Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок ИТ на транспорте будет расти за счет транспортной телематики

После всплеска интереса к ИТ-проектам на транспорте, вызванного подготовкой к Кубку конфедераций 2017, Чемпионату мира 2018 и строительством моста в Крым, на рынке наступила вполне ожидаемая стабилизация. Крупные проекты реализуются в основном крупными заказчиками. Остальные ждут реальных кейсов, доказывающих эффективность немалых вложений, и инициатив от государства, направленных на создание инфраструктуры, необходимой для массового развития транспортных ИТ-сервисов.

Суммарная выручка участников очередного рейтинга крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний по итогам 2018 г. составила ₽29,6 млрд. Это на 7,2% меньше, чем в 2017 г. Основная причина – отсутствие в нем таких крупных компаний как Luxoft и «Техносерв». Эти компании в текущем году не принимают участие в рейтингах. Luxoft, ранее занимавший в нем 1 место, в начале 2019 г. был продан группой IBS американской компании DXC Technology за $2 млрд. «Техносерв» (4 место по итогам 2017 г.) еще не успел оправиться от возникших проблем.

Также снижение суммарной выручки участников рейтинга является ожидаемым последствием завершения целого ряда крупных госпроектов в транспортной отрасли, связанных с подготовкой к Кубку конфедераций 2017, Чемпионату мира 2018 и строительством моста в Крым. Тем не менее, порог входа в рейтинг составил ₽47 млн против ₽43 млн в 2017 г.

Лидеры рейтинга

На первое место рейтинга после ухода Luxoft переместился «Крок» (₽3,4 млрд) – компания активно работает на рынке информатизации транспортной отрасли и в конце 2018 г. объявила о начале сотрудничества с «Группой Т-1» в области цифровизации транспортных систем регионов. На втором месте «Рамакс групп» (₽3,2 млрд), которая реализована несколько крупных проектов для «Аэрофлота», авиакомпании «Россия» и Санкт-Петербургского метрополитена. На третьем – впервые участвующее в рейтинге CNews акционерное общество ГЛОНАСС (₽2,5 млрд). ГЛОНАСС является оператором системы помощи на дорогах «ЭРА-ГЛОНАСС», а также активно развивает дополнительные сервисы. На четвертом месте еще один новый участник – BIA-Technologies (₽2 млрд), которая реализовала целый ряд проектов для компаний «Деловые Линии» и «Газпромнефть-Региональные продажи». Пятое место традиционно занимает «ЗащитаИнфоТранс» (₽1,99 млрд), выполняющая целый ряд проектов по заказу Министерства транспорта РФ.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2018

№ 2018 № 2017 Компания Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2018 г., ₽тыс. Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2017 г., ₽тыс. Рост выручки 2018/2017
1 2 Крок Москва 3 399 655 3 154 455 7,8%
2 3 Рамакс Груп Москва 3 206 407 2 786 147 15,1%
3 ГЛОНАСС Москва 2 464 267 н/д н/д
4 BIA-Technologies Санкт-Петербург 2 017 288 1 000 106 101,7%
5 5 ЗащитаИнфоТранс Москва 1 987 606 1 735 870 14,5%

Вышеуказанные заказчики позволили BIA-Technologies увеличить выручку от проектов для транспортных компаний в 2018 г. более чем в 2 раза и стать лидером роста среди компаний первой десятки. На 73% больше в 2018 г. заработал в транспортном сегменте «Программный продукт» (общее 6 место в списке) – компания активно сотрудничает с Правительством Москвы, Центральной пригородной пассажирской компанией и Московским метрополитеном. А абсолютным лидером по темпам роста (почти на 240%) стал поставщик компьютерной техники Philax, клиентами которого являются «Автодор», РЖД и другие крупные компании. За ним идут еще один поставщик техники - OFTGroup (120%) – в числе его клиентов такие крупные компании, как аэропорты «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево», а также РЖД, Мострансавто и Московский метрополитен, и «Компарекс» (SoftwareONE) с показателем 111% – в 2018 г. компания реализована целый ряд крупных проектов, в частности выиграла конкурс на поставку пакета офисных приложений «МойОфис Стандартный» для «Аэрофлота».

Что ждет рынок ИТ на транспорте

В ближайшие годы число крупных ИТ-проектов на транспорте должно увеличиться. Можно надеяться, что они перестанут быть прерогативой крупнейших заказчиков. Со своей стороны, государство намерено всерьез заняться правовым и техническим регулированием, стандартизацией и внедрением в отрасли «сквозных технологий». «С момента вступления в силу документа «Цифровая экономика Российской Федерации» в транспортном сегменте ведется детальная проработка вопросов цифровизации всех ключевых процессов, – рассказывает Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». – С каждым годом увеличиваются объем и сложность государственных задач, стоящих перед отраслью: развитие транзитного потенциала страны, повышение связанности регионов и др. Со стороны бизнеса сформировано множество значимых сервисов. Это электронная цифровая накладная, «умная дорога», обеспечение безопасности на транспорте, цифровые сервисы для пассажирских и грузоперевозок, электронная пломба и декларирование грузов, сопутствующие услуги».

Активнее всего будет развиваться сегмент транспортной телематики – эксперты оценивают темпы его роста примерно в 10% в год. «Сегодня, по нашим оценкам, уже 76% новых коммерческих автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива и другими решениями для контроля расхода горючего. Несмотря на стагнацию в продажах коммерческого транспорта, на рынке есть точки роста, – уверен Йенс Штрошнайдер, коммерческий директор компании OMNICOMM. – По нашим данным, растет спрос на сервис безопасного вождения – 25%, технологии контроля температурного режима при перевозке продуктов питания, лекарственных препаратов – 22%. Спрос на терминалы, которые поддерживают протокол передачи данных в рамках постановления правительства № 153 («Об оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС» - прим. ред.), достигает 20%, интерес к видеотерминалам проявляют около 15% клиентов».

Транспортные сервисы будут все более востребованными в регионах. Например, если сегодня мониторинг транспорта доступен, по большей части, жителям крупных городов, то в ближайшие годы благодаря облачным технологиям он появится и в небольших населенных пунктах. «Создание такой системы требует немалых расходов, и не каждый регион может себе это позволить, – рассказывает Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО ГЛОНАСС. – Поэтому мы предлагаем услуги по трансляции данных с навигационных устройств и их анализу. В результате местные власти смогут узнать, выполняют ли перевозчики маршруты, на которые они получили лицензии, опаздывают они ли нет и так далее».

В списке сдерживающих факторов – не только высокая стоимость решения, но, зачастую, и недостаточно устойчивое покрытие дорог услугами связи. Однако есть надежда, что в скором времени эта проблема будет решена. «Сегодня в рамках «Цифровой экономики» государство выделяет 28 миллиардов рублей на то, чтобы обеспечить связь на наиболее важных дорогах и элементах транспортной инфраструктуры, и я думаю, что эти пробелы будут ликвидированы», – уверен Илья Аксельрод.

Еще одно перспективное направление – расширение возможностей оплаты проезда в общественном транспорте. В настоящее время безусловным лидером в этой области является Москва, которая к 2021 году планирует перейти на единую билетную платформу московского транспорта. В дальнейшем опыт столицы может быть распространен на другие города. «Было бы неплохо сделать недорогое решение, которое можно предложить российским регионам. Кстати, в техническом задании на создание новой билетной платформы прописано, что она должна быть тиражируемая», – говорит Дмитрий Чурсин, заместитель генерального директора компании «Программный Продукт».

Наталья Рудычева