Александр Фроликов

Александр Фроликов:
Утрата информации ведет к потере бизнеса


О различиях между системами архивирования и резервного копирования данных, а также компаниях, где эти решения пользуются наибольшим спросом, в интервью CNews рассказал Александр Фроликов, руководитель группы технической экспертизы и поддержки продаж в компании Softline.

CNews: Какова динамика спроса на системы резервирования и архивирования данных? В чем разница между архивированием и резервным копированием?
Александр Фроликов: При резервном копировании создается копия информации, которая размещается на отдельном носителе, в то время как архивирование — это перемещение оригинала информации в централизованный архив. Объем информации в компаниях растет на 50—100% в год. Заказчикам приходится не только хранить, но и обрабатывать эти данные, а это в свою очередь влечет за собой повышение нагрузки на информационную систему. Наиболее целесообразно разделять данные на оперативные и архивные, соотношение которых, как правило, составляет 20:80. Архивация позволяет снизить нагрузку на исходные серверы и более рационально использовать дисковое пространство, так как старая или редко используемая информация будет перенесена на более дешевые носители в архив и подвергнута глобальной дедубликации, сжатию и индексированию. Несмотря на то, что архивная информация может занимать большие объемы, в некоторых случаях ее необходимо хранить для проведения служебных расследований, проверок, иногда этого требуют регуляторы (например, от финансовых организаций).

Кроме того, за счет использования архивации снижается объем оперативных данных, резервное копирование которых необходимо регулярно осуществлять, в результате чего существенно сокращается время на резервное копирования и восстановление. Следовательно, при каком-либо сбое системы на восстановление оперативной информации потребуется значительно меньше времени. При необходимости пользователь всегда сможет обратиться к архивированным данным, произвести мгновенный поиск по этой информации. Системы резервирования и архивирования данных также нацелены на сохранение природных ресурсов: они позволяют сократить количество оборудования, которое необходимо питать, охлаждать, это снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Направление резервирования и архивирования данных уже на протяжении нескольких лет растет в Softline примерно на 30—40% в год.
CNews: Какова идеология систем резервного копирования данных? Какие требования к ним предъявляет заказчик?
Александр Фроликов: Многие компании уже понимают, какую ценность представляет информация, и стараются объективно оценивать возможные убытки от простоя в случае сбоя системы. Мы как эксперты по восстановлению информации часто проводим анализ в процессе восстановления инфраструктуры после сбоев. Согласно нашей статистике, приблизительно в 40% случаев к потере данных приводят аппаратные проблемы, в 30% – неправильные действия пользователей или допущенные ими ошибки. Еще 10—15% связаны с ошибками программного обеспечения, а оставшиеся случаи — это различные вирусы и атаки. Для того чтобы не терять ценную информацию после ошибок и сбоев и не нести убытки во время вынужденного простоя, необходимо делать резервные копии.


pic2.png
Причины потери данных

Некоторые компании ошибочно считают резервным копированием простое хранение массива данных на каком-либо носителе. Грубо говоря, вставил флешку, скопировал все данные — все, у тебя есть резервная копия. Иногда внутренняя ИТ-служба все же устанавливает программное обеспечение для резервного копирования, но не разрабатывает регламент и систему предотвращения сбоев и краж. Это неправильный подход. Внедрение полноценного резервного копирования – это не только установка программного обеспечения вроде Symantec Backup Exec. Это ответственная работа, которую нужно проделать, чтобы компания была спокойна за информацию, которую она ежеминутно, а иногда и ежесекундно обрабатывает. SLA по резервному копированию прорабатывается отдельно с каждым заказчиком, и всегда указываются точки, которые определяют необходимую частоту проведения резервного копирования данных. Промежуток между этими точками является тем временем, за которое информация может быть просто не восстановлена. Каждый клиент сознательно идет на такой риск, устанавливая определенные требования к регулярности копий. Второй важный пункт в SLA — время на восстановление того или иного сервиса. Третий — это окно резервного копирования.



Некоторые пункты SLA по резервному копированию


Раньше заказчики предпочитали самостоятельно внедрять системы, обращаясь к нам лишь за продуктом. Сейчас в Softline наблюдается рост обращений за услугами по консалтингу, анализу и аудиту систем резервного копирования. Компании хотят быть уверены, что в случае сбоя они смогут за определенный промежуток времени вернуть свои данные. По нашим наблюдениям, половина случаев потери всех данных приходится на компании, пренебрегающие технологиями резервного копирования. И лишь 10% из них после такой катастрофы выживают и восстанавливают свой бизнес. Таким образом, потеря всех данных компании в большинстве случаев означает прекращение ее существования.

Мы можем вспомнить много случаев, когда компании, у которых случился крах AD (Active Directory) или почтовой системы, не работали из-за этого длительное время. Убытки были настолько большими, что руководству приходилось сокращать персонал, чтобы восстановить бизнес. Все это происходит из-за того, что компании, как правило, задумываются о системах резервного копирования данных лишь после значительных сбоев. Мы же проводим вебинары, встречи для клиентов, демонстрируем им наши бизнес-кейсы, консультируем по правильной интеграции системы резервного копирования данных в ИТ-инфраструктуру предприятия. Проблема в том, что владелец бизнеса всегда заметит, если у него выйдет из строя часть какого-то «железа», т.е. чего-то осязаемого. А информация — она неощутима до тех пор, пока не перестанет существовать.
CNews: Какой объем данных позволяет говорить о том, что в организации существуют Big Data, которые требуют соответствующего инструментария и подхода?
Александр Фроликов: Big Data – это просто большие массивы данных, при этом даже 1 Тб является значительным объемом информации. Например, для создания отказоустойчивой почтовой системы часто используются такие кластерные решения, как DAG, которые предполагают создание множества копий почтовой базы. Соответственно, если почтовая база пользователей занимает 1 Тб, а в кластере находятся три сервера, то в результате будут храниться 3 Тб. В случае сбоя восстановление этих данных займет значительное время. Соответственно, здесь будет полезно деление информации на оперативную и архивную.

В последнее время рост информации в секторе SMB значительно выше, чем у Enterprise-сегмента. Увеличение количества информации — следствие корпоративной переписки и различных транзакций. Ежегодный прирост объемов данных в компаниях варьируется от 50 до 100%. Подобные цифры основаны на наших наблюдениях, касающихся увеличения спроса на системы архивирования и резервного копирования данных. Раньше компании предпочитали довольствоваться тем, что их данные хранятся на каких-то отказоустойчивых массивах с использованием технологий зеркалирования и избыточности данных. Но сейчас бизнес практически не приходится убеждать в том, что актуальность систем резервного копирования достаточно велика. Многие заказчики сами понимают это и обращаются к нам. Заинтересованность в подобных системах есть как у государственных заказчиков, так и у коммерческих структур.

CNews: Для каких компаний наиболее актуальна проблема интенсивного прироста данных? Кто в первую очередь нуждается в системах резервного копирования и архивирования данных?
Александр Фроликов: Значительный рост корпоративной переписки и транзакций наблюдается у ритейловых компаний. Они предпочитают защищать информацию от аппаратных, логических ошибок, неправильных действий сотрудников. У газовых, нефтяных компаний, игроков финансового сектора хранятся большие объемы данных, вследствие чего системы архивирования им необходимы. Компании, не внедряющие подобные решения, могут однажды прекратить свое существование.

Если решения по архивированию данных востребованы крупным бизнесом, то резервное копирование необходимо абсолютно всем. Некоторые компании, самостоятельно внедряющие подобные системы, все равно впоследствии обращаются к нам, так как не удовлетворены их работой. В большинстве случае это связано с неверным выбором инструмента для резервного копирования. Когда к нам обращаются просто за программным обеспечением для резервного копирования, мы всегда высылаем опросные листы, проводим анализ для определения состава физической и виртуальной инфраструктуры и ее организации. Это необходимо для понимания требований заказчика, его SLA к резервному копированию и для правильного выбора инструмента.

CNews: Какие объемы данных, на ваш взгляд, целесообразно накапливать и хранить в организациях? Меняется ли эта планка в зависимости от отрасли?
Александр Фроликов: Тенденция такова, что крупные компании хранят практически все данные. К финансовым организациям, например, применимы требования регуляторов, которые обязывают их хранить всю информацию и обеспечивать возможность поиска по ней за достаточно длительные периоды времени. Архивация уменьшает необходимость использования оперативной памяти, оптимизирует свободное пространство дорогостоящих основных устройств хранения и сокращает расходы за счет перемещения данных в центральный архив, функций дедупликации и сжатия данных.

Компании SMB-сектора часто еще не подошли к тому рубежу, когда объем накопленной информации заставляет систему работать на пике ее мощностей. Системы архивирования данных ими не востребованы, так как данных еще очень мало. Однако даже небольшие компании хранят абсолютно всю информацию, просто у них она накапливается в незащищенном виде — на рабочих станциях, в файлах личных папок.

CNews: Какие типы данных принято резервировать и архивировать в российских компаниях – из вашей практики?
Александр Фроликов: Архивированию подвергаются почтовые сообщения, файловые ресурсы, логи транзакций, базы данных. Причем файловые ресурсы чаще всего автоматически переносятся в архив, если к ним не обращались в течение определенного времени. В почтовых ящиках также используется квотирование и правила, при которых старые сообщения переносятся в архив при превышении объема ящика или когда становятся старше определенного периода. Резервному копированию, как правило, подвергается абсолютно вся информация.

CNews: Как используются данные из архива?
Александр Фроликов: Эти данные необходимы при проведении расследований. Еще одна цель архивирования — сокращение нагрузки на оперативные системы.
CNews: Можно ли оценить пользу и потенциал накапливаемых данных – в сравнении с издержками на их хранение?
Александр Фроликов: Резервное копирование помогает минимизировать убытки после сбоев и сэкономить на привлечении сторонних организаций к восстановлению утерянной информации. Коэффициент возврата инвестиций на системы резервного копирования в теории составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако на практике все инвестиции в системы резервного копирования возвращаются после первого же серьезного сбоя. При этом многие компании не всегда осознают: информация равна деньгам. Весь капитал и ценность компании заключаются в сотрудниках и информации.

Чтобы информация была полезна, ее нужно структурировать. Многие компании просто накапливают массивы данных на носителях, но даже не представляют, где и что на них находится. Это уже не информация, а именно массив данных, который потребляет ресурсы, требует времени на администрирование, поддержание и сохранение. Каждый год объем этих данных увеличивается. В итоге получаются сотни терабайт информации, которая никак не структурирована. Ее ценность равняется нулю. Если такая ситуация в компании продолжается на протяжении нескольких лет, то в один момент руководство решит избавиться от этих данных за ненадобностью. Однако первая же проверка либо служебное расследование обернутся отсутствием необходимой информации и неприятностями: потерянным актом, счетом или письмом. Архивирование решает вопрос хранения, доступности, структурирования и индексирования информации, не допуская ее безграничного, неоптимизированного роста.

CNews: Заказчики пользуются облачными сервисами при архивировании или резервном копировании информации?

Александр Фроликов:
Самым быстрым носителем информации, конечно, являются дисковые системы накопления данных, на которые можно осуществлять запись резервной копии с максимальной скоростью. Однако дисковые системы хранения данных не обеспечивают катастрофоустойчивость — ее могут обеспечить лишь носители, которые находятся за пределами организации, то есть ленточные носители или «облако». Практически все системы резервного копирования позволяют хранить информацию как внутри компании, так и с использованием ленточных носителей или облачных решений. Однако перенос данных в «облако» сейчас не очень популярен, так как многие вендоры работают с собственными «облаками». Заказчики не готовы резервировать данные на ресурсах иностранных компаний — они предпочитают использовать ленточные носители и организовывать резервные ЦОДы.
CNews: Какие решения для резервного копирования и архивирования предлагает сегодня Softline?
Александр Фроликов: Решения у всех вендоров разные и заточены под определенные требования и задачи заказчиков. Чаще всего в своих проектах мы используем продукты Symantec, CA Technologies или Acronis — каждая из этих систем обеспечивает определенный функционал.

Например, у Symantec есть продукты Backup Exec и NetBackup. Symantec Backup Exec подходит малому, среднему и даже крупному бизнесу, но ориентировано только на систему Microsoft. Компаниям, использующим, например, Solaris, это решение уже не подойдет — им нужен NetBackup. Однако в этом продукте нет встроенной системы архивирования. Если же клиенту необходима эта функция, стоит обратиться к Symantec Enterprise Vault. У CA Technologies есть решение, которое позволяет совершать не только традиционное резервное копирование, но и поблочное, которое позволяет восстанавливать данные после сбоя быстрее.

Важно, чтобы заказчик реально оценивал убытки, в которые выливаются вынужденные простои после сбоев, и четко понимал, за какое время ему нужно восстановить информацию. Чем короче время восстановления и чем меньше данных заказчик хочет потерять, тем дороже будет стоить система резервного копирования. Снижение времени восстановления на 10—20% в разы увеличивает стоимость системы резервного копирования. Однако чем крупнее компания, тем больше убытков она понесет в случае малейшего сбоя. Внедрение системы резервного копирования все равно обходится дешевле, нежели восстановление бизнеса после серьезного краха системы.

Задать вопрос эксперту по теме можно здесь

Вернуться на главную страницу обзора