Спецпроекты

На страницу обзора
Облачная ВКС не пользуется спросом в России
Оценка объемов российского сегмента видеоконференцсвязи в последние годы была одной из самых неоднозначных на ИТ-рынке. При этом сохранялся принцип: аналитики смотрят на объемы излишне пессимистично, а поставщики ВКС-решений выглядят на их фоне неукротимыми оптимистами.

По различным экспертным оценкам, отечественный рынок ВКС в 2011–2012 гг. рос примерно на 20–30%, существенно опережая по темпам роста развитые страны (6% в год), что, в общем, легко объясняется большим уровнем проникновения технологий видеоконференцсвязи на западном рынке. Зарубежные эксперты прогнозируют рост глобального рынка почти в 2,5 раза за период с 2010 по 2015 гг.


Источник: Infonetics Research, 2012


Аналитики Forrester Research прогнозировали, что в 2012 г. объем российского рынка ВКС составит $24,5 млн. Поставщик ВКС-решений, например компания TrueConf, говорят о достижении отечественным рынком ВКС планки в $96 млн. Еще оптимистичнее смотрят на объем этого сегмента компания "Техносерв" ($110–140 млн) и Orange ($120 млн). В компании "Микротест" отмечают, что рынок ВКС в России в 2012 г. вырос в 1,6–1,7 раз (причем эти темпы роста совпадают с динамикой данного направления в самой компании).

Ощущение того, что рынок ВКС уверенно растет, есть почти у всех опрошенных CNews экспертов. При этом, по мнению руководителя бизнес-направления "Видеоконференцсвязь и мультимедиа" компании "Микротест" Рината Самитова, на российском и европейском рынках ВКС в 2012 – начале 2013 г. сложилась достаточно неоднозначная ситуация. Весь прошлый год наблюдался рост, однако начало текущего года (по оценке вендоров и интеграторов) стало периодом некоторого спада. "Обусловлено это, скорее всего, неблагоприятной экономической ситуацией, – считает Ринат Самитов. – Парадоксально то, что даже при дальнейшем ее ухудшении спрос на ВКС будет расти. Компании заинтересованы в приобретении этих решений, позволяющих им сэкономить на командировках и других накладных расходах. Так что мы ожидаем роста продаж оборудования ВКС именно в кризисный период: в прошлый кризис мы уже столкнулись с аналогичной ситуацией".

По мнению руководителя направления голосовых и видео-решений компании "Стэп Лоджик" Никиты Кочергина, росту рынка способствует развитие технологий широкополосного интернета. А основным стимулирующим фактором остается тренд популяризации видеокоммуникаций как таковых, в том числе и для личного общения. Руководитель компании TrueConf Михаил Готальский отметил, что рынок стимулирует, в первую очередь, удобство использования видеосвязи в личных целях, которое побуждает организации пробовать ее в бизнесе. По его словам, положительный отклик на применение ВКС топ-менеджментом компаний позволяет им масштабировать системы ВКС и подключать к ним все большее количество пользователей. Тем более что на рынке наблюдается рост недорогих и легко внедряемых программных решений.

В числе тормозящих факторов рынка ВКС в России Ринат Самитов называет выборы 2012 г.: крупные проекты были заморожены чуть не до осени. По его оценке, рынок рос, но продаж было бы больше, если бы не влияние политико-экономических факторов в стране.

Михаил Готальский, говоря о тормозящих факторах, поясняет, что ВКС не является критически важной технологией для бизнеса, поэтому многие заказчики откладывают ее внедрение до лучших времен. Тормозить развитие ВКС в компаниях, как ни странно, могут и унаследованные решения. "Многие компании сделали крупные капитальные вложения в стремительно устаревающую ВКС-инфраструктуру на основе аппаратных решений и теперь стоят перед выбором: отказываться от них полностью или продолжать дорогостоящее масштабирование, укрепляя свою зависимость от одного вендора, – отмечает Михаил Готальский. – Кроме того, сопряжение платформ разных производителей – задача нетривиальная и дорогостоящая".

Тенденции отечественного рынка ВКС


Прогресс технологий приводит к тому, что видеоконференцсвязь год от года становится все доступнее. Это касается и упрощения процесса инсталляции подобных решений, и их стоимости. При этом у каждой технологической ниши ВКС на российском рынке находятся свои активные потребители.

Руководитель отдела "Мультисервисные сети" департамента инфраструктурных решений компании "АйТи" Александр Левашов, отмечает, что реализацией ВКС для собственных нужд сегодня занимается все большее число компаний: "Даже средним компаниям по средствам оказывается объединение сетью ВКС 5-6 своих региональных офисов".

Ринат Самитов констатирует рост объемов продаж разных вендоров – как low-cost, так и в premium сегменте. "Интерес к оборудованию видеоконференцсвязи проявляют организации всех типов: крупные и мелкие компании, госкорпорации и коммерческие структуры, весь вопрос – в объемах их закупок, – рассказал он. – Госсектор покупает оборудование видеоконференцсвязи в больших объемах. Маленькие компании стремятся приобретать ВКС-решения подешевле, получая вместе с ними отсутствие каких-либо гарантий приватности своих переговоров. Соответственно, сегмент этих решений интересен компаниям, не имеющим обусловленной бизнесом потребности жесткого контроля политики информационной безопасности".

Никита Кочергин говорит о резком увеличении спроса на персональные видеосистемы, к которым относятся и аппаратные видеотерминалы, зачастую используемые руководителями, и программные видео-клиенты. По его словам, растет спрос на софт-клиенты для мобильных платформ, что находится в полном соответствии с популярной сегодня концепцией BYOD. Кроме того, развитие HD-видео как стандарта бизнес-коммуникаций ведет к переходу пользователей со старых платформ ВКС на современные, поддерживающие HD.

Постепенно становится все более зрелым спрос на мобильность, которая в ряде случаев приходит на смену унифицированным коммуникациям. ВКС-системы становятся центром корпоративных коммуникаций, АТС же отходят на второй план.

ВКС-облака: непопулярные и дорогие


Еще одна значимая тенденция последних лет на российском рынке, о которой стоит поговорить отдельно – это облачные услуги в области видеоконференцсвязи. Они пришли, наконец, в Россию: в 2012 г. несколько телеком-компаний начали оказывать такие услуги. Пока сформировавшегося рынка нет, но начало положено и потребность есть. Однако, по мнению опрошенных экспертов, облачная ВКС достаточно непросто пробивает дорогу на российский рынок.

Особенностью российского рынка видеоконференцсвязи является стремление заказчиков полностью контролировать приобретаемые решения. Исследование, проведенное компанией TrueConf, показало, что доля вендоров, предоставляющих облачные или SaaS ВКС-услуги на российском рынке пока не превышает 1%, в отличие глобального рынка (20%). Помимо менталитета, это обусловлено распространением закрытых корпоративных сетей, политиками безопасности предприятий, желанием шифровать трафик, а также недостаточным качеством публичных каналов связи.

Отдельные крупные операторы связи начали оказывать облачные ВКС-услуги, у них появились клиенты разного уровня, в том числе и представители госсектора. Но попробовав облачные ВКС-технологии "в российском варианте", некоторые заказчики от них отказались в пользу создания внутренней комплексной системы ВКС. По мнению Рината Самитова, основная причина – это недовольство уровнем сервиса, предоставленным операторами связи. И это тревожный знак, поскольку есть риск, что из-за недовольства клиентов инвестиции операторов в услугу облачной ВКС могут оказаться напрасными.

"Сейчас любая коммерческая структура с небольшими бюджетами по очевидным причинам заинтересована в облачных технологиях. И при нормальном качестве услуг облачная ВКС устроила бы многие компании, а при решении проблем с безопасностью – еще большее количество заказчиков, – убежден Ринат Самитов. – Но в России облачная ВКС и стоимость услуг на ее базе – это вещь в себе: порой покупка оборудования ВКС обходится клиенту вдвое дешевле, чем годовая сумма арендной платы провайдеру за облачную ВКС. Так что сэкономить на "облаках" в здешних реалиях не получается. При том что в Европе такие услуги пользуются большой популярностью в силу адекватных расценок и высокого качества предоставляемых услуг".

Skype вместо ВКС? Несерьезно!


Несколько лет назад велись активные дискуссии о том, что рынок профессиональной и качественной ВКС могут "убить" многочисленные бесплатные видеосервисы. Актуальность этой темы сегодня почти сошла на нет.

"Это две совершенно разные ниши видеоконференцсвязи: есть полноценная ВКС для бизнес-переговоров, проведения судебных заседаний, а есть рынок мгновенных универсальных коммуникаций, где видео размером со спичечной коробок является просто дополнением к чату и разговору", – комментирует Александр Левашов.

Михаил Готальский также убежден, что бесплатные и платные ВКС-решения находятся в разных "весовых категориях" и решают разные задачи. И что пока на рынке нет ни одного бесплатного сервиса, который бы полностью удовлетворил потребности среднестатистического корпоративного заказчика. "Попробовав бесплатные сервисы, заказчики стремятся их внедрить, но при этом стараются не ставить под угрозу защищенность корпоративных ресурсов, – считает он. – Поэтому они делают выбор в пользу профессиональных защищенных ВКС-систем, способных предоставить технологические возможности, которыми не обладают бесплатные видеосервисы (например качественные групповые видеоконференции, автономная работа в закрытых сетях, интеграция с внешним оборудованием)".

"Видя интерес рынка к бесплатным сервисам, крупные производители оборудования видеоконференцсвязи не могли пропустить эту тенденцию. Яркий пример реагирования на подобный вызов рынка – это новые решения от Polycom, – отмечает Ринат Самитов. - Недавно вендор анонсировал технологию Real Presenсе CloudAXIS, это облачный сервис, позволяющий любому человеку, имеющему компьютер с любым из браузеров, участвовать в многоточечных сеансах видеоконференцсвязи". По его словам, стоимость такой системы невысока, что делает решение привлекательным для рынка B2C. При этом оператором может быть обеспечена дополнительная приватность: можно заказать опциональную услугу по защите трафика.

Таким образом, две основные причины отказа от Skype в компаниях и организациях – это недостаточные технологические возможности и проблемы, связанные с безопасностью. "Любой специалист, отвечающий за безопасность, а главное, за надежность корпоративных коммуникаций, не будет делать ставку на бесплатные решения, – убежден Никита Кочергин. – Безусловно, как и у всего бесплатного, у таких решений есть свои энтузиасты, но это не оказывает существенного влияния на рынок ВКС".

Технологические тренды


Аналитики WainhouseResearch (WR) выделяют ряд технологий, определяющих сегодня и на ближайшую перспективу глобальное развитие отрасли видеоконференцсвязи. В их числе масштабируемое видеокодирование (SVC), позволяющее полностью отказаться от классической схемы с трудоемким перекодированием видеопотоков на сервере ВКС (MCU) в пользу легкого и быстрого их преобразования в требуемое разрешение и качество без вычислительной нагрузки.

Второй определяющий технологический тренд – это утверждение стандарта H.265, который скоро станет важным конкурентным преимуществом вендоров, поскольку позволяет снизить требования к ширине канала в 1,5–2 раза. Еще один прогрессивный стандарт – это WebRTC, который позволит использовать любой совместимый браузер как ВКС-терминал, без необходимости установки дополнительного ПО.

Эксперты WR отмечают, что новые программные технологии позволили понизить стоимость развертывания ВКС-систем и ускорить их проникновение в бизнес. Сегодня ВКС-технологии приходят на мобильные устройства, интегрируются с социальными сетями, разворачиваются в виртуальных средах за "один клик". Существенно упростилось развертывание и обслуживание таких систем.

Вот как, с точки зрения аналитиков IDC, выглядит мировой рынок видеоконференцсвязи с точки зрения применения этих решений заказчиками.


Источник: IDC, 2012 г.


Особенность рынка ВКС состоит в том, что условия его технологического развития во многом определяют сами заказчики. Вендоры стараются внимательно прислушиваться к их пожеланиям и выпускать соответствующие им решения (хорошо, если это происходит вовремя). Так, к примеру, произошло и с запросом рынка на мультиплатформенность: на решения для мобильных платформ iOS, Android и для различных операционных платформ для ПК.

Никита Кочергин вспоминает, что еще несколько лет назад проблемой был поиск приложения, обеспечивающего возможность участия в видеоконференции человека, использующего для работы iPad или иную мобильную платформу. Задача была минимальной: обеспечить корректную работу видео и голоса. Но часть найденных решений работала нестабильно, а другая часть требовала внести оборудование сторонних вендоров в существующую архитектуру. "Сегодня ситуация в корне изменилась: все производители предлагают решения для организации мобильной работы, – говорит он. – Причем речь не идет уже только о видео: пользователи мобильного приложения для ВКС могут получить и статус присутствия (presence), и возможности чата, и многое другое". Александр Левашов, говоря о новых продуктах ВКС, отмечает растущее качество картинки при уменьшении полосы пропускания.

"Наблюдается рост количества программных клиентов ВКС, – отмечает Ринат Самитов. – У некоторых компаний существуют разные программы с различными схемами лицензирования, и пользователи могут выбрать наиболее удобную. Чем шире спектр решений, тем лучше он удовлетворяет интересы конечных пользователей".

Он также остановился на некоторых ожидаемых новинках года. В частности, по его прогнозам, произойдет резкое снижение расходов на серверную инфраструктуру ВКС за счет промышленной реализации нового алгоритма видеокодирования, который позволяет перенести обработку видео на конечное оборудование ВКС. Это существенно увеличивает скорость передачи данных и сокращает расходы на ВКС. Появление этого решения приведет к росту количества корпоративных заказчиков, которые смогут себе позволить традиционную видеосвязь.

Другая новинка – облачный продукт, программный сервер ВКС, который может быть установлен на виртуальную машину и "клонирован" в достаточно широких пределах. Такой подход обеспечивает большую гибкость. А операторы связи при оказании облачных услуг ВКС смогут нарастить мощность ядра, не имея проблем с аппаратным обеспечением.

Юлия Аршевская

Интервью обзора

Рейтинги

CNewsInfrastructure 2012
Рейтинг крупнейших системных интеграторов России: построение ИТ-инфраструктуры
№ 2012 Компания Совокупная выручка компании от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры в 2011 (с НДС), тыс. руб.
1 Энвижн Груп 17 327 567
2 Техносерв 31 539 906
3 Крок 34 556 367
Подробнее