BYOD: оружие в борьбе за конкурентное преимущество

BYOD: оружие в борьбе за конкурентное преимущество

Современный уровень развития рынка характеризуются резко возросшей конкуренцией, явившейся результатом роста производительности труда в сочетании со снижением «цены билета» для вхождения в бизнес. Для большинства участников рынка это оборачивается снижением нормы прибыли и резким обострением борьбы за кошелек клиента. Эти реалии постиндустриального общества естественным образом трансформируются в весьма специфические требования к ИТ-ландшафту современного предприятия.


Изменившийся подход к работе диктует принципиально новые требования к обрабатывающей способности систем автоматизации предприятий, к мобильности исполнительских операционных звеньев и повышенной оперативности выполняемых ими операций, плотной интеграции фронт- и бэк-офиса. Помимо этого, во главу угла ставится интеграция с системами управления взаимоотношениями с клиентами (SRM) и управления цепочками поставок (SCM). На передний план выходит и становится особенно важной эффективность всего «ИТ-организма» в целом, а не эффективность каких-либо его отдельных звеньев или компонентов.



Наблюдается и другой любопытный тренд. Прикладное ПО, обеспечивающее функционирование вышеперечисленных задач, становится все более независимым и непривязанным к какому-либо конкретному виду оборудования. Как следствие, складывается ситуация, при которой классическая корпоративная ИТ-инфраструктура, существующая годами, оказывается слишком громоздкой и не позволяющей достичь нужной гибкости в работе. Более того, из-за своей ригидности она превращается в мешающий фактор, в то время как сотрудники нуждаются в легко развертываемых мобильных решениях, которые бы поддерживали большинство бизнес-приложений компании в процессе их динамического развития и не требовали бы коренной ломки привычного образа действий.



Естественно, что до недавнего времени о концепции BYOD не могло идти и речи – уровень развития средств корпоративной инфраструктуры попросту не оставлял такой возможности. Достаточно вспомнить этапы более чем полувекового пути, который прошла автоматизация деятельности предприятия. В начале этого пути стояли большие машины класса IBM Mainframe, которые сменили так называемые «малые» ЭВМ класса IBM AS/400 и DEC PDP-11. Этот этап продолжался до 90-х гг XX века. Лишь в конце девяностых произошла миграция на персональные компьютеры.



В свою очередь, корпоративные системы, построенные на базе ПК, прошли огромный эволюционный путь от отдельно стоящих компьютеров к архитектуре «клиент-сервер» и далее к корпоративным сетям на основе технологий Intra- и Internet. Претерпели изменения и пользовательские устройства: начало нулевых ознаменовалось массовым внедрением ноутбуков вместо стационарных ПК. Именно массовый переход сотрудников (в том числе рядовых, а не только топ-менеджеров) на относительно мобильные «компьютеры-книжки» впервые сделал возможным удаленную работу и дал мощный импульс развитию систем дистанционного доступа и защиты.



Таким образом, можно выделить 3 основных фактора, заложивших основу для появления концепции BYOD. Один из них — эволюция пользовательских устройств в координатах «размеры – функционал – цена». Достаточно компактные устройства достигли того уровня функционального оснащения, когда стало возможным их использование для обработки корпоративных задач организации, а цена (включая стоимость владения и простоту поддержки) стала доступной для персонального приобретения.



Немаловажным фактором является и развитие сетей передачи данных до уровня, обеспечившего беспроблемный доступ к корпоративной сети и передачу больших объемов данных независимо от применяемого механизма доступа (мобильная сеть, Wi-Fi, проводная сеть). Последним фактором стал выход корпоративных данных за физический периметр организации и принятие ИТ-службами и разработчиками ПО концепции «защиты данных как таковых» в противовес концепции «защиты периметра».

Категории пользователей


Большинство экспертов сходятся во мнении, что потребность в BYOD со стороны внутреннего заказчика впервые была озвучена топ-менеджерами компаний, имевшими большие финансовые возможности для приобретения высокотехнологичных гаджетов. Не последнюю роль здесь сыграло появление на рынке принципиально нового устройства — планшетного компьютера. Так появился «планшет руководителя», представляющий собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий оперативно отслеживать показатели деятельности предприятия и вносить необходимые коррективы в процесс управления в режиме реального времени.

Представители руководства компании и по сей день остаются основными пользователями мобильных устройств в рабочих целях. «Использование собственных гаджетов эффективно, прежде всего, для менеджеров компании, - говорит Кирилл Богданов, заместитель генерального директора по ИТ в «Аэрофлот». – Использование собственных устройств позволяет максимально эффективно планировать работы во всех подразделениях компании независимо от месторасположения руководящего состава».



С ним соглашается Александр Балабанов, управляющий директор компании «Май-Tech». «Я говорю однозначное «да» использованию своих устройств топ-менеджерами корпораций, - комментирует Александр Балабанов. – Это приводит к повышению скорости реакции менеджера на изменения в бизнес-процессе, или о скорости принятия решения. Это может быть как online-анализ деятельности организации в различных разрезах, так и оперативное принятие решения по предоставленной информации; при этом каждый менеджер хочет выполнять свою работу на том гаджете, который ему лично комфортен в работе (моден, функционален, комфортен, имиджевая составляющая). Данный гаджет может стать основным или единственным средством работы с корпоративными системами».



Мнение экспертов, уже внедривших BYOD в своих организациях, разделяют и представители компаний-поставщиков решений. Так, по мнению Артема Шереха, менеджера по развитию бизнеса направления корпоративной мобильности компании SAP, «для менеджеров BYOD удобна тем, что у них, как правило, уже есть дорогие гаджеты, свои устоявшиеся номера, они к этому привыкли, поэтому проще их подключить».



Ко второй категории сотрудников — кандидатов на оснащение BYOD — относятся часто путешествующие работники и другие сотрудники предприятия, имеющие в личном пользовании смартфон, который способен предоставить доступ к корпоративной почте вдали от постоянного рабочего места. «Мобилизацию бизнеса не остановить, - считает Александр Балабанов. Это уже не дань новым технологиям, это реальная практическая потребность бизнеса. Концепции BYOD и мобилизации бизнеса здесь очень пересекаются, и BYOD в этом случае очень интересен компаниям с точки зрения снижения издержек на массовое оснащение «полевых сотрудников» оборудованием». «Подключить смартфоны сотрудников к корпоративной сети гораздо проще, чем выдавать огромное количество устройств», – согласен Артем Шерех.



Есть и 3-я категория работников, для которых гаджет является основным, а часто и единственным инструментом работы. Речь идет о сотрудниках фронт-офиса, непосредственно связанных со сбытом продукции, а также о всех сотрудниках предприятия, чье «рабочее место» находится вне офиса. В качестве примера можно привести различного рода страховых агентов, экспедиторов, сотрудников авиалиний.



Однако в данном случае необходимо проводить четкую грань между концепцией BYOD и корпоративной мобильностью: будучи в основной массе «мобилизированными», такие работники используют не собственные гаджеты, а устройства, предоставленные компанией. «В «Аэрофлоте» работы по обслуживанию как воздушных судов, так и пассажиров ведутся 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, однако я не стал бы настаивать на использовании такими сотрудниками именно собственных устройств, – высказывает свое мнение Кирилл Богданов. – Круглосуточная работа предполагает сменный график, поэтому целесообразно рассматривать использование специализированных устройств, которые передаются вместе с передачей смены. Такой подход, кстати, сильно облегчает администрирование устройств».



Другая причина ограничения BYOD в узкоспециальных бизнес-процессах кроется в специфических требованиях к устройствам, которым не могут удовлетворить массовые гаджеты, приобретенные в розничной торговле. «Что касается мобилизации «полевых работников», то здесь существует множество нишевых процессов (вроде ремонта или обслуживания), которые требуют специальных устройств (пылевлагозащищенных, со сканерами, ридерам), и поэтому для данной категории концепция BYOD не работает», - комментирует Артем Шерех. «Личные устройства сотрудников не всегда оборудованы необходимой для сохранения коммерческой тайны защитой, - рассуждает Дмитрий Кучеров, CIO компании «Автолокатор». – Для «полевых» специалистов продуктивнее создать собственную базу мобильных устройств, оборудованную корпоративным программным обеспечением. В этом плане удобны устройства Blackberry, которые дают возможность разделения личной и рабочей зоны».



В целом, резюмируя тему оснащаемых категорий сотрудников, можно сделать следующие обобщения. Использование собственных мобильных устройств в корпоративной среде целесообразно там, где они повышают эффективность бизнес-процессов как на качественном уровне, так и в виде реальных финансовых результатов. В частности, для тех сотрудников, которые часто работают вне офиса, и работа которых не требует ввода в системы больших объемов информации.

Устройства


Любопытно, что, несмотря на более чем 15-летнее использование мобильных телефонов в быту и бизнесе (для голосовой связи), до последнего времени они не рассматривались ИТ-сообществом в качестве инструмента, пригодного для решения более сложных корпоративных задач. В настоящее время эксперты, давая определение BYOD, отдают пальму первенства именно планшетам и смартфонам, но открывают двери и для других девайсов.



«В рамках BYOD могут, так или иначе, использоваться любые мобильные устройства, - считает Кирилл Богданов. – Модель BYOD позволяет взять все мобильные устройства под контроль организации и обеспечить применение к ним политик безопасности и даже удаленной очистки данных в случае утери». Помимо традиционных планшетов и смартфонов, эксперты отмечают рост числа ноутбуков, являющихся собственностью сотрудников и использующихся для работы, в том числе и в качестве единственного компьютера.



Рост популярности данной категории устройств связан как с повышением их доступности для индивидуального покупателя, так и с гораздо большими функциональными возможностями ноутбука по сравнению с планшетными компьютерами. «Представители определенных специальностей, например, финансисты и менеджеры по продажам, используют в своей работе весь спектр устройств, попадающих под концепцию BYOD (смартфоны, планшеты, ноутбуки), — комментирует Дмитрий Кучеров. – Правильный гаджет может ускорить заключение сделки, поскольку позволяет показать презентацию, сделать расчеты за пределами офиса. Специалистам же, не связанным с обслуживанием клиентов, как правило, достаточно смартфона или маломощного нетбука для работы с корпоративной почтой и текстовыми приложениями».



Существует и выраженная тенденция привлечения к работе нетрадиционных, «не-айтишных» пользовательских устройств. Так, технический директор Siemens Enterprise Communications в России и СНГ Сергей Члек отмечает, что «под BYOD должны попадать все пользовательские устройства, которые так или иначе подключаются к ресурсам корпоративной сети. Даже фотоаппараты, если в них есть Wi-Fi модуль». Продолжая тему использования нетрадиционных гаджетов, Александр Балабанов включает в список BYOD-устройств все мобильные, с точки зрения простоты перемещения, приборы, принадлежащие сотруднику и используемые им для повышения эффективности выполнения своих непосредственных обязанностей: терминалы сбора данных, сканеры штрих-кодов, проекторы.

«Я встречался со следующей ситуацией, - рассказывает Алексей Балабанов. – Менеджер по продаже мебели через интернет для повышения качества обслуживания клиентов применял собственный мобильный терминал для приема платежей по банковским картам, хотя компания такой сервис не предоставляла». Отметим, что ряд экспертов предостерегают об опасности чрезмерного разнообразия BYOD-устройств. Так, Игорь Ковалев, директор по ИТ-проектам совместного предприятия Ford Motor Company & Sollers, утверждает, что «возможность BYOD ноутбуков требует проработанной концепции и инфраструктуры, а также принципов поддержки», а Александр Балабанов предупреждает о том, что при бесконтрольном раздувании парка BYOD-устройств стоимость их поддержки может превысить потенциальные выгоды для бизнеса.

Приложения


Эксперты различают несколько видов корпоративных мобильных приложений. Менеджерский пакет – приложения, используемые управленческим аппаратом компании для оперативного контроля результатов деятельности организации в реальном времени. Данная категория, в свою очередь, подразделяется на приложения для членов совета директоров («директорский пульт», «планшет руководителя»); приложения для топ-менеджеров; приложения для среднего менеджерского звена. Как правило, физически это единый пакет программ, в котором в зависимости от положения сотрудника на иерархической лестнице открывается доступ к тому или иному функционалу приложения.



Тактические приложения линейных сотрудников – программные продукты, обеспечивающие функционал, необходимый «полевым» работникам для непосредственного выполнения своих должностных обязанностей. Наполнение данного пакета зависит от функциональной направленности деятельности сотрудника, предметной области деятельности предприятия в целом, и может широко варьироваться. Характерной чертой является интеграция с ERP или CRM-системами предприятия. Как правило, из-за специфических требований к устройствам использование данной категории приложений в рамках BYOD не распространено. Третий вид мобильных приложений — базовые, «горизонтальные» приложения, доступные всем сотрудникам.

Исторически одним из самых популярных приложений, распространяемых в рамках BYOD, является электронная почта. При этом доступ к корпоративному почтовому сервису может быть реализован как через веб-интерфейс, так и с помощью специально разработанных программ-клиентов, адаптированных под то или иное мобильное устройство. Работа с корпоративной электронной почтой является примером «горизонтального» приложения, в равной степени доступного всем сотрудникам охваченным программой BYOD, независимо от их служебного положения в организации.



«Даже такие привычные вещи как работа с корпоративной почтой или управление своей учетной записью UC с мобильных устройств положительно сказываются на процессах внутри компании. Всем без исключения сотрудникам, работающим с электронной почтой, нужен удалённый доступ к ней с гаджета. Это сильно повышает эффективность», - считает Сергей Члек.



Что касается приложений для менеджеров, их востребованность также постоянно возрастает, причем, по свидетельствам экспертов, в данном случае имеет место инициатива самих менеджеров, являющихся владельцами планшентых компьютеров или иных гаджетов. «Менеджеры приходят в отдел ИТ со своими iPad’aми или устройствами на базе Android и просят подключить их к корпоративным сервисам», - отмечает ИТ-директор компании «Крафт Фудс Рус» Сергей Гупаисов.


Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора