловно, тенденции развития мобильных приложений в 2019 г. связаны с эпохой дополненной реальности. Ожидается, что в 2019 г. дополненная реальность произведет революцию в разработке приложений в различных областях, таких как здравоохранение, машиностроение, недвижимость, розничная торговля. Виртуальная реальность – еще одна тенденция мобильных приложений в 2019 г. Термин «виртуальная реальность» обычно используется для описания симуляций сценариев, которые сложно и дорого создавать: симуляции космического пространства для космонавтов, симуляции анатомии человеческого тела для студентов – медиков и другие подобные примеры. Приложения ВР также получили распространение среди коммерческих предприятий, поскольку они помогают увидеть, как определенный продукт будет выглядеть для клиентов. Примером служат приложения, которые могут показать, как платье или украшение будет смотреться на покупателе, прежде чем он приобретет их. Приложения для компаний, занимающихся дизайном интерьера дома, помогают увидеть виртуальный проект, вписанный в реальное помещение. То же касается и внешней отделки зданий, а также строительства или проектирования городских пространств. В медицине виртуальная реальность может помочь пациенту увидеть, как будет выглядеть лицо после пластической операции, имплант или протез после установки. Подобным предприятиям необходимо иметь собственные мобильные приложения, интегрированные с технологией ВР, для того, чтобы предоставить своим клиентам такую возможность.

До 2018 г. постоянно транслировалась информация, что 5G скоро появится! 5G идет! И, наконец, ожидания воплотились в реальность. 5G является старшим братом по отношению к текущему стандарту беспроводных сетей – 4G. Хотя большинство регионов мира не увидят широкое покрытие 5G до 2020 г., некоторые компании уже осуществляют ограниченное развертывание в России, США и Китае. На момент написания этой статьи совершенствуются интегрированные чипы, на которых основаны наши смартфоны, и в 2019 г. они станут на ступеньку выше, что дает мобильным разработчикам больше возможностей, когда дело доходит до тонкостей приложений. Поклонники виртуальной реальности уже чувствуют прилив адреналина. Приложения, которые в настоящее время загружаются 5 минут, будут доступны в считанные секунды. Это в 100 раз быстрее, чем 4G. Новая технология передачи данных заметно расширит рынок мобильных приложений. Возможности для приложений будут огромны. Например, 5G повлияет на развитие 3D-игр и дополненной реальности. «Развитие 5G сетей. Например, Samsung, уже продает смартфоны с этой технологией. Конечно, весь этот год она будет дорабатываться, но в итоге мы получим более быструю сеть. Помимо таких банальных вещей, как увеличение скорости загрузки контента, само соединение станет быстрее. А это уже прямая дорога к качественным и безопасным беспилотным автомобилям, “умным” домам и развитию ИВ», – комментирует Дмитрий Котенко.

Интернет вещей становится важной частью нашей жизни. Умные дома, умные устройства, умные города и умные транспортные средства – это решения, которые находятся на вершине исследований и направлены на то, чтобы сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной одновременно. Технологии интернета вещей нашли применение во многих отраслях, и в 2019 г. все больше приложений будут включать ИВ. Компании в сфере недвижимости просят разработчиков приложений использовать возможности ИВ для создания интеллектуальных зданий с сенсорами, интеллектуальных городов и парковок. Эксперты в области здравоохранения совместно с агентствами по разработке мобильных приложений изучают, как больницы могут использовать ИВ. Согласно прогнозам IDC, мировой рынок ИВ с 2015 г. растет в среднем на 17% в год, и достигнет $1,3 трлн к 2019 г.

В настоящее время большинство носимых гаджетов синхронизируется со смартфонами. Прогноз Gartner показывает, что количество носимых устройств увеличится со 140 млн единиц в 2017 г. до 225 млн единиц в 2019 г. Согласно отчету Business Intelligence, рынок носимых устройств увеличится примерно на 35 % в 2019 г. В прошлом году медицинские учреждения стали широко использовать носимые приложения на ежедневной основе. Они используют эти приложения для сбора важных данных, таких как частота сердечных сокращений и уровень глюкозы в крови у своих пациентов. Помимо медицинской области, другие отрасли также будут внедрять аналогичные функции. В финансовом плане индустрия носимых устройств к концу 2019 г. выйдет на доход в $33 млрд. С таким высоким спросом на носимые гаджеты, умные часы, фитнес-трекеры или гарнитуры, индустрия носимых приложений также будет расти.

Безопасность мобильных приложений остается одним из главных требований в 2019 г. Мы уже стали свидетелями роста использования зашифрованных сообщений, стабильно развивается направление защиты пользовательских данных, мобильных браузеров, защищающих конфиденциальность пользователей. Продолжает совершенствоваться безопасность мобильных приложений, использующих различные способы онлайн оплаты.

Одной из самых популярных тенденций в 2019 г. является облачная интеграция для мобильных приложений. Такое взаимодействие будет полезно, например, организациям, которые занимаются обучением людей в интернете, так как слушатели могут использовать учебные материалы, находясь при этом в любом уголке планеты, и не привязываться к определенной локации учебного заведения. Интеграция облачных решений с мобильными приложениями в 2019 г. будет стремительно расти. Больше предприятий будут инвестировать в это направление. Плюсы есть не только со стороны пользователей, но и у разработчиков. Потребовались годы, но мир наконец осознал возможности, предоставляемые облачными вычислениями. Оптимизация операций, снижение затрат на хостинг, улучшение хранения и емкости загрузки, а также увеличение срока хранения – вот лишь некоторые из многочисленных преимуществ разработки мобильных приложений в облаке.

Быть востребованным

Существует множество поводов для положительной динамики развития компаний. «Не сосредотачиваться на определенном стеке, подходе, сегменте, а развиваться в сторону “многостаночности” путем отлаживания внутренних процессов и планирования масштабирования в рамках этих процессов», – считает руководитель отдела мобильной разработки Agima Дмитрий Шашлов.

Бизнес стремится быть ближе к клиенту, чтобы быстро выявлять возникающие потребности и предлагать пути решения. «Даже средний бизнес понимает потребность в обеспечении своих клиентов сервисами доступными со смартфона и в состоянии выделить средства на формирование предложения», – комментирует Дмитрий Шашлов. Объем потребности увеличивается вместе с нехваткой специалистов в этой сфере.

Оставаться востребованным на рынке услуг всегда непросто, высокая конкуренция, сложные технологии фильтруют игроков рынка, оставляя сильнейших. Фокусироваться на качестве выпускаемого продукта и выстраивании коммуникаций советует Дмитрий Котенко: «Во-первых, делать качественно. Если на выходе у продукта куча багов, не работает система и не интуитивный дизайн – вас больше не выберут. Во-вторых, нужно уметь общаться с заказчиками, будь то маркетолог, ничего не понимающий в ИТ или же технический директор с опытом в 15 лет. В-третьих, предоставлять качественный сервис. Сюда же и относится общение. Прозрачность работы, лояльность, поддержка продукта и элементарное понимание заказчика – один из ключей востребованности».

Алексей Макин фиксирует основные направления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы оставаться востребованным на рынке мобильных разработчиков: «Вовремя пересматривать предложение и формат работы с клиентами, опережающими темпами осваивать все изменения и новые технологии. Не жалеть и инвестировать в персонал».

Сегодня для рынка мобильной разработки явно стоит потребность в обеспечении производства сопутствующими услугами, такими как автоматизация, безопасность и аналитика. Лидеры отрасли целятся в сторону наращивания подобных услуг внутри компании, считает Дмитрий Шашлов.

Подводя итог, можно сказать, что интеграция искусственного интеллекта, технологии дополненной реальности и технологии виртуальной реальности фундаментально меняют способ разработки приложений. Увеличиваются темпы внедрения чат-ботов, растет популярность носимых приложений. Не менее важными тенденциями развития мобильной разработки станут: интернет вещей, интеграция облачных платформ, платежные сервисы и их безопасность. Уверенных шагов в сторону развития намеченных тенденций мобильной разработки мы ожидаем уже в этом году.

Юлия Лихачева

Вернуться на главную страницу обзора