Материальный эффект от внедрения BYOD сомнителен

Материальный эффект от внедрения BYOD сомнителен

В современных компаниях уже разработано несколько пакетов корпоративных приложений для BYOD, доступ к которым осуществляется в зависимости от должности сотрудника. Однако все эти старания пока не приводят к желаемым результатам. Материальный эффект от внедрения BYOD подсчитать довольно сложно, в то время как затраты на внедрение этой концепции весьма очевидны.

Эксперты различают несколько видов корпоративных мобильных приложений. Первая категория представляет собой так называемый «Менеджерский пакет» и включает в себя приложения, используемые управленческим аппаратом компании для оперативного контроля результатов деятельности организации в реальном времени. Данная категория, в свою очередь, подразделяется на приложения для членов совета директоров («директорский пульт», «планшет руководителя»); приложения для топ-менеджеров; приложения для среднего менеджерского звена. Как правило, физически это единый пакет программ, в котором, в зависимости от положения сотрудника на иерархической лестнице, открывается доступ к тому или иному функционалу приложения.



Во вторую категорию входят разнообразные тактические приложения для линейных сотрудников. Сюда включаются программные продукты, обеспечивающие функционал, необходимый «полевым» сотрудникам для непосредственного выполнения своих должностных обязанностей. Наполнение данного пакета зависит от функциональной направленности деятельности сотрудника и предметной области деятельности предприятия в целом и может широко варьироваться. Характерной чертой является интеграция с ERP или CRM-системами предприятия. Как правило, из-за специфических требований к устройствам использование данной категории приложений в рамках BYOD не распространено. Наконец, третья группа представляет собой набор базовых, или «горизонтальных» приложений, доступных всем сотрудникам.



Категории приложений Разновидности приложений Целевая аудитория Возможность внедрения в рамках BYOD
Менеджерский пакет Приложения первых лиц компании – «Директорский пульт» Первое лицо или первые лица компании Хорошая
Менеджерский пакет Приложения топ-менеджмента Менеджеры 1-го звена Хорошая
Менеджерский пакет Приложения менеджмента среднего звена Линейные руководители Хорошая
Тактические приложения Любые приложения, решающие задачи в непосредственной сфере деятельности линейных сотрудников Сотрудники фронт-офиса, коммерческие представители, страховые агенты, ремонтный и обслуживающий персонал удаленных объектов Плохая (высокие требования по безопасности информации, специфические гаджеты)
Горизонтальные приложения Корпоративная электронная почта, системы присутствия и мгновенных сообщений, документооборот, доступ к корпоративной газете и HR-порталу, системы связи Все желающие сотрудники Хорошая

Источник: CNews Analytics, 2013

Перейти к полной таблице


Исторически одним из самых популярных приложений, распространяемых в рамках BYOD, является электронная почта. При этом доступ к корпоративному почтовому сервису может быть реализован как через веб-интерфейс, когда для работы с почтой сотрудник использует стандартный браузер своего мобильного устройства, так и с помощью специально разработанных программ-клиентов, адаптированных под то или иное мобильное устройство. Работа с корпоративной электронной почтой является примером «горизонтального» приложения, в равной степени доступного всем сотрудникам, охваченным программой BYOD, независимо от их служебного положения в организации. «Даже такие привычные уже вещи, как работа с корпоративной почтой или управление своей учетной записью UC с мобильных устройств положительно сказываются на процессах внутри компании. Всем без исключения сотрудникам, работающим с электронной почтой, нужен удалённый доступ к ней с гаджета. Это сильно повышает эффективность», — считает Сергей Члек, технический директор Siemens Enterprise Communications в России и СНГ.



Что касается приложений для менеджеров, их востребованность также постоянно возрастает, причем, по свидетельствам экспертов, в данном случае имеет место инициатива самих менеджеров, являющихся владельцами планшентых компьютеров или иных гаджетов. «Менеджеры приходят в отдел ИТ со своими iPad’aми или устройствами на базе Android и просят подключить их к корпоративным сервисам», - отмечает ИТ-директор компании «Крафт Фудс Рус» Сергей Гупаисов.



Пировали – веселились, подсчитали – прослезились


При оценке эффективности BYOD, как и при внедрении любой ИТ-инновации, необходимо учитывать как материальный (экономический), так и нематериальный положительный эффект. Материальный эффект, по мнению экспертов, измерить достаточно сложно, поскольку он в данном случае вторичен, т.е. наступает вследствие ускорения бизнес-процессов, увеличения оперативности ответа на срочные письма, повышением времени фактического присутствия сотрудника на работе вследствие его постоянной подключенности к корпоративной среде. «Выгода для компании состоит во внеурочной неоплачиваемой работе сотрудников и быстроте реакции при принятии решений», - говорит Дмитрий Кучеров, CIO компании «Автолокатор».



Не стоит, однако, забывать, что введение BYOD влечет за собой и определенные материальные расходы для организации. К ним, как правило, относятся, затраты на приобретение и поддержание систем управления парком мобильных устройств (MDM) и систем мобильной безопасности (MSM); стоимость разработки приложений для всех основных мобильных операционных систем; затраты на «мобильное системное администрирование» и компенсационные выплаты сотрудникам, призванные возместить использование собственных устройств и мотивирующие их относительно частую смену с приобретением более продвинутых гаджетов. Тем не менее, по мнению Артема Шереха, менеджера по развитию бизнеса направления корпоративной мобильности компании SAP, «выгоды BYOD до того очевидны, что даже рассуждать нечего».



Затраты на внедрение BYOD Выгоды от внедрения BYOD
Материальные Приобретение, внедрение и поддержка систем MDM и MSM; Разработка и сопровождение мобильных приложений; Переобучение и дополнительная оплата труда ИТ-специалистов; Компенсационные выплаты сотрудникам за амортизацию собственных гаджетов Повышение скорости реакции менеджмента на различные инциденты; своевременная выработка корригирующих воздействий; Ускорение бизнес-процессов за счет более плотной вовлеченности всех сотрудников; Увеличение фактического неоплачиваемого времени работы сотрудников
Нематериальные Негативная позиция службы безопасности из-за понижения уровня информационной безопасности (действительного или воспринимаемого); Сопротивление части сотрудников; Прочие негативные последствия, связанные с процессом перемен Повышение гибкости и отлаженности работы системы; Оптимизация баланса работы и частной жизни сотрудников; Сокращение времени реагирования на запросы клиента; Повышение престижа организации

Источник: CNews Analytics, 2013

Перейти к полной таблице


Зарубежный опыт


Имеющиеся попытки количественно оценить экономический эффект от внедрения BYOD предпринимались за рубежом и, как правило, в интересах определенных компаний-поставщиков мобильных решений. Так, по оценкам Cisco IBSG, ежегодная прибыль от внедрения BYOD в американских компаниях, составляет $300-1300 на одного сотрудника в зависимости от его должности. Аналитическая компания Vanson Bourne в своем исследовании полезности BYOD отмечает, что наибольшее положительное влияние на результат оказывает гибкость рабочего графика, также важную роль играют креативность, разработки инноваций за счет обмена идеями и организация командной работы. Около 70% компаний в мире, по статистике Vanson Bourne, считают, что BYOD может повысить эффективность их работы. Однако на данный момент наибольшее развитие BYOD получает в США и Европе, а в России к данной концепции пока относятся с недоверием и большой осторожностью, что связано с сохранением коммерческой тайны.



«Ввиду сложности формализации увязки критериев и результатов расчёта ROI в России, где традиционно затруднена оценка косвенных доходов от внедрения новых информационных технологий, основные критерии эффективности, вероятно, должны быть качественными, а не количественными, - отмечает Антон Ступин, технический директор компании «Арбайт Компьютерс». – Среди качественных критериев следует рассмотреть такие показатели, как получение принципиально новых возможностей в масштабировании команды и бизнеса; получение новых принципиальных конкурентных преимуществ; другие специальные качественные критерии, зависящие от области бизнеса».



«К нематериальным эффектам можно со всей очевидностью отнести повышения лояльности сотрудников, - комментирует Кирилл Богданов, заместитель генерального директора по ИТ в «Аэрофлот». – Хочу обратить внимание на то, что подобный эффект может быть достигнут за счет предоставления возможности, но ни в коем случае не принуждения к использованию собственных устройств для работы». Эксперты отмечают и другие положительные стороны BYOD. Игорь Ковалев, директор по ИТ-проектам совместного предприятия Ford Motor Company & Sollers, отмечает «улучшение баланса между личной жизнью и работой сотрудников», а Сергей Члек упоминает такой фактор, как «повышение лояльности тех сотрудников, которые участвуют в конференц-звонках с коллегами из других стран в позднее время, и, благодаря мобильным приложениям, могут делать это из дома».



Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора