Спецпроекты

На страницу обзора
Кризис перераспределяет рынок ИТ-поддержки
По мнению Никиты Дергилева, директора по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв», сервисное направление российского ИТ-рынка оказалось наиболее устойчивым к кризису. Однако непростая экономическая ситуация, безусловно, оказывает существенное влияние – началась пересегментация долей участников и сервисов.

Никита Дергилев

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка сервиса и аутсорсинга в 2015 году в рублях?

Никита Дергилев: В настоящее время сервис и аутсорсинг является одним из самых перспективных направлений российского ИТ-рынка. Рост этого сегмента продолжается, несмотря на трудности экономического и геополитического характера. По нашим оценкам, за 2015 год рынок отечественного сервиса и аутсорсинга увеличился на 7–10% в рублевом эквиваленте.

CNews: Какие сегменты этого рынка по типам сервиса развивались, а какие – стагнировали?

Никита Дергилев: Стоит отметить стагнацию по направлению базовой вендорской технической поддержки, так как она традиционно номинирована в валюте. Клиентам приходится искать иные решения, при этом нужно минимизировать не только расходы, но и риски, связанные с использованием зарубежных решений и услуг. Часть заказчиков понижают уровень поддержки поставщика и передают ее интегратору.

Заметно прибавил сегмент сервиса по аутсорсингу печати (MPS – Managed Print Services). Думаю, что рост здесь составил около 20%, правда, сегмент растет практически от нуля. В пользу увеличения популярности MPS говорит все та же тенденция по снижению затрат на ИТ при сохранении эффективности, вызванная общей экономической ситуацией. Аутсорсинг печати имеет одну из наиболее понятных ценовых моделей с оплатой за отпечаток (лист бумаги) и наглядный результат в виде сокращения затрат на печать уже в течение первого года использования. С учетом того, что затраты компании на печать составляют несколько процентов от оборота, этот сервис дает действительно заметный эффект. Так, сегодня услуги печати востребованы в крупных компаниях практически всех отраслей – в банках, телекоме, ритейле и многих других.

Другим фокусным направлением 2015 года стали аутсорсинговые услуги ЦОД, в частности речь идет об услугах co-location и аренде мощностей. Мы ожидаем, что этот тренд будет наблюдаться и в течение всего 2016 года, хранение персональных данных остается актуальным для компаний, ранее использовавших зарубежные ЦОДы.

Четвертым из наиболее перспективных направлений в 2015 году стал сегмент Management Services – услуги по комплексному администрированию, поддержке и управлению инфраструктурой заказчика. В портфеле «Техносерва» доля проектов по направлению Management Services увеличилась на 15%. На мой взгляд, рост связан с экономической ситуацией в стране, уходом с рынка сервиса и аутсорсинга ряда игроков и, как следствие, – происходящим сегодня перераспределением рынка. В текущей обстановке заказчики в первую очередь смотрят на стабильность компании, качество предоставляемых услуг, и, конечно же, ищут наиболее выгодное ценовое предложение. «Техносерва» отвечает трем ключевым потребностям заказчиков, поэтому у нас появилось много новых интересных сервисных контрактов. Например, «Техносерв» оказывает услуги по технической поддержке инфраструктуры ЦОД крупнейшей российской розничной сети. Мы осуществляем комплексное администрирование ЦОД и всего, что касается конфигурирования, ввода/вывода старого оборудования, коммутации, обновления прошивок, операционных систем, устранения инцидентов, оптимизации производительности.

CNews: Насколько рыночная динамика коррелирует с финансовыми результатами «Техносерва»?

Никита Дергилев: В «Техносерве» финансовый год заканчивается в конце марта 2016 года, поэтому абсолютные цифры давать рано. Количество заказчиков по сервису за 2015 год выросло почти на 50%. Кроме того, ряд крупных постоянных клиентов увеличили объемы потребления сервиса. Если говорить об отраслях, то наибольший прирост произошел в банках.

CNews: Расскажите о наиболее интересных аутсорсинговых проектах вашей компании в 2015 г.

Никита Дергилев: Один из наших проектов я упоминал выше – это поддержка инфраструктуры ЦОД крупнейшей российской розничной сети, на базе которого функционируют критичные для заказчика бизнес-приложения. Это не просто поддержка, а полноценный аутсорсинговый проект, который включает в себя применение систем мониторинга и оповещения, внедренных в инфраструктуру заказчика. Его особенностью стало и то, что большинство работ наши инженеры выполняют в удаленном режиме.

Также интересен проект по аутсорсингу региональной сети Промсвязьбанка, где мы обслуживаем региональные отделения. В течение года проект должен охватить 102 города. Идут проекты в ряде государственных заказчиков, таких как ФМС России, Пенсионный фонд, Центральный банк, Федеральное казначейство.

Хочу отметить также проект с Альфа-Банком, где мы занимаемся экспертной поддержкой сети передачи данных. Этот проект затрагивает все ключевые узлы сетевой инфраструктуры, включая центр обработки данных и процессинговый центр. Работы выполняются как на объектах, так и удаленно и требуют высокого уровня экспертизы.

Другой интересный проект связан с обслуживанием части сетевой инфраструктуры «Ростелекома». Для заказчика основной задачей является предоставление услуг потребителям, а не работы по ремонту телеком-оборудования. «Ростелеком» концентрируется на ключевых функциях, предоставляя на поддержку сеть и при этом серьезно экономя.

CNews: Изменились ли требования заказчиков к аутсорсерам и их услугам?

Никита Дергилев: Повторюсь, сегодня экономия стоит во главе угла, поэтому каждая услуга должна быть экономически обоснована. В связи с переходом части профессиональных вендорских сервисов к интеграторам требованием заказчика стало: «делайте больше своими силами». Стало существенно меньше запросов на классический аутстаффинг, когда на заказчика работает выделенная команда инженеров, оценивающаяся по человеко-часам. Сегодня важна конечная услуга, в которую все включено, и неважно сколько ресурсов затрачивается для обеспечения требуемого уровня сервиса.

CNews: В чем конкурентные преимущества «Техносерва», чем компания отличается от других?

Никита Дергилев: Одно из важнейших наших преимуществ – это финансовая стабильность. «Техносерв» может позволить себе работать с крупными заказчиками, предоставляя гибкие условия работы. Заказчики знают, что мы надежная и крупная компания, которая никуда не исчезнет по ходу реализации проекта. Сегодня это очень важно.

Во-вторых, «Техносерв» сохраняет партнерство с крупнейшими вендорами. Мы один из немногих интеграторов, который представляет поддержку от всех ключевых производителей. У нас есть специализации, которыми мало кто обладает на рынке. Например, у Juniper сегодня в числе авторизованных сервисных партнеров по уровню Professional Services Partner всего две компании, в числе которых «Техносерв».

В-третьих, за последний год «Техносерв» значительно расширил свою региональную партнерскую сеть. Сегодня наши собственные инженеры представлены в 23 регионах. В каждом регионе у нас есть набор авторизованных подрядчиков, подтвердивших свою квалификацию. Партнеры пользуются нашим Service Desk, нашей третьей линией поддержки, базой знаний и т.д.

В этом году «Техносерв» значительно нарастил свою экспертизу. Мы также продвинулись в части методик и подходов доставки сервиса, провели серьезную оптимизацию, улучшили контроль качества работ, изменили подход к управлению проектами, то есть реализовали новую тактику повышения качества оказания услуг. Возможно, никакого ноу-хау в этом нет, однако это необходимая кропотливая, трудоемкая и нужная работа, которая должна быть выполнена в каждой серьезной сервисной компании, однако мало у кого она действительно сделана.

CNews: Изменились ли рублевые цены на аутсорсинговые услуги вашей компании? Каков ваш прогноз динамики цен на 2016 г.?

Никита Дергилев: Естественно, в части вендорской поддержки цены выросли – все запчасти для данного вида сервиса закупаются за рубежом, что неизбежно отражается на цене. Тем не менее мы постоянно работаем над оптимизацией стоимости собственных услуг, в частности путем переформатирования ее внутри конечной услуги – делаем больше закупок в рублях, ведем переговоры с вендорами, больше перекладываем нагрузку на свои ресурсы. Сегодня стоимость работы нашего инженера-эксперта составляет от p4000 в час.

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2015 - м
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г., iтыс. (с НДС)
1 Москва 25 525 865
2 Москва 22 458 000
3 Москва 18 594 807
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2015
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г., iтыс. (с НДС)
1 Москва 25 525 865
2 Москва 17 663 282
3 Москва 22 458 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2015 - м
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2013 г., iтыс. (с НДС)
1 Москва 9 275 729
2 Москва 8 051 474
3 Москва 6 827 467
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2015
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA) в 2013 г., iтыс. (с НДС)
1 Москва 9 275 729
2 Москва 8 051 474
3 Москва 6 827 467
Подробнее