oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2016

Иван Семчук

Иван Семчук:
Рост рынка мобильной разработки продолжится, что бы ни происходило в экономике

Как будет развиваться рынок мобильной разработки, что сейчас самое актуальное и кому можно доверять, в интервью CNews рассказывает генеральный директор компании «Бакка Софт» Иван Семчук.

CNews: Как вы оцениваете рынок мобильной разработки за 2015 год в сравнении с 2014-м?

Иван Семчук: На наш взгляд, за 2015 год рынок вырос примерно вдвое. Мы это видим по числу обращений клиентов, по количеству объявляемых конкурсов и другим признакам.

Дать точные цифры довольно сложно. Причина этого в непрозрачности рынка. С одной стороны, на нем работают такие компании, как «Бакка Софт», для которых мобильные приложения – основной бизнес, но есть и разработчики сайтов и интеграторы, которые тоже делают приложения, и эту долю в их бизнесе очень трудно определить.

С другой стороны, не все мобильные приложения реализуются в рамках отдельных проектов – они могут быть частью большой ИТ-системы. Таких проектов сейчас достаточно много. По факту приложение создано, но в отчетность разработчика оно не попадает, и аналитики рынка не могут его учесть в своих оценках.

CNews: За счет чего растет рынок?

Иван Семчук: В последнее время все больше компаний понимает, что им нужны мобильные инструменты. Они видят реальный экономический эффект от их внедрения. Это могут быть как приложения для клиентов, предоставляющие им различные услуги, так и приложения для сотрудников. Первые являются дополнительным каналом продаж, вторые сокращают издержки и повышают эффективность бизнеса.

Иван Семчук: Заказчик должен обращать внимание на реальный опыт, на то, что исполнитель прошел весь путь разработки корпоративных приложений, собрал «грабли» и понимает, как нужно делать проект

Например, банки с помощью приложений сокращают число обращений в контакт-центры и в отделения, а также получают дополнительную прибыль от межбанковских переводов, оплаты штрафов, сервисов и услуг, которые проводят клиенты со своих устройств.

На сегодняшний день объем потребностей в мобильных разработках превышает предложение. Поэтому я считаю, что в ближайшие один-два года рынок продолжит расти независимо от того, что будет происходить с российской экономикой в целом.

CNews: Какие тенденции спроса, по вашему мнению, определяют ход мобилизации отечественного бизнеса? Как меняется спрос?

Иван Семчук: В сегменте корпоративных приложений, предназначенных для сотрудников, раньше было много запросов на автоматизацию рабочего места руководителя. Сегодня потребности клиентов смещаются к обеспечению мобильными инструментами сотрудников работающих «в полях» – супервайзеров, курьеров, монтажников, ремонтников и других специалистов.

В сегменте бизнес-приложений, предназначенных для клиентов компаний, локомотивами развития остаются банки и телеком. Они как раньше вкладывались в мобильные разработки, так и сейчас продолжают это делать. К ним подтягиваются страховые компании и розничные сети. Страховщики таким образом продают полисы, а ритейл сосредоточен на том, чтобы привлечь покупателей к участию в программах лояльности.

CNews: В чем отличие разработки корпоративных мобильных приложений от приложений для клиентов?

Иван Семчук: Мобильное приложение корпоративного уровня не существует само по себе – это только «вершина айсберга». Оно очень тесно связано с корпоративными информационными системами, которые являются для него источником данных. Процесс их интеграции может быть осложнен тем, что многие корпоративные системы не имеют тех протоколов и сервисов, которые требуются – JSON, Thrift и прочие. Таким образом, разработчик мобильного приложения должен уметь не только разрабатывать сами приложения, но и обладать компетенциями в области интеграции.

Второе отличие – необходимость соблюдать требования по безопасности как для передачи данных, так и для их хранения на устройстве. Нужно предусмотреть шифрование данных, защиту приложений от несанкционированного доступа, технологию удаления данных с устройства в случае его потери, кражи или увольнения владельца. Существует целый пул технологий, которые позволяют успешно решать все эти задачи, и этими технологиями надо владеть.

Не стоит забывать и про вопросы поддержки и обновлений созданного приложения. Мы привыкли что программы, которые мы скачиваем через магазины приложений (AppStore, Google Play и Microsoft Market) обновляются по мере появления новых версий. Все происходит как бы само по себе. На корпоративном рынке заказчик и разработчик должны отдельно продумать решение этих вопросов.

Ну и в дополнение ко всему нужно учитывать особенности бюрократических процессов, принятые в компании-заказчике. Например, для распространения iOS приложения внутри компании, необходима корпоративная лицензия Apple стоимость которой 299 долларов. Вроде бы мелочь, но для крупной компании ее приобретение это такой же долгий процесс, как и любая закупка до полмиллиона: конкурс, коммерческие предложения и время до трех месяцев на все процедуры.

CNews: Как «мобилизуется» госсектор с точки зрения его внутренних потребностей?

Иван Семчук: В прошлом году «Бакка Софт» принимала участие в разработке Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2020 года. В ходе этой активности мы анализировали ситуацию: что сделано в органах государственной власти, какие есть перспективы, какие возникают проблемы.

На сегодняшний день мы видим, что создано достаточно мобильных приложений и сервисов для граждан. Они уже есть уже не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах России.

Сложнее обстоят дела с обеспечением внутренних потребностей самих госорганов. Автоматизация госструктур до сих пор недостаточно развита. Несмотря на то, что внедряется много ИТ-решений, реальное проникновение ИТ до каждого служащего все еще низкое. Это – первый сдерживающий фактор.

Вторым фактором является наша любимая безопасность. Процесс сертификации во ФСТЭК, ФСБ очень долгий, и достаточно дорогостоящий, тогда как новые версии программного обеспечения для мобильных устройств выходят достаточно часто. В результате получается что когда платформа или ПО пройдет сертификацию – она уже «устарела». Это очень сильно тормозит возможности использования не только самых передовых технологий, но и обычных устройств, которыми мы с вами пользуемся в повседневной жизни, а в госорганах это не разрешено.

Возможно, что ситуация когда-нибудь изменится, и внимание государства будет сосредоточено на эффективных технологиях защиты, а не бумагах с печатями. Но я не думаю, что эти изменения произойдут, скажем, в ближайшие пять лет. Слишком многое нужно в этом вопросе изменить.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ваших самых интересных проектах в 2015–2016 годах.

Иван Семчук: Интересных проектов за 2015 год реализовали много. Расскажу о двух проектах, в которых сам принимал активное участие.

Первый – мобильное приложение для BI-платформы arcplan. Основная задача была – развить уникальную технологию, которая позволила бы работать со всеми аналитическими данными в режиме off-line. Мы этот проект реализуем с 2012 года, однако в прошлом году нужно было сильно модернизировать наше решение.

Известно, что в области бизнес-аналитики сделано довольно много мобильных решений, но в целом используются два подхода по данной задаче. Первый предусматривает создание приложения, которое формирует все аналитические отчеты на самом устройстве из загруженных данных. В этом случае трудозатраты на реализацию и поддержку решения очень высокие. Кроме этого, решение получается недостаточно гибким к изменениям в целом. Второй путь – формировать отчеты средствами аналитической платформы на сервере, а мобильное приложение в этом случае просто отображает подготовленные графики. Тут возникают сложности с работой в режиме off-line.

Мы реализовали «гибридное» мобильное рабочее место руководителя. Что это означает – мы объединили оба подхода и взяли только лучшее: так все графики строятся на сервере, что позволяет легко вносить в них изменения и распространять для пользователей, при этом все что готовит сервер – передается в мобильное приложение и там сохранятся для работы в режиме off-line. То есть, если на сервере добавить в форму отчета 25 новых показателей и изменить форму диаграммы, то на устройстве руководителя эти изменения отразяться мгновенно после обновления данных. При этом руководитель без проблем может работать со всеми данными в машине или самолете, поезде и где угодно, даже если у него нет доступа в интернет.

Реально работающей такой технологии ни у кого нет – мы ее сделали. В России она уже используется в «Росэнергоатоме», на предприятиях «Роснефти» и будет распространяться по другим компаниям.

Второй проект – мобильное приложение в области здравоохранения. Фактически приложение представляет собой электронную медицинскую карту. Это очень актуальная разработка, потому что человек за свою жизнь посещает много разных клиник, в каждой из которых на него заводят карту, и данные из этих карт никак не синхронизируются. В результате врачи не всегда могут определить анамнез и учесть его при назначении лечения.

Наше приложение предоставляет гражданам и медицинскому персоналу доступ к единой электронной карте. Врач с помощью телефона или планшета может посмотреть историю болезней пациента и сразу же заполнить необходимые поля. Одним нажатием на экран он может вызвать список имеющихся аллергий, хронических заболеваний, получить другие данные. Важно, что это можно делать не только в клинике, но и дома, когда врач приходит по вызову, и даже на улице, если человека забирает «Скорая помощь».

У электронного здравоохранения большие планы и перспективы. В том, что касается нашего проекта, прорабатывается вопрос о введении электронных рецептов, чтобы гражданин в аптеке мог предъявить рецепт со своего устройства, а провизор проверил бы его подлинность и выдал необходимые лекарства.

Но все еще идеально в области здравоохранения, но уверен, что тут в ближайшие годы будет прогресс.

CNews: Порекомендуйте, пожалуйста, критерии для выбора мобильного разработчика.

Иван Семчук: На первый взгляд кажется, что при выборе можно ориентироваться по многочисленным рейтингам, которые есть в сети интернет. Но эти рейтинги не отражают расстановку сил на рынке корпоративных приложений. Некоторые из них, например, учитывают оценку пользователями приложений в магазине. С учетом этого критерия, если компания сделала полсотни однотипных приложений в категории «Спорт и отдых», то она в рейтингах будет гораздо выше конкурента, разработавшего столько же корпоративных приложений, например для документооборота. Корпоративное приложение в магазинах не опубликовано, но именно его наличие в портфолио говорит о том что компания знает, как это делать.

Интеграторы же, обладающие существенным опытом в создании интеграционных решений, сами разработкой мобильных приложений в большинстве своем не занимаются. Этот бизнес пока не особо им интересен, соответственно, наверняка в штате интегратора нет дизайнеров, специалистов по проектированию интерфейсов и даже разработчиков, специализирующихся на мобильных приложениях. Поэтому интеграторы часто пользуются услугами специализированных компаний, в том числе и «Бакка Софт».

Поэтому заказчик должен обращать внимание на реальный опыт, на такие нюансы, которые говорят, что исполнитель прошел весь путь разработки корпоративных приложений, собрал «грабли» и понимает, как нужно делать проект. Если у него опыта нет, то достаточно высоки риски, что проект не будет выполнен.

Вернуться на главную страницу обзора