oбзор

Обзор: ИТ в здравоохранении 2017

Как регионы борются с очередями в медучреждениях

Как регионы борются с очередями в медучреждениях

Появление возможности удаленно записаться на прием к врачу – один из немногих результатов программы информатизации здравоохранения, который действительно существенно облегчил жизнь граждан. Сегодня регионы занимаются усовершенствованием этого решения, стараясь не просто обеспечить возможность записи, но и оптимизировать процесс для различных групп населения и заболеваний.

По данным ВОЗ, неравенство доступа к медицинской помощи наблюдается в большинстве страна мира, Россия – не исключение. Жители удаленных населенных пунктов имеют меньше возможностей получить своевременную и качественную медицинскую помощь, чем жители мегаполисов и те, кто может позволить себе платные медицинские услуги.

Во всем мире информационные технологии внедряются для того, чтобы повысить доступность медицинской помощи, упростить и ускорить процесс записи на прием к врачу, а главное – предоставить органам управления здравоохранением объективную информацию о потребности в медицинской помощи и ресурсах здравоохранения. Владея достоверной информацией, организаторы здравоохранения смогут адресно влиять на сроки ожидания медицинской помощи: перенаправлять потоки пациентов между медицинскими организациями, увеличивать количество профильных специалистов и коек, выделять финансирование на закупку оборудования.

Санкт-Петербург: управление очередью на оперативное лечение катаракты

Лечение катаракты – востребованное и социально значимое направление медицинской помощи. Более 90% пациентов с этим диагнозом – люди старше 60 лет; оно существенно снижает качество жизни пожилых людей. В Санкт-Петербурге операции по удалению катаракты проводятся в нескольких стационарах. В отдельных учреждениях, особенно популярных среди граждан, срок ожидания госпитализации составлял несколько лет.

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга поставил задачу сократить время ожидания операции до 1 года. Для этого было необходимо было определить реальную ежегодную потребность в операциях. Офтальмологи давали экспертную оценку на основе международного опыта – 25 тыс. операций в год, однако точных данных не было. Каждый стационар вел свой лист ожидания, и пациент мог встать в очередь сразу в нескольких учреждениях.

Было принято решение объединить листы ожидания и сформировать единую электронную общегородскую очередь, которая показала бы реально необходимое количество операций. Для этого была создана единая городская система управления потоками пациентов (подсистема РС ЕГИСЗ «Управление очередями на оказание медицинской помощи»). Система обеспечивает автоматизированный обмен сведениями о направлениях между направляющими и целевыми медицинскими организациями и позволяет оперативно получать информацию на всех этапах оказания специализированной медицинской помощи в плановом порядке.

Участники информационного взаимодействия в пилотной зоне


Источник: МИАЦ СПб, 2017

В пилотную зону вошли 11 поликлиник в Невском и Центральном районах города и 3 целевых медицинских организации. Направления из поликлиник поступают в систему управления очередями в электронном виде. Таким образом решается проблема «дублей» – повторной записи пациента в лист ожидания в несколько целевых медицинских организациях.

При оформлении направления врач вносит не только общую, но и специальную медицинскую информацию, такую как острота зрения. Это позволяет выделить приоритетные группы пациентов, которым операция требуется срочно. Так, по результатам работы системы в пилотной зоне очередь была структурирована в разрезе первоочередных показаний. «15% направленных пациентов по медицинским показаниям не нуждались в операции в ближайшее время. Для этой группы пациентов врачебная комиссия была отложена, а приоритет был отдан пациентам со срочными показаниями, – рассказывает Геннадий Орлов, директор СПБ МИАЦ. – В дальнейшем мы планируем утвердить перечень первоочередных показаний к оперативному лечению катаракты и обеспечить направление пациентов с катарактой на плановую госпитализацию, консультацию в строгом соответствии с показаниями».

Стационары получают информацию о том, сколько пациентов к ним направлено, и могут планировать проведение врачебных комиссий. Благодаря тому, что направление содержит расширенную информацию, стационар заранее, до очного приема пациента может выявить направления, при оформлении которых были допущены грубые ошибки и вернуть их в направляющую организацию.

Подсистема «Управление очередями на оказание медицинской помощи» интегрирована с информационной системой ТФОМС Санкт-Петербурга, АИС «Информ МП» («Информационное сопровождение застрахованных лиц при оказании медицинской помощи»). Это позволяет исключить двойной ввод данных и обеспечить согласованность информации. Кроме этого, автоматически осуществляется проверка страховой принадлежности пациента по данным регистра застрахованных лиц Санкт-Петербурга.

«На уровне города мы можем оценить, сколько человек действительно нуждается в медицинской помощи и какова длина очереди. Очистив очередь от «дублей», мы выяснили, что потребность в медицинской помощи примерно соответствовала экспертным оценкам офтальмологов и составила 22,5 тысяч операций в год. Общее суммарное количество пациентов в очередях всех стационаров составляло 35 407 человек», – рассказывает Геннадий Орлов.

Сводный лист ожидания оперативного лечения катаракты


Источник: МИАЦ СПб, 2017

Также появилась возможность оценить, насколько равномерно распределены пациенты между стационарами. Так как все данные передаются в городскую интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК), то в перспективе можно проследить историю лечения пациента и оценить качество оказанной медицинской помощи, например, с помощью оценки количества осложнений. А значит, система будет повышать не только доступность, но и качество медицинской помощи. Во всех учреждениях, которые направляют пациентов, проведено обучение врачей-офтальмологов. При направлении пациента врач видит длину очереди в каждом стационаре, поэтому пациент выбирает лечебное учреждение с учетом прогнозируемого времени начала лечения.

Этот успешный опыт планируется применить по другим «дефицитным» профилям медицинской помощи. Следующее направление, в котором будет развиваться региональный сервис – эндопротезирование крупных суставов, где тоже высока длительность ожидания помощи.

Архангельская область: региональный сервис плановой госпитализации

Архангельская область – регион с невысокой плотностью населения и значительным количеством удаленных структурных подразделений медицинских организаций. Оказание специализированной медицинской помощи населению Архангельской области, в том числе жителям сельской местности и островных территорий, организовано с учетом функционирующих в области межрайонных центров. Поэтому применение информационных технологий в управлении процессом плановой госпитализации стало достаточно актуальным вопросом для системы здравоохранения субъекта.

«Документооборот на основе бумажных направлений на госпитализацию не позволял нам оперативно получать достоверную статистическую и аналитическую информацию, – рассказывает Жанна Пылаева, директор МИАЦ Архангельской области. – Лист ожидания велся только на уровне отдельно взятого стационара, возникали затруднения при оценке потребности в медицинской помощи. Отсутствовало единое информационное пространство между участниками взаимодействия».

Отсутствие преемственности между амбулаторно-поликлиническим и стационарным звеном – проблема организации здравоохранения, которая стоит очень остро во многих регионах. Специалист, направляющий пациента на госпитализацию, часто не получает информацию о том, обратился ли пациент в стационар по выданному направлению, предоставил ли койко-место стационар, какое лечение было проведено, с каким результатом. При бумажном документообороте между амбулаторно-поликлиническим медучреждением и стационаром предоставить нужную информацию врачу сложно, а значит нарушается преемственность оказания медицинской помощи.

Для того чтобы повысить доступность и прозрачность предоставления койко-мест в стационарах, соблюсти сроки госпитализации в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, создать условия для реализации прав граждан на свободный выбор учреждения здравоохранения и врача для стационарного обследования и лечения было принято решение организовать электронный обмен данными между амбулаторно-поликлиническими учреждениями и стационарами.

С этой целью в 2015 г. в регионе началось внедрение регионального сервиса плановой госпитализации. Распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области был определен перечень пилотных медицинских организаций, обеспечивающих направление пациентов на госпитализацию и прием направлений на плановую госпитализацию через информационную систему, а также перечень профильных направлений коечного фонда, по которым реализуется возможность направления на плановую госпитализацию. В пилотную зону вошли 8 медицинских учреждений по 13 профилям медицинской помощи. Было произведено обновление используемых в МО МИС, обучены пользователи.

Врач создает электронное направление в МИС. Там же в МИС или с помощью веб-сервиса – портала плановой госпитализации Архангельской области – врач видит список стационаров, которые производят госпитализацию по профилю направления, и данные о свободных койках. На основе фактических данных о средней длительности госпитализации региональный сервис автоматически рассчитывает время ожидания. Врач предлагает пациенту выбрать место и сроки госпитализации. Таким образом, на практике реализуется требование 323-ФЗ о предоставлении пациенту права выбора медицинской организации.

Важно отметить, что сервис предоставляет не только усредненную статистику, но и персонализированную информацию о конкретном пациенте, его статусе от направления на плановую госпитализацию до выписки из стационара после оказания необходимой медицинской помощи. В целях исполнения приказа №263 ФФОМС Портал госпитализации Архангельской области интегрирован с единым информационным ресурсом ТФОМС. За счет этого участники процесса плановой госпитализации и контролирующие органы получают единую и непротиворечивую информацию.

Внедрение сервиса вывело взаимодействие между амбулаторно-поликлиническим и стационарным звеном на новый уровень. Он позволяет наладить обратную связь между учреждениями, обеспечивая преемственность в оказании медицинской помощи. В дальнейшем планируется расширять пилотную зону и возможности регионального сервиса для передачи направлений на консультативный приём и направлений на диагностические исследования.

Краснодарский край: комплексный подход к управлению потоками пациентов

В Краснодарском крае большое внимание уделяется работе с обращениями граждан и получению от них обратной связи для оценки эффективности проводимых мероприятий по улучшению доступности и качества медицинской помощи. Внедряются меры, позволяющие уйти от привычных стереотипов при работе с обращениями и не просто «закрыть» конкретное обращение, но и сделать так, чтобы ситуация не повторилась.

Минздравом Краснодарского края утверждена методика анализа обращений, разработаны показатели оценки, предоставление отчетности по жалобам граждан формируется в автоматизированном режиме как для специалистов министерства, так и для профильных организационно-методических подразделений головных краевых медицинских организаций. Все медицинские организации края имеют доступ к порталу, на котором собрана информация о структуре и динамике обращений в сравнении с краевыми показателями. В 2016 г. Минздрав Краснодарского края уделял особое внимание повышению качества обслуживания граждан, искоренению хамства, повышению возможности дозвониться в регистратуру, наведению порядка с хранением амбулаторных карт. Благодаря этому число обращений по фактам нарушения принципов этики и медицинской деонтологии сократилось на 73%, из-за невозможности дозвониться в регистратуру на 42%, по поводу утери амбулаторных карт на 28%.

Однако, полностью переломить ситуацию не удалось. В 2017 г. увеличилось число жалоб на сложности записи на прием и долгие сроки ожидания диагностических исследований.

Статистика обращений в Минздрав Краснодарского края


Источник: МИАЦ Минздрава Краснодарского края, 2017

Учитывая динамику обращений, а также в связи с тем, что Краснодарский край вступил в проект «Бережливая поликлиника», целью которого является выявление и устранение неэффективных технологических процессов в медицинских организациях, было принято решение о внедрении системы онлайн-мониторинга доступности записи на прием. На первом этапе система контролировала доступность первичной записи к терапевтам, педиатрам, врачам общей практики. С 15 мая 2017 г. начались работы по ее распространение на работу узких специалистов поликлиник.

«Начать процесс мониторинга доступности записи в специализированные организации мы решили с направлений в краевой онкологический диспансер, – говорит Ирина Рубцова, начальник МИАЦ Минздрава Краснодарского края. – С начала 2017 г. в пилотном режиме отработан сервис записи по профилю «Онкология» в медицинские организации разного уровня. Главная цель – упростить и ускорить маршрут пациента до нужного специалиста. Ведь с таким диагнозом долго ждать нельзя».

В первую очередь были отработаны технические вопросы, прежде всего, интеграция с различными МИС, которые используют медучреждения региона. Участковые врачи на своем АРМ получили возможность записать пациента на консультацию к врачу-онкологу своей поликлиники или в межрайонный онкодиспансер, а врачи-онкологи первичного звена и межрайонных центров – в краевой онкодиспансер.

Самый сложный вопрос – отработать регламент процесса записи, чтобы не допустить ситуации, когда пациент не может попасть к врачу в определенные нормативами сроки ожидания медицинской помощи. Более того, в ряде случаев консультация необходима в более ранние сроки, чем положено по нормативу. Сегодня во всех пилотных организациях очереди нет, все пациенты сумели записаться к врачу в регламентированные сроки, говорят в МИАЦ. Достоверная статистика в целом по краю будет формироваться после 1 июня, когда сервис будет запущен в промышленную эксплуатацию. К этому времени планируется подключить половину медорганизаций Краснодарского края.

Одновременно с запуском сервиса в промышленную эксплуатацию в краевом онкологическом диспансере начнет функционировать удаленное рабочее место регионального кол-центра, дежурный администратор будет регулировать потоки пациентов. В случае дефицита талонов и отсутствия показаний для срочной консультации больному может быть предложена телемедицинская консультация. Параллельно планируется развивать региональную радиологическую систему, благодаря которой врачи смогут оказывать консультации на основе диагностических исследований, проведенных по месту жительства пациента.

Сервис позволяет прогнозировать потребность в талонах в разрезе муниципальных образований. Кроме того, система дает возможность проводить экспертизу качества направлений, анализировать качество диагностики при направлении, расхождение диагнозов и др.

С 1 июня 2017 г. начнется масштабирование сервиса на другие головные краевые медицинские организации.  К 1 сентября 2017 г. планируется подобным образом организовать запись на дорогостоящие виды исследований не только в краевые, но и межрайонные центры, где оборудование не всегда используется в соответствии с рекомендуемыми нормативами. Еще одна задача – доработка используемых в регионе МИС и максимальная интеграция с региональными и федеральными сервисами с целью максимального перехода на электронный документооборот.

Как записаться к врачу на Ямале

В декабре 2012 г. в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) появился информационный ресурс «Интернет-регистратура», который должен был решить задачу централизованной записи на прием к врачу. С ним работали не  более 12 амбулаторий, которые должны были или многократно вводить одну и ту же информацию, такую как перечень и  расписание врачей, талонов для записи пациентов, либо переходить по ссылке на официальные сайты медицинских организаций, где непосредственно предоставлялась услуга записи на прием к врачу.

Пациенты при записи на прием в различные медицинские организации имели дело с различным интерфейсом. У них не было единого личного кабинета, в котором можно было отследить статус своих записей в различные медицинские организации. Региональные органы управления не могли сформировать статистику предоставления услуги без дополнительных запросов в медицинские организации. Кроме того, интернет-регистратура физически размещалась на вычислительных мощностях, не подчиняющихся департаменту здравоохранения автономного округа, что лишало его возможности оперативно реагировать на возникающие в работе системы сбои.

Несмотря на то, что региональный сервис был интегрирован с федеральной электронной регистратурой первой очереди, показатели по региону были низкие. По результатам рейтинга Минздрава России Ямал находился в списке регионов с плохо работающих с сервисом «Запись на прием к врачу» в электронной форме.

В 2013 г. было принято решение о необходимости его модернизации. Во-первых, был осуществлен перенос интернет-регистратуры на вычислительные мощности ЦОД (в настоящий момент региональный вычислительный центр сферы здравоохранения) на базе МИАЦ ЯНАО. Во-вторых, разработан макет и архитектура нового ресурса, согласованные с медицинскими организациями автономного округа. Подготовлено техническое задание на модернизацию ресурса. Далее последовала разработка новой версии, тестирование, обучение регистраторов в медицинских организациях и внедрение в соответствии с графиком.

В результате, в октябре 2014 г. была введена в постоянную эксплуатацию Единая электронная регистратура ЯНАО. Сервис «Запись на прием к врачу» доступен для пользователей по прежнему веб-адресу www.yanaozdrav.ru, в том числе и его мобильная версия, а также через Единый портал государственных и муниципальных услуг и терминалы самозаписи, установленные в медицинских организациях.

С 2015 г. к Единой электронной регистратуре подключены все  медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе 6 специализированных учреждений. Запись возможна как к участковым врачам, так и к узким специалистам.

Количество МО, в которые можно записаться в электронном виде


Источник: МИАЦ ЯНАО, 2017

Медицинские информационные системы лечебных учреждений интегрированы с Единой электронной регистратурой, что обеспечивает однократный ввод информации. Медицинская организация работает только в своей медицинской информационной системе, включая создание, ведение расписаний врачей и обработку записей.В результате того, что пациент самостоятельно заполняет свои идентификационные данные при оформлении заявки на запись на прием к врачу через Единую электронную регистратуру, регистратор в медицинской организации не тратит дополнительное время на занесение его личных данных.

Для пациентов реализован «Личный кабинет», авторизация в котором осуществляется с помощью ЕСИА. В «Личном кабинете»  пациент может единожды внести информацию о себе и родственниках для дальнейшего ее использования, записаться на прием к врачу, отследить статус записи, оставить отзыв о медицинской организации и специалисте. Также для пользователей в открытом доступе реализован раздел «Справочная информация», где в онлайн режиме размещается расписание врачей, информация о расположении медицинских организаций и территориальном обслуживании пациентов по участкам.

В 3 квартале 2017 г. на будут введены в постоянную эксплуатацию новые сервисы для пациентов: «Вызов врача на дом», «Заказ и выдача справок», доступ к своим медицинским данным (просмотр информации из карт, ведущихся в медицинских информационных системах), а также сервис записи на прием к врачу по телефону через робота. Это позволит  предоставлять услугу 24 часа в сутки 7 дней в неделю, в том числе и  пациентам, не имеющим доступа в сеть интернет, а так же пациентам с ограниченными возможностями.

На базе МИАЦ ЯНАО с момента ввода в эксплуатацию Единой электронной регистратуры создана централизованная служба технической поддержки, которая обрабатывает обращения пользователей. Централизация технической поддержки сервиса обеспечила снижение нагрузки с больниц по поддержке своих сайтов «Запись на прием к врачу».

«В 2017 году единая электронная регистратура ЯНАО интегрирована с федеральной электронной регистратурой, что позволяет предоставлять услугу «Запись на прием к врачу» на ЕПГУ с использованием личного «Мое здоровье», – рассказывает заместитель директора МИАЦ ЯНАО Ангелина Пашкевич. – Также реализована возможность сбора различных форм отчетности, что позволяет оперативно собирать актуальную информацию, в том числе о количестве доступных талонов для записи, количестве записавшихся посредством сервиса из различных источников (единая электронная регистратура, терминалы, установленные в медицинских организациях, ЕПГУ, кол-центр) без привлечения больниц. Данная статистика используется для мониторинга качества и доступности предоставления государственной услуги «Запись на прием к врачу» в электронной форме жителям региона».

Регистрация пациентов в единой электронной регистратуре ЯНАО


Источник: МИАЦ ЯНАО, 2017

Результаты мониторинга говорят о том, что сервис востребован населением. Автоматизация процесса записи на прием к врачу сделала его  прозрачным, вскрыла организационные проблемы в больницах. На основании этих результатов появилась возможность оптимизировать работу с пациентами при записи на прием к врачу и разгрузить регистратуры в больницах. На текущий момент времени 80% талонов первичного приема выделено для записи в  электронной форме. Оставшиеся 20% талонов выдаются регистраторами в медицинской организации при обращении пациентов лично либо по телефону. На первичном приеме врач может при помощи медицинской информационной системы записать пациента на вторичный и последующие приемы. Срок ожидания приема врача  для пациента, записавшегося в электронном виде, не превышает 10 мин.

«На сегодняшний день мы вышли на новый качественный уровень функционирования сервиса «Запись на прием к врачу», – рассказывает Ольга Белорус, директор МИАЦ ЯНАО. – Унифицировали работу сервиса в регионе, благодаря интеграции с медицинскими информационными системами реализовали принцип однократного ввода информации и многократного ее использования, централизовали техническую поддержку на базе МИАЦ ЯНАО, чем сняли с больниц нагрузку по ведению собственной системы записи на прием к врачу».

В 2017 году будут проводиться работы по модернизации функционала ресурса Единой электронной регистратуры – адаптация сайта ЕЭР для слабовидящих, реализация сервисов оценки качества предоставления услуги и досудебного обжалования и их интеграция с федеральным сервисом, а также возможность осуществить запись на прием к врачу для профосмотра или диспансеризации.

 

Вернуться на главную страницу обзора