Спецпроекты

На страницу обзора
Промышленный интернет вещей стал частью экосистемы производства
Еще недавно мы считали промышленный интернет вещей чем-то далеким, к чему в принципе надо готовиться, но можно не сегодня. В то же время опыт проектов показывает, что эти технологии уже нашли широкое применение в нашей стране и становятся частью целых экосистем производства. Подробнее рассказывает Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса в области интернета вещей, Orange Business Services Россия и СНГ.

Владимир Ласовский

CNews: Orange Business Services уделяет большое внимание тому, чтобы сформировать экосистемы решений для вертикальных рынков. Из чего состоит такая экосистема для промышленного производства?

Владимир Ласовский: В нашей цифровой экосистеме для производства можно выделить решения по прогнозированию износа и поломок оборудования, контролю уровня загрязнения окружающей среды и воздействия вредных и опасных веществ на человека, управлению эффективностью спецтехники и транспортных средств из автопарка предприятия, а также организации охраны труда. Подход основан на том, что мы и наши партнеры «проникаем» в бизнес клиента на экспертном уровне и решаем его конкретные бизнес-задачи с помощью индивидуально кастомизированных решений.

Успешному воплощению нашего подхода способствует открытие в начале этого года двух российских центров компетенций: в области интернета вещей и по решениям для судоходства. Главной задачей центра компетенций в области интернета вещей является ускорение реализации многочисленных пилотных проектов с применением технологий интернета вещей вне зависимости от индустрии. Сфера деятельности центра компетенций по решениям для судоходства – работа с нестандартными запросами клиентов и развитие нашего портфолио интеграционных решений в этой отрасли бизнеса. Интернет вещей также играет здесь ключевую роль, к примеру, при мониторинге расхода топлива и работы двигателей.

CNews: Можно ли считать промышленный интернет вещей (ПИВ) неотъемлемой частью ИКТ-инфраструктуры на современном крупном производстве? В каких областях его применение наиболее перспективно?

Владимир Ласовский: Здесь многое зависит от страны. Давайте взглянем на статистику автоматизации производства: в 2017 году среднее число роботов, приходящееся на производстве на 10 тыс. «человеческих» рабочих мест по всему миру, составило 74. Лидерами в этой гонке являются Южная Корея и Сингапур – там это число достигает более 600 и 400 роботов соответственно. Россия же, к сожалению, не входит даже в Топ-20 лидеров по этому показателю. И, хотя проникновение роботов в производственную сферу не тождественно появлению развитой ИКТ-инфраструктуры, адаптированной под задачи интернета вещей, это позволяет создать благоприятный ландшафт для внедрения решений промышленного ИВ. Мы не погрешим против истины, утверждая, что в странах-лидерах этого списка промышленный интернет вещей – это уже неотъемлемая часть производства.

las600.jpg
Владимир Ласовский: Промышленный интернет вещей в России – уже не имиджевые проекты, а средство, позволяющее оптимизировать операционные расходы и повысить собственную конкурентоспособность

Тем не менее, именно сейчас курс на цифровизацию производства, принятый во многих российских компаниях, превращается в реальные проекты. Общаясь с заказчиками в разных регионах России, среди которых крупные металлургические предприятия, заводы по производству цемента, химкомбинаты и генерирующие компании, мы видим их подлинный интерес к теме: вопросы, так или иначе связанные с промышленным ИВ, мы слышим почти на каждой встрече.

CNews: Как ПИВ может помочь предприятиям перейти от традиционных плановых ремонтов оборудования и ремонтов по событию к ремонту по состоянию? Используете ли вы предиктивную аналитику в ТОиР?

Владимир Ласовский: Данные, собираемые со средств производства и спецтехники, содержат информацию о наработках на износ, отклонениях значений от нормы и подробные параметры использования. На их основе можно построить цифровую модель любого механизма, которая затем анализируются при помощи решений с использованием машинного обучения. Они позволяют в автоматическом режиме оценить состояние модели и запланировать ремонт в автоматическом режиме. Например, совместно с европейским производителем башенных кранов мы реализовали решение по их мониторингу – построенная нами цифровая модель позволила сократить простой крана, связанный с ТОиР, с нескольких дней до нескольких часов. Также совместно с производителем спецтехники из Франции мы реализовали похожий кейс по сбору информации с бортовых компьютеров и навесного оборудования ратраков и бульдозеров.

CNews: Каким образом цифровизация может оказать влияние на сохранение экологической обстановки и на экономичность производства? Какие решения уже применяются в российских компаниях?

Владимир Ласовский: Датчики для мониторинга состояния почвы, воды и воздуха позволяют составить объективную картину текущей экологической обстановки на производстве. В отличие от старых систем, современные беспроводные технологии позволяют производить мониторинг не только на самом объекте, но и на прилегающей к нему территории. Цифровизация данной области позволяет заблаговременно менять фильтры и обновлять катализаторы в фильтрационных установках, не дожидаясь превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды в случае выработки их ресурса.

CNews: Могут ли датчики предотвращать несчастные случаи на производстве? Входит ли в сферу ответственности следящих за охраной труда ИТ-систем контроль доступа, контроль нахождения на территории в соответствующей экипировке и т.п.? Какие носимые устройства и «умная спецодежда» применяются?

Владимир Ласовский: Есть разные сценарии использования датчиков на средствах индивидуальной защиты. Например, в случае опасного сближения человека и подвижного оборудования можно автоматически останавливать его работу или подавать предупреждающий сигнал. И это далеко не единственный сценарий. Носимые устройства используются для контроля за нахождением персонала в опасных зонах (например, на химических производствах, в плавильных цехах металлургических комбинатов при помощи дополнительных датчиков, таких, как температурные сенсоры) и за местоположением сотрудника в случае наступления нештатных ситуаций, и за состоянием его жизненных показателей. На каски, жилеты и пояса закрепляют вибрационные датчики и акселерометры. Также применяются носимые газоанализаторы. При этом передатчиком сведений в службу охраны труда или в ERP-систему может служить обыкновенная носимая цифровая радиостанция – для обеспечения работы такой системы необязательно выстраивать дополнительную выделенную сеть.

CNews: Достаточно ли рынок созрел для их восприятия и для внедрения целых экосистем? Что мешает?

Владимир Ласовский: На данный момент Orange Business Services реализует примерно 20 пилотных проектов с применением решений интернета вещей в сфере ритейла, металлургии, судоходства, и мы видим, что заказчики активно интересуются этими решениями, это уже не имиджевые проекты, а средство, позволяющее оптимизировать операционные расходы и повысить собственную конкурентоспособность. Тем не менее, заказчики сперва хотят проверить работоспособность решения, поэтому мы готовы сначала делать ограниченные по масштабу внедрения, тестируя их эффективность на инфраструктуре клиента.