oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2016

Облака и мобильность ломают старые процессы
Источник фото photogenica.ru

Облака и мобильность ломают старые процессы

Внедрение облачных приложений и мобильных технологий в бизнес-процессы компании – прямой путь к их оптимизации. В результате синергии двух технологий компания может выйти на более высокий уровень за счет нового подхода к организации рабочего места сотрудника.

Внедрение облачных приложений и мобильных технологий в бизнес-процессы компании – прямой путь к их оптимизации. В результате синергии двух технологий компания может выйти на более высокий уровень за счет нового подхода к организации рабочего места сотрудника.

Корпоративные облачные приложения появились не так давно, но уже завоевали немалую популярность. Большинство облачных приложений с точки зрения пользователя мало отличается от своих классических аналогов, а качество их с каждым годом становятся только лучше. При этом облачные приложения обладают рядом преимуществ, которые прямо или косвенно подталкивают предприятия к использованию этой модели.

Преимущества использования мобильных приложений в бизнесе

Обратимся к некоторым рабочим ситуациям из жизни. К примеру, при общении с поставщиками и заказчиками продавцам необходимо иметь доступ к данным об объемах существующих товаров, к документам и регламентам, которые могут потребоваться в процессе общения. Обладая всей необходимой информацией прямо здесь и сейчас, продавец значительно быстрее сможет принимать решения.

Продавец-консультант при наличии мобильного приложения становится универсальным сотрудником, он способен, не отходя от клиента, оперативно предоставить информацию об ассортименте товара, характеристиках и проходящих акциях.

Другой прострой и распространенный пример – актуализация номенклатуры товаров в ERP-системе. Процесс заведения нового товара или обновление информации о товаре в классической схеме выполняется за три шага. Сначала товары доставляются к рабочему месту оператора, оснащенному сканерами штрихкодов и камерой. Затем производятся сканирование штрихкода товара и подготовка фотографии товара. И, наконец, в ERP-системе заводится карточка товара со всей необходимой информацией. Но если для этого использовать смартфон с мобильным приложением, то число операций уменьшается до одной: создания карточки товара. Смартфон позволит сделать фото товара, сканировать штрихкод, ввести необходимую информацию в заданные поля карточки, при этом отпадает необходимость в оборудованном рабочем месте. Оператор может вообще не иметь специального рабочего места.

В качестве бизнес-инструмента мобильное приложение поможет компании достичь главных целей бизнеса: получить прирост прибыли, снижение издержек, оптимизацию внутренних процессов, привлечение новых клиентов, повышение статуса и компетентности компании в глазах клиентов. Именно те организации, которые стремятся внедрять и использовать мобильные технологии, раньше других добьются улучшения бизнес-процессов и повышения производительности труда.

Требуется ли переобучение сотрудников для работы с мобильными приложениями?

Обратимся к статистическим данным. По статике Mail.ru за последний год более 29% пользователей Рунета заходили в интернет с мобильных устройств. Большинство пользуются мобильным интернетом в вечернее время, причем проводят там не так много времени, в среднем 20 минут: проверяют почту, читают новости и общаются в социальных сетях. Наиболее активной частью населения являются россияне в возрасте от 25 до 30 лет (работающая часть населения).

Типичные пользователи мобильного интернета

3_1.jpg
Источник: Mail.ru

В то же время, согласно исследованию J’son & Partners, смартфоны для многих людей становятся предметом первой необходимости. Даже при трудной экономической ситуации в стране пользователи не отказываются от покупки мобильных устройств, которые в настоящее время являются неотъемлемым средством коммуникации.

Динамика продаж смартфонов в России и в мире

Источник: J’son & Partners, IDC, 2015

Таким образом, работающая часть населения уже имеет опыт использования мобильных приложений, и их внедрение, как правило, происходит безболезненно.

Подводные камни мобильности

Применение мобильных технологий в бизнесе позволяет ускорить, облегчить и удешевить бизнес-процессы. При этом надо отдавать себе отчет, что за перспективами «мобилизации» бизнес-процессов организации скрываются различные риски и угрозы информационной безопасности компании, которые необходимо соотносить с перспективами и выгодами.

Специфичность угроз обусловлена размерами, портативностью, используемыми приложениями и уникальностью архитектуры мобильных устройств. Обзор LinkedIn «BYOD & Mobile Security Report» (2014 г.) на основе опроса 1100 респондентов приводит следующую статистику.

Наиболее опасные проблемы, связанные с использованием мобильных устройств

6.jpg
Источник: LinkedIn, 2014

Как мы видим, наиболее существенные угрозы – это потеря или кража данных компании или клиентов, а также несанкционированный доступ к данным на мобильном устройстве.

Статистика мер, направленных на минимизацию рисков.

7.jpg
Источник: LinkedIn, 2014

Для реализации таких мер безопасности существуют специальные технологии и функции управления мобильными устройствами, которые помогают реализовать существующую политику безопасности.

Первая технология – MDM (Mobile Device Management), управление мобильными устройствами. Это способ администрирования, включающий внедрение, обеспечение безопасности, мониторинг, интеграцию с корпоративными ресурсами и управление мобильными устройствами. Назначение MDM – оптимизировать функциональность и безопасность мобильных устройств в корпоративной информационной инфраструктуре, одновременно обеспечивая защиту корпоративной системы от угроз, связанных с использованием мобильных устройств.

Необходимо также управлять корпоративными приложениями на устройствах сотрудников. Этой цели служит MAM (Mobile Application Management) – совокупность процессов распространения и администрирования программного обеспечения на мобильных устройствах конечных пользователей. MAM в отличие от MDM позволяет изолировать корпоративные приложения от личных и позволяет администратору компании управлять только служебными приложениями.

И, наконец, последняя часть триады – это MIM (Mobile Information Management), управление мобильными данными – независимая от устройства стратегия безопасности, обеспечивающая хранение критичных данных в зашифрованном виде и позволяющая их обработку и передачу только доверенным приложениям. Эти технологии могут применяться как по отдельности, так и совместно. В совокупности их (MDM, MAM и MIM) иногда обозначают MxM.

Влияние мобильности на бизнес и ИТ-службы

Сегодня четко прослеживается тенденция повсеместного внедрения облачных сервисов, смартфоны и планшеты постепенно вытесняют ноутбуки и системные блоки, повышается функциональность и удобство использования мобильных приложений. Выбирая облачный сервис для автоматизации бизнес-процессов, стоит поинтересоваться у вендора, предоставляет ли он мобильные клиенты для взаимодействия с сервисом.

Конфликт интересов

8.png

Источник: Directum, 2016

Корпоративные мобильные приложения используют преимущественно сотрудники, работа которых связана с частым перемещением, однако все чаще корпоративные мобильные решения устанавливают и сотрудники, работающие исключительно в офисе. Многие сотрудники не против использования собственных устройств в работе, однако не хотели бы терять контроль над ними. Неминуемо возникнет конфликт интересов бизнеса и ИТ-служб.

Именно ИТ-службам придется находить золотую середину в этом конфликте. Изменения сильно затронут и принцип поддержки конечных пользователей, так как при использовании облаков отпадет необходимость обслуживать внутренние сервисы. Наибольшее внимание пользователей и ИТ-служб будет направлено на успешное выполнение рабочих задач и обеспечение безопасности данных компании, прочие второстепенные вопросы отойдут на второй план.

Андрей Ардашев

Вернуться на главную страницу обзора