Спецпроекты

На страницу обзора
Интеграция – главная ИТ-услуга для госсектора
Госсектор начинает выстраивать ИТ-ландшафты все более централизованно, стараясь решать ИТ-задачи целостно, часто используя сервис-ориентированный подход. Переход к такому формату работы — вопрос не одного дня и даже не одного года. Это направление обеспечит работой крупнейших ИТ-интеграторов в кризис.

За десятилетия работы у большинства государственных структур, впрочем, как и у крупных российских компаний, сформировался сложный ИТ-ландшафт, представляющий собой множество разнообразных автоматизированных систем. Многие из них разработаны разными производителями и отвечают каждая своей собственной архитектурной и функциональной логике. Поэтому сейчас одной из самых актуальных для ИТ-департаментов и разработчиков задачей становится создание единой информационной платформы, то есть начало постепенной консолидации отдельных составляющих ИТ-ландшафта и ИТ-архитектуры в целостную систему.

Система Функционал системы и этапы интеграционных проектов
СМЭВ Позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. Является ядром сервисов электронного государства и взаимодействует с ЕГИСЗ, ГИС ГМП и целым рядом других ИС. СМЭВ имеет сервис-ориентированную инфраструктуру и состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в ЦОДах «Ростелекома». К концу 2014 г. удалось достичь готовности региональных сведений в продуктивной среде СМЭВ около 99%. Также идет подключение органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к информационной системе досудебного обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении госуслуг
ЕГИСЗ Для оперативного контроля над деятельностью и отчетностью ЛПУ из единого центра с целью эффективного расходования средств ФОМС, ИТ-систему решено было централизовать. Общая архитектура ЕГИСЗ стала состоять из сегмента централизованных общесистемных компонентов и сегмента прикладных компонентов. НИИ «Восход» сейчас предоставляет Минздраву услуги основного центра обработки данных, а «Ростелеком» – резервного ЦОДа. С «Ростехом» Минздрав заключил контракты на поддержку уже разработанных федеральных сервисов электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты
ГИС ГМП ГИС ГМП задумывалась как информационная система, которая предоставляет заинтересованным сторонам информацию о фактах оплаты. Через СМЭВ она соединяется с банками. Основной объем работ был связан с интеграцией множества систем и налаживанием гарантированного обмена данными обо всех транзакциях в них
ГИС ЖКХ Одна подсистема ГИС ЖКХ в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку начислений, сравнивая их с установленными тарифами (информация о тарифах будет поступать в ГИС через СМЭВ от Федеральной службы по тарифам). С помощью еще нескольких подсистем жильцы могут контролировать деятельность управляющих компаний, принимать участие в голосованиях по дому и т.д. По планам Минкомсвязи, разработка и развитие ГИС ЖКХ будут поручены «Почте России». В проекте предстоит объединить в огромном хранилище данные, поступающие из множества систем и источников, включая M2M-датчики
ЕСИА При любом электронном взаимодействии государства (в лице чиновников и служащих МФЦ) с гражданами их авторизация должна проходить через ЕСИА. Соответственно, и сайты федеральных органов власти и регионов, подразумевающие авторизацию, в будущем должны будут подключиться к ЕСИА. С ее помощью государство, зная мобильный телефон человека и его e-mail, намеревается помимо информирования о штрафах и т.д. наладить обратную связь с гражданами – ИС «Мониторинг качества государственных услуг». Оператором ЕСИА, ответственным за ее развитие, является Минкомсвязь

По данным Минкомсвязи, федеральные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в 2013 г. израсходовали на информационно-коммуникационные технологии i84,98 млрд. В 2014 г., по предварительным данным министерства, эта цифра составит i83,02 млрд, что меньше расходов прошлого года на 2,3%.

Автоматизация сквозных функций

Эта задача требует смены подходов ко многим направлениям деятельности, в частности, определения норм, требований и единых стандартов, предъявляемых к инструментам, документации и подрядчикам. «Однако так называемая «платформизация» является лишь формальным воплощением тенденции более высокого содержательного уровня – смещения фокуса внимания с автоматизации задач отдельных департаментов и отделов на автоматизацию сквозных функций и бизнес-процессов», – считает Андрей Гущин, руководитель направления «Государственный сектор» группы компаний Custis.

Иными словами, госсектор постепенно начинает подходить к выстраиванию ИТ-ландшафта все более централизованно, стараясь решать ИТ-задачи целостно, часто используя сервис-ориентированный подход. Переход к такому формату работы — вопрос не одного дня и даже не одного года, поскольку он требует изменения внутренней организации и ментальности для более стратегического управления ИТ.

Кое-где уже успели провести централизацию ИТ-функций посредством выделения самостоятельных департаментов или центров разработки, в других этот процесс сейчас находится на разных стадиях реализации. Подход не является чем-то эксклюзивным и присущим только государственным структурам. На широком рынке ИТ-услуг в России уже достаточно давно сформировалась тенденция концентрации целевой функции ИТ в некой внешней структуре (ИТ-аутсорсинг и инсорсинг), которая потенциально может быть и рыночной бизнес-единицей. «Всегда ли эта внешняя структура достаточно отделена от внутренней «кухни» организации, чтобы иметь независимость и быть глубоко погруженной в ИТ-отрасль, как неаффилированные ИТ-компании, пока говорить сложно. Но такое движение на рынке отмечается, акцент смещается сюда», – отмечает Андрей Гущин.

Но чтобы автоматизировать бизнес-процессы, нужны эти самые процессы. Необходим четко прописанный перечень электронных услуг, которые государство потребляет само и предоставляет населению, а также бизнесу.

Государству нужен быстрый результат

Список услуг существует, постоянно актуализируется и является отправной точкой для работы ИТ-компаний. Согласно нему, в государственном секторе, конечно же, есть потребности в таких же ИТ-услугах, которые требуются на коммерческом рынке. Однако существуют два направления, интерес к которым у государственных организаций значительно выше. «Прежде всего, это сервисы для граждан, созданные на основе единых систем идентификации и персонализации, которые тесно интегрированы с системой межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Второе направление – внедрение информационных систем, которые позволят получить корректные первичные учетные данные. Без них никакие сервисы для граждан не построить. И только после реализации этого можно будет говорить о других типах ИТ-решений, которые востребованы в госсекторе», – комментирует Александр Семенов, президент «Корус Консалтинг».

Таким образом, в лексиконе чиновников все чаще появляется понятие «персонификация» пользователей государственных услуг. В коммерческом сегменте оно чаще всего используется в рознице и телекоммуникационных компаниях для формирования уникальных предложений в рамках систем управления лояльностью. А вот в госсекторе учет персональных данных позволяет оптимизировать работу госслужащих с населением.

Поэтому после решения вопросов, о которых говорил Александр Семенов, можно ожидать массовый запуск сервисов электронной записи и электронной очереди. Гражданин в своем личном кабинете может выбрать то МФЦ и то время его посещения, которое удобно обеим сторонам. Ну а дальше – внедрение платежных шлюзов, объединяющих ведомственные, региональные порталы, ЕПГУ, а также коммерческие банки посредством информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

И вот здесь появляется второй ярко выраженный акцент в развитии взаимоотношений между сервис-провайдерами (неважно, внутренними или сторонними) и госструктурами. Уже для всех стал очевидным тот факт, что концепция e-Government реально способствует повышению эффективности и скорости работы государственной машины. А раз так, то в условиях финансового кризиса, уменьшения финансирования и поставленной задачи Президентом РФ по сокращению числа госслужащих, «вдруг» всем стал нужен быстрый результат от внедрений. Как этого добиться?

Марк Беленький, директор по развитию в России и СНГ компании ClickSoftware, объясняет: «Мировая тенденция последних лет в рамках глобального ИТ-рынка заключается в упрощении и сокращении сроков внедрения заказываемых решений. Кроме того, сейчас становится все более актуальным предоставление не универсальных, а специализированных решений, «заточенных» под выполнение конкретных задач. В этом случае отсутствует необходимость в полном конфигурировании системы, что автоматически снижает временные затраты, необходимые для начала работы. Организации госсектора в этом смысле совершенно не отличаются от других организаций, соответственно вышеперечисленные тенденция касается и их».

Работа одного из таких специализированных государственных ИТ-сервисов заключается в том, что сам процесс заказа документа в том или ином госучреждении осуществляется на основании текущей или прогнозируемой загрузки служащих. Когда совершается заказ, необходимо убедиться, что указанное гражданином время будет выделено на него и только на него, если не происходят непредвиденные обстоятельства.

В Великобритании, с которой сейчас часто сравнивают Россию в области e-Government, благодаря использованию систем по оптимизации и «умного планирования времени», как правило, уже не происходит сбоев в распределении задач, ложащихся на госучреждения при высоком количестве запросов. Специалистам в России в ближайшей перспективе предстоит много над этим поработать.

С китайским акцентом

Сегодня невозможно обойти вопрос, а кто, на каком оборудовании и ПО, будет развертывать ЦОДы, на базе которых сервис-провайдеры будут удовлетворять потребности госструктур? Ни для кого не секрет, что круг доверенных поставщиков услуг для государства уже давно сформирован из числа крупнейших отечественных интеграторов. Какие-то объекты инфраструктуры уже построены и работают. Но многое еще предстоит создать. Кроме того, необходима сервисная и техническая поддержка.

Юрий Леонтьев, руководитель отдела по работе с государственными заказчиками, подразделение IT Business компании Schneider Electric, не скрывает: «Государственные заказчики действительно ищут альтернативы предложениям из США и Европы. Рынок ИТ сильно зависит от политической ситуации, и если градус напряжения в отношениях с США и Евросоюзом спадет, эти тенденции могут стать не столь ощутимы. В случае эскалации конфликта акцент будет смещаться в сторону азиатского и отечественного оборудования».

Если же говорить о российском производстве, то на данный момент оно не может удовлетворить ИТ-потребности заказчиков в полном объеме. Есть интересные решения, есть примеры локализации и совместного производства, но в ряде направлений отставание от лидеров рынка весьма значительное. Поэтому альтернативой западным производителям ИТ-оборудования и ПО могут стать азиатские компании.

Безусловно, у них произошел серьезный прорыв в этом направлении, но возможно ли полностью переориентировать российский импорт на них — это большой и больной вопрос. Зависеть от одного поставщика рискованно, каким бы стратегическим партнером он ни был. Поэтому и наблюдается активизация усилий по импортозамещению. Но тут опять нужно искать компромисс между временем и деньгами. Ни того, ни другого особенно нет.

Что касается практики построения сервисов для государственных нужд, как предоставляемых населению, так и для внутреннего использования, в России привыкли искать передовой опыт и лучшие практики именно за океаном. И здесь видна острая потребность в создании компонентов отечественной школы проектирования и внедрения сервисных моделей применительно к высоконагруженным государственным информационным системам. Наверняка это России под силу.

Вадим Ференец

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014
Город Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2012 г. (iтыс., с НДС)
1 Москва 23 214 757
2 Москва 20 060 000
3 Москва 17 076 866
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014
Город Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2012 (iтыс. с НДС)
1 Москва 8 014 110
2 Москва 5 605 235
3 Москва 4 130 000
Подробнее

Рейтинги

CNewsСonsulting: Крупнейшие ИТ-консультанты 2014 - м
Выручка компании от оказания ИТ-услуг (консалтинг, аудит, внедрение, сервисная поддержка) в 2013 г. (iтыс., с НДС) Рост
1 25 525 864 9,96%
2 22 458 000 11,95%
3 20 479 473 19,93%
Подробнее

Рейтинги

CNewsServices: Крупнейшие поставщики услуг ИТ-поддержки 2014 - м
Выручка от услуг поддержки (договоры SLA), 2013 (iтыс. с НДС) Рост 2013/2012 гг., %
1 9 275 729 15,74%
2 6 827 467 21,81%
3 6 698 000 62,18%
Подробнее