Спецпроекты

На страницу обзора
Телемедицина: пока «нелегитимный» помощник
Совершенствование телекоммуникационных технологий и активная позиция высшего руководства привели к относительным успехам в деле развития телемедицинского направления в России. Но для полноценного функционирования телемедицины необходимо проработать нормативную базу, усовершенствовать систему ОМС и провести подготовку кадров в достаточном объеме. Необходимым шагом должно стать принятие соответствующей Федеральной целевой программы.

Одной из самых перспективных сфер применения телекоммуникаций является медицина. Согласно определению Американской Телемедицинской Ассоциации (American Telemedicine Association), «телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения».



Современный уровень развития технологий позволяет организовать удобные как для пациентов, так и для врачей комплексы, включающие видео- и аудио-системы, а также различное медицинское оборудование. С помощью телемедицинских систем можно проводить значительную часть диагностических исследований с тем же эффектом, что и при личном визите пациента в медицинское учреждение.


Для России использование телемедицины особенно актуально. Нашa страна обладает самой большой территорией (более 17 млн кв.км), занимает девять часовых поясов. При этом население рассредоточено крайне неравномерно, в некоторых областях доля сельского населения превышает 60%, многих жителей от крупных клиник с современным оборудованием и квалифицированным медицинским персоналом отделяют сотни километров. Поэтому телемедицина выступает важнейшим условием оказания качественной врачебной помощи в удаленных регионах, а в ряде случаев становится единственным шансом людей на получение консультаций опытных специалистов.



Что происходит сегодня


На сегодня телемедицинские центры действуют в большинстве регионов России, в ряде республик и областей федерации приняты собственные целевые программы, направленные на использование телекоммуникационной инфраструктуры в интересах системы здравоохранения. Есть также ряд федеральных и ведомственных проектов: Московский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Бакулева, ТМЦ Российской детской клинической больницы (РДКБ), управделами президента РФ, «Телемедицина МПС» и др.

Значительные успехи достигнуты в последние годы при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», когда медицина получила возможность существенно обновить техническую базу и внедрить решения на основе современных технологий.

В 2012-2013 гг. наметилась тенденция роста числа центров телемедицины в медицинских учреждениях федерального уровня. Такие центры становятся ориентирами для профильных учреждений здравоохранения различной специализации.



«К сожалению эффективность использования большинства созданных телемедицинских центров, особенно в районных больницах, явно оставляет желать лучшего», - отмечает Валерий Столяр, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины, заведующий кафедрой телемедицины МГМСУ.



К концу 2013 года в России появится видеосвязь между ведущими клиниками и региональными медицинскими учреждениями. Об этом в феврале 2013 г. сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в интервью «Российской газете». По ее словам, создание телемедицинской связи ведущих клиник со всеми медицинскими организациями более низкого уровня позволит врачам в регионах круглосуточно консультироваться по поводу сложных пациентов с профильными специалистами самой высокой квалификации. Как сообщила министр, пилотные проекты уже отрабатываются, но не везде есть оптоволоконная связь и скоростной интернет.



Проблемы остаются


Помимо отсутствия широкого канала в ряде регионов, развитию телемедицины в России препятствуют проблемы другого рода. Валерий Столяр говорит, что недостаточно подготовленных кадров для телемедицинских центров и отсутствуют нормальные типовые проекты таких центров, которые можно повсеместно разворачивать в кратчайшие сроки.

Кроме того, нет нормативной базы для проведения телеконсилиумов и, отчасти, телеобучения, что особенно критично для проектов домашней телемедицины.

«Для каждого нового центра нормативную базу приходится создавать заново, с учетом специфики и регламентов работы медучреждений и министерств здравоохранения регионального уровня, опираясь при этом на наш многолетний опыт, - рассказывает Наиль Минхаиров, руководитель направления телемедицинских технологий департамента сетевой интеграции ЛАНИТ. - Такая база носит локальный характер и оптимизирована для работы конкретного центра. Создание общероссийской нормативно-правовой базы позволило бы унифицировать регламенты и упростить организацию совместной работы центров телемедицины».

По словам Наиля Минхаирова, отсутствие единой нормативной базы тесно связано с нежеланием специалистов на местах разрабатывать и, тем более, вносить изменения в существующие местные регламенты. «Приходится собственным примером убеждать их, что от работы с надеждой на «авось» необходимо отказываться», - заявляет специалист.


«Поскольку легитимность телемедицины с использованием систем видеоконференцсвязи в России пока что не установлена правовыми актами, это значит, что диагнозы, поставленные врачом при помощи методов удаленной диагностики, не имеют формальной силы – поэтому и назначать лечение на основании такого диагноза нельзя», - подчеркивает Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК . Формально работа врача с использованием средств телемедицины – это не более чем «видеоконсультация».



Кроме того, любое оборудование, импортируемое в Россию как часть решения для телемедицины (даже если это просто мобильное устройство с установленным ВКС-решением) должно быть сертифицировано как медицинское соответствующими органами. Это крайне затрудняет ввоз в Россию инновационных устройств, которые появляются в этой сфере.

С другой стороны, эти сложности стимулируют российских разработчиков к созданию телемедицинских решений, говорят специалисты.

Тормозящим фактором развития телемедицины также является то, что до сих пор не прописаны вопросы финансирования телеконсультаций из государственного бюджета по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). «Даже в рамках высокотехнологичной медпомощи (ВМП) не прописана обязательность телеконсультаций перед направлением на операцию из региона, что приводит к дополнительным финансовым и временным тратам, - сетует Валерий Столяр. - Помимо этого, нет регистра телемедицинских центров с указанием их оснащения, наличия соответствующих кадров, а также результатов деятельности».

На старте


Опрошенные CNews специалисты единодушны: несмотря на значительный рост числа центров, телемедицина в России все еще находится на начальном этапе развития. Обычно соответствующие комплексы используются лишь для трансляции операций и удаленного обучения. Михаил Никифоров замечает, что зачастую телемедициной называют обычные сеансы видеосвязи между врачом и пациентом, что некорректно.

Между тем сфера телемедицины включает в себя решения гораздо более сложные, например, системы дистанционного биомониторинга и мобильные телемедицинские комплексы, оснащенные специальными медицинскими приборами и приспособлениями для передачи специфических медицинских данных.



По словам Наиля Минхаирова, при сохранении существующей тенденции можно ожидать активного внедрения центров телемедицины в регионах. Если центры будут внедряться не «для галочки», то их создание в последствии будет способствовать формированию полноценного сотрудничества с федеральными комплексами и коллегами в других регионах.



Телемедицинские технологии способны качественно улучшить работу врачей на местах, что особенно актуально для сельской местности, где в нашей стране проживает около 40 млн человек. Но пока телемедицина обслуживает, как правило, лишь представителей состоятельных слоев общества, это так называемая «персональная» телемедицина, подчеркивает президент Национальной медицинской палаты, профессор Леонид Рошаль. Поэтому, убежден специалист, необходимо разработать и принять Федеральную целевую программу по телемедицине, что сделает ее доступной для всех граждан и повысит качество медицинских услуг в целом.


В потенциале ежегодный объем российского рынка телемедицины может составить свыше 10 млрд руб., считает руководитель Национального телемедицинского агентства Михаил Натензон. А если добавить сюда страны СНГ, которые также хотят участвовать в проекте и уже подписали в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 г. межгосударственное соглашение о развитии телемедицины, то объем рынка может составить более 20 млрд руб.


По мысли многих специалистов, принятие ФЦП по телемедицине даст российскому здравоохранению не только эффективный инструмент обеспечения общедоступности медицинской помощи, но и обеспечит единый высокий стандарт ее качества.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2012 Всего на 01.01.2013 г 2012
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество внедрений в 2012 г. по типам ИС
2012 Всего на 01.01.2013 г МИС
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее