Спецпроекты

На страницу обзора
Цифровизацию транспорта тормозит отсутствие стандартов и экономической целесообразности
Уровень цифровизации российского транспорта пока отстает от мирового. Причины во многом экономические – заказчики пока считают избыточными большинство сервисов, которые несут с собой системы управления парком транспортных средств и телеметрии объектов, и не готовы в них инвестировать. Тормозит цифровизацию и несовершенство нормативной базы, а также отсутствие стандартов, позволяющих интегрировать между собой решения разных производителей.

Объем экспорта транспортных услуг в России составляет $15 млрд. Такие данные в ходе Петербургского экономического форума 2019 привел Алексей Семенов, заместитель министра транспорта РФ. По его словам, цифровые технологии дадут возможность, без увеличения средств на инфраструктурные преобразования, повысить производительность, качество и безопасность транспортных услуг, обеспечить мультимодальность перевозок и «сшивные» технологии при перемещении грузов и пассажиров. По оценке вице-премьера, председателя правительственной комиссии по цифровой экономике Максима Акимова, цифровизация транспортной отрасли может повысить ее эффективность на 35%.

Пока уровень цифровизации российской транспортной отрасли отстает от мирового. Однако в последние годы на нем стало появляться все больше по-настоящему инновационных решений.

Мониторинг транспорта и грузов

Одним из самых перспективных направлений развития цифровых сервисов для транспортной отрасли являются геоинформационные технологии. Это не только мониторинг движения транспорта, но и оснащение контейнеров и прицепов датчиками, которые измеряют параметры внешней среды и груза, считывают информацию с окружающих объектов и передают ее в единый центр для онлайн-анализа и контроля процесса доставки. Объем рынка геосервисов в России, по оценкам экспертов, составляет около $6 млрд.

В августе 2018 г. о выделении геосервисов в отдельное бизнес-направление объявил «Яндекс». В новое подразделение вошли «Яндекс.Карты», «Яндекс.Навигатор», мультимедийная платформа для автомобилей «Яндекс.Авто» и технологическая платформа для связанных с транспортом и логистикой бизнесов «Яндекс.Маршрутизация». «Создание нового направления позволит «Яндексу» сфокусироваться на автомобильном рынке, развитии логистических технологий и создании нового канала продаж для офлайн-бизнесов», - заявила компания.

Продолжает развивать это направление и АО «ГЛОНАСС», которое выступало оператором системы контроля за автомобильными и железнодорожными перевозками грузов. «В 2016 году в Россию запретили ввозить санкционные продукты, однако их транзит из Украины в Казахстан или Киргизию был разрешен. Чтобы убедиться в том, что товары действительно едут транзитом, на грузовой и железнодорожный транспорт устанавливались пломбы, подключенные к нашей системе. Таким образом мы мониторили более 3000 транзитных перевозок», - рассказал Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС». По его словам, сейчас в правительстве обсуждается возможность расширить применение электронного пломбирования для транзитных перевозок не только внутри евразийского сообщества, но и внутри международных транспортных коридоров. Например, при доставке грузов из Китая в Европу и обратно через Россию.

Он также отметил, что у компании есть опыт реализации масштабного проекта по мониторингу пассажирских перевозок в ходе Чемпионата мира по футболу 2018 года, она занимается мониторингом перевозки опасных грузов. «Мы можем мониторить не только транспорт, а любой объект, на который можно установить соответствующий датчик. Например, контейнеры, вагоны, прицепы», – говорит Илья Аксельрод.

Транспортные биржи

Еще одно направление – развитие электронных торговых площадок в сфере транспортных перевозок – транспортных бирж. Пример – созданная в 2014 году биржа вагонов RailCommerce. Она позволяет выставлять свой груз и доступные вагоны на площадку не только операторам, но и владельцам подвижного состава, у которых есть свои вагоны.

Сейчас на электронной площадке можно найти вагоны для перевозки, оплатить ж/д тариф, организовать ремонт вагонов, подобрать запчасти для подвижного состава. На 20 июля 2019 года на бирже было зарегистрировано 2686 компаний, заявлено к перевозке 311 650 вагонов и более 16,5 млн тонн грузов. Как уверяют на сайте Биржи, ее клиенты имеют возможность тратить в 5 раз меньше времени на поиск грузовой базы и подвижного состава и экономить до 60% на перевозке.

cargotrain40962291280.jpg
В сфере транспортных перевозок получили развитие электронные торговые площадки – транспортные биржи

Подобные решения достаточно активно развиваются во всех сферах грузовых перевозок. Из простых площадок, предлагающих грузы и транспорт, они превращаются в активных участников процесса, с помощью которых можно автоматизировать проработку маршрутов и финансовые расчеты.

Интернет вещей и облака на транспорте

Транспорт и логистика стали наиболее значимой сферой применения индустриального интернета вещей (IIoT), свидетельствуют результаты исследования J’son & Partners Consulting. В 2018 г. во всем мире к облачным платформам было подключено более 40 млн автомобилей коммерческого назначения, а годовая выручка провайдеров составила около $12 млрд. Основная причина – высокий уровень проникновения облачных платформ, с помощью которых заказчики могут мониторить и оптимизировать использование коммерческого транспорта.

Всего на конец 2018 г. к таким платформам было подключено около 10% объектов. При этом, по данным аналитиков, в последние 10 лет рынок растет преимущественно за счет предприятий с небольшим количеством транспортных средств и личных автомобилей. Большинство разработчиков приложений для транспортной отрасли уже работают по модели публичного облака, и этот тренд будет развиваться.

Пока облачные IIoT-платформы в сфере транспорта можно условно разделить на 2 большие группы – реализующие функционал управления парком транспортных средств, (Fleet Management), на них приходится 99% объема рынка и осуществляющие телеметрию объектов (М2М). Проблема состоит в том, что платформы Fleet Management, как правило, самостоятельно реализуют интеграцию с источниками данных (тахографами, донглами, навигаторами и т.п.), в то время как услуги по телеметрии объектов M2M предоставляют операторы связи, и эти данные не попадают в системы по управлению транспортом.

В последние годы наметился тренд на интеграцию решений обоих групп и формирование полноценных экосистем. Этому способствует все более широкое распространение цифровых двойников транспортных средств, на базе которых можно будет не только осуществлять их простейший мониторинг, но и внедрять более сложные функции, например, такие как предиктивная аналитика и планирование ремонтов. Дополнительным стимулом станет рост проникновения беспилотного транспорта.

В настоящее время облачные IIoT-платформы наиболее востребованы в Европе и Северной Америке (35% и 26% мирового рынка соответственно). В ближайшие 5 лет аналитики J’son & Partners Consulting ожидают активный рост спроса в Юго-Восточной Азии. Что касается России, то в нашей стране этот рынок практически отсутствует – его объем не превышает ₽200 млн ($3 млн). Функционал сбора данных с подключенных объектов транспорта реализован преимущественно с использованием проприетарных on-premise систем Fleet Management, размер внедрения и техподдержки которых в 2018 г. составил, по оценкам J’son&Partners Consulting, ₽11,4 млрд без учета затрат на услуги связи.

Использование on-premise модели в России аналитики объясняют рядом причин. Так, владельцы автопарков в мире стремятся сократить расход топлива за счет выбора оптимального маршрута и контроля за стилем вождения, сэкономить на техническом обслуживании путем отказа от плановых ремонтов в пользу ремонтов по состоянию, увеличить время нахождения автомобиля в исправном состоянии и снизить страховые выплаты за счет перехода на «умное страхование» (UBI, Usage-based insurance, страхование на основе использования).

В России из всего приведенного списка актуален только фактор сокращения расходов топлива. Время нахождения автомобиля в исправном состоянии не имеет особого значения из-за слабо развитой системы планирования поездок, предиктивные ремонты не актуальны по причине низкой доли новых автомобилей в автопарках и развитой практики обслуживания их в автосервисах с минимальной стоимостью работы или собственными руками, а UBI-страхование в нашей стране пока не развито. Поэтому, по мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, даже при существенном снижении стоимости подписки рынок для облачной модели в России ограничен интенсивно используемыми грузовиками большой грузоподъемности (20% от общего автопарка грузового и легкого коммерческого автотранспорта, составляющего около 7,7 млн. автомобилей), находящимися в составе небольших автопарков (единицы и десятки автомобилей).

О популярности on-premise решений в сфере транспортной телематики говорит Йенс Штрошнайдер, коммерческий директор компании OMNICOMM. По его мнению, один из наиболее заметных трендов на рынке – интеграция решения для мониторинга транспорта с различными системами – от систем управления складом до поставки товаров конечному клиенту. Еще одно важное направление – предиктивная аналитика. «Уже сейчас на базе модуля «Безопасное вождение» можно оценить потенциальные расходы бизнеса на оплату штрафов за превышение скорости, нагрузки на ось, прогнозировать расходы на ремонт техники и так далее», – считает он. Еще одно интересное направление – страховая телематика, или «умное» страхование. Телеметрические данные позволяют страховым компаниям оценить риск-профиль клиента и, соответственно, предлагать индивидуальные условия, исходя из его манеры вождения - безопасной или агрессивной.

Сложности перехода

Среди проблем, которые тормозят процесс цифровизации транспортной отрасли, нельзя не отметить несовершенство нормативной базы. Например, одним из существенных препятствий для «оцифровки» железных дорог является закон, запрещающий раскрытие информации об их пропускной способности. В области логистических услуг проблема также низких темпах перехода на электронный документооборот, в частности, на электронные транспортные накладные и цифровые посадочные талоны.

Назрела необходимость принятия стандартов, описывающих применение всевозможных датчиков, а также изменений в законодательстве, определяющих порядок владения, использования и обеспечения доступа к данным, передаваемым все более расширяющимся спектром устройств, которые используются для повышения эффективности, надежности и безопасности транспортных перевозок. «В автомобильном сообществе сейчас идет дискуссия о том, кому должны принадлежать данные мониторинга: автопроизводителю, дилеру, автовладельцу, государству? Кто должен иметь право их обрабатывать? И как? Ответа пока нет, – говорит Илья Аксерод. – Эту тему, как и тему обработки персональных данных человека, надо выносить на всеобщее обсуждение».

Кроме того, в настоящее время на рынке нет глобального продукта автоматизации логистической деятельности, способного удовлетворить запросы всех участников рынка. Поэтому крупные логистические предприятия приобретают нишевые решения с последующей их интеграцией в единую систему. В такой ситуации большое значение имеет использование общих универсальных протоколов обмена информацией. Большие перспективы у универсальных настраиваемых платформ для работы с заказчиками и подрядчиками, способных интегрироваться с информационными системами контрагентов и существующими транспортными биржами.

По-прежнему проблемой остается нестабильность связи вдоль автомобильных и железных дорог.

Еще один важный вопрос – подготовка ИТ-специалистов, ориентированных на создание цифровых решений для транспорта. Это должны быть люди, которые, с одной стороны, хорошо знают проблемы и особенности функционирования отрасли, а с другой, прекрасно ориентируются в современных технологиях и могут найти им наиболее эффективное применение. Большое значение имеет появление все новых кейсов, доказывающих эффективность использования тех или иных решений, позволяющих просчитать затраты на их реализацию и ROI.

Цифровая транспортная платформа

Предполагается, что решить проблемы, которые сегодня мешают цифровизации транспортной отрасли, должна единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК). Она станет доверительной средой, объединяющей, с одной стороны, данные от разных платформ, а с другой стороны, взаимодействующей с государственными информационными системами. «Экосистема цифровых платформ находится в постоянном взаимодействии. Здесь очень важно наличие единой доверенной среды для участников транспортного рынка. Каждый должен быть уверен в том, что получает достоверные данные от надежного источника, – рассказывает Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». – Мы проработали этот вопрос и создали концепцию Единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС), которая позволяет в режиме реального времени безопасно обмениваться данными о движении транспортных средств, груза и его составе, доступности, общем состоянии объектов инфраструктуры, возможностях хранения грузов и перевалки, текущем метеорологическом состоянии и влиянии транспортных объектов на окружающую среду». На сегодняшний день уже создана система контроля грузовых перевозок, активно тестируются навигационные пломбы – специальные электронные устройства, которые могут не просто сообщать данные о местонахождении груза, но и выполнять еще множество полезных функций. Все сервисы будут доступны на базе ЦПТК по принципу единого окна.

Стоимость единой цифровой платформы оценивается в ₽450 млрд. Для ее создания по инициативе Минтранса была создана ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», в состав которой вошли РЖД, «РТ-Инвест Транспортные системы», «Автодор», «Аэрофлот», «Глосав», «ЗащитаИнфоТранс», «Цифровые радиотехнические системы». Планируется, что кроме интеграции транспортных платформ российских перевозчиков, к ЦПТК будут подключены транспортные ИТ-системы стран ЕАЭС и ШОС. В 2023 г. должен начаться процесс интеграции существующих в стране цифровых транспортных платформ. Полноценный запуск платформы запланирован на 2024 г.

Наталья Рудычева