Сонгдо - «умный город» для бизнеса

Сонгдо - «умный город» для бизнеса

Нередко строительство города с нуля или «в чистом поле» становится единственной возможностью для реализации комплекса задач развития территории и страны в целом. А уж если строить «с нуля», так сразу умный город (smart city), как было решено при возведении города Сонгдо (Songdo), расположенного вблизи Сеула.

Многие современные мегаполисы с эволюционной историей расширения своей территории по типу масляного пятна физически исчерпали возможности для дальнейшего развития. Например, Сеул (столица Ю. Кореи) зажат между морем и горами, дальше расти некуда. В этом случае в мировой практике нередко для расширения площади города приходится отвоевывать сушу у моря, строя поселки на сваях, вбитых в морское дно, или повышая уровень земли на заливаемом прибоем побережье, как это делалось и делается в Нидерландах.

Но есть и другой вариант – построить новый «умный» город.

Сонгдо – «умный» город с нуля

Сонгдо – один из первых, по-настоящему «умных», городов ХХI-го века. Особая инновационность заключается в его создании под ключ. До последнего времени были известны проекты возведения под ключ небольших малоэтажных коттеджных поселков, рассчитанных максимум на 20–30 тыс. жителей. Теперь же речь идет о городах с разновысокой застройкой, включая небоскребы, на сотни тысяч жителей и полной инфраструктурой и набором коммунальных, образовательных, развлекательных и рекреационных услуг.

Какие участники проекта необходимы для создания умного города? Это девелоперы, инвесторы, муниципальная власть, на территории которой будет находиться будущий город, местный законодатель (на случай использования на территории умного города, по каким-то причинам, зарубежного законодательства), проектирующие и комплектующие компании, строительные компании, рекламные и маркетинговые компании и др.

Последовательность стадий создания умного города в укрупненном виде такова. Сначала девелопер вырабатывает и принимает решение о создании умного города (предпроектное исследование), выполняет его генеральное проектирование с точностью до дверных петель и ручек на всех его дверях, затем под генеральный проект девелопер ищет инвесторов, после этого начинается строительство и продажа по-частям по мере готовности инфраструктуры и зданий, офисов, квартир, торговых площадей и др.

Проект Сонгдо стал первым в мировой практике градостроительным проектом, на репликацию которого в другом месте стало возможным приобретение лицензии.


Генеральный план Сонгдо

Инициатором проекта Сонгдо была компания Daewoo, которую в этом начинании поддержало южнокорейское правительство. Официальное решение о начале строительства города на мелиорированных заливных землях в 64 км к юго-западу от Сеула было принято в 1996 г. Плановый срок строительства был определен в 10 лет, т.е. строительство, согласно плану, должно быть завершено к 2016 году.

Параметр Значение
Плановый период создания 1996 – 2016 гг.
Место положения 64 километра к юго-западу от Сеула
Страна Южная Корея
Проектировщики Генеральный план города разработан в 2003 г. компанией Kohn Petersen Fox, планы меньших по размеру территорий -- компаниями MVRDV, John Portman & Associates и REX
Девелоперы  Gale International и корейское представительство компании POSCO E&C совместно с муниципалитетом города Инчхон
Основные инвесторы JP Morgan, Morgan Stanley, ABN-AMRO, Shinhan Bank
Планируемая численность населения на конец создания 65 тыс. резидентов и 300-400 тыс. временно проживающих
Площадь 6 кв. км
Инвестиции в проект млрд

tegenlicht.vpro.nl

Необходимость строительства города и выбор места для этого определялись потребностями растущей внешней торговли страны, необходимостью максимально использовать выгоды стратегического положения Сеула на перепутье торговых путей и авиационных маршрутов и необходимостью, наконец, создания зоны свободной торговли в области наукоемкой промышленности, международной логистики, досуга и туризма.


Размеры пассажиропотока в аэропортах Азии

Финансовый кризис 1998 г. обанкротил компанию Daewoo, в 1999 г. замороженный проект по остаточной стоимости выкупил консорциум в составе американских девелоперской компании Gale International и инжиниринговой и строительной компании POSCO E&C с долями владения 70% и 30% , соответственно.

В отличие от многих других современных аналогичных проектов строительство Сонгдо полностью профинансировано из частных источников, а его инвестиции в проект , по информации Gale International, составляет порядка $40 млрд. Сонгдо, таким образом, будет одним из самых дорогих частных объектов недвижимости в мире.


Вид Сонгдо

Девелопер реализует недвижимость города по мере ее строительства и ввода в эксплуатацию. Так что судить об окупаемости проекта и его возможной прибыльности еще рано. Вся недвижимость Сонгдо, которая сдается в аренду или продается (отдельные дома, апартаменты, офисы и др.), представлена на специальном сайте http://www.realestatesongdo.com/.


Географическое положение Сонгдо на Корейском полуострове

Как устроен «умный город»

Дизайн города Сонгдо и смежных с ним территорий исключает дальнейшее расширение его границ. Организация городского пространства следует строгим правилам. Городские кварталы отделяются от скоростных дорог широкими зонами бульваров. Массивы зеленых зон, пешеходные дорожки, двадцати пяти километровая сеть велосипедных дорожек, линии метро и автобусное сообщение, а также интегрированные зарядные станции для гибридных и электрических транспортных средств, создают сочетание разнообразных транспортных возможностей.

Но истинная миссия города, как было сказано выше, – стать региональным хабом глобальной торговли, имеющим юридический статус зоны свободной торговли. Торговый хаб определяется в век электронных коммуникаций не физическими объемами грузопотоков через него, для этого есть перевалочные или логистические хабы, а числом выполняемых в нем транзакций купли/продажи.

Генеральный план предусматривает в деловых районах гораздо боле плотную застройку, чем в жилых районах. В деловых районах спроектировано в пять раз больше офисных помещений, чем площадей для розничной торговли. В городе будет построено около 22 тысяч жилых помещений, а запланированные офисные здания города рассчитаны на 400 тыс. рабочих мест, часть из которых будут занимать резиденты, а часть – гастарбайтеры, бизнесмены, туристы и другие гости города. На сегодня в городе проживает 25 тыс. человек.

Для проживания временной рабочей силы в городе строится необходимое число отелей от местных и глобальных гостиничных сетей типа Холидей Инн, большинство из которых являются или будут небоскребами под 100 и более этажей. В отелях предусматриваются блоки гибридных номеров, оборудованных одновременно как жилая комната и офис с соответствующими персональными средствами связи, печати, телеприсутствия и обработки данных. Эти блоки называются офистелями.

Сонгдо связан с крупными городами Ю. Кореи, включая столицу Сеул, и международным аэропортом Инчхон многополосными скоростными автомагистралями и скоростными железными дорогами. Время в пути 1–2 ч.


Сеть наземных транспортных сетей, связывающих Сонгдо с Сеулом и международным аэропортом Инчхон

Информационные технологии Сонгдо

Каждый житель города получает смарт-карту, которая является его личным ключом ко всему в городе: поездке в метро, оплате парковочного места, просмотру фильма, прокату бесплатного общественного велосипеда и др. Причем такая смарт-карта не идентифицирует пользователя соответствующей услуги.

Сонгдо претендует стать первым городов, в котором объединены коммунальные, медицинские и корпоративные информационные системы. К каждому отдельному дому проложена волоконно-оптическая линия и беспроводной высокоскоростной канал.

Государственная ИТ-инфраструктура увязана с домашними сетями так, что жители имеют доступ к своим данным из любой точки города. Весь контент – фотографии, музыка, видео – «отвязан» от домашних систем и доступен через мобильные устройства с помощью беспроводной широкополосной связи, городских информационных киосков и общественных экранов.

«Вездесущие вычисления» в «умном городе»

Понятие «вездесущих вычислений» (ubiquities computing, сокращенно u-computing) родилось в 1988 г. в Исследовательском центре компании Хerox в. Пало-Альто (США). Но соответствующие технологии интенсивно развивались в основном в Южной Корее, где в 2006-2010 гг. была выполнена национальная программа под названием «Вездесущая Корея» (u-Корея). Теперь же наступило время облачных вычислений (cloud computing) и интернет вещей (internet of things).

ИКТ - технологии становятся вездесущими в буквальном смысле в результате слияния функций коммуникаций, включая мобильные, обработки, сенсирования, интерфейсов и безопасности. Совокупный интеллект можно как бы размазывать по стенам, которые начинают реагировать на свет, движение, запах, температуру, вкус, давление и др.

Все, что базируется на вездесущих технологиях, имеет в Южной Корее приставку u-: u-Корея, u-Музей, u-Интернет, u-Общество и др. Модель u-Города представлена на рис. 6 ниже.

Подстановка прилагательного smart (умный) вместо приставки u- ничего по сути дела не меняет – просто прилагательное «умный» имеет западное происхождение, возникло после термина «вездесущий» и охватывает более широкий круг технологий, таких, к примеру, как умную утилизацию отходов, умное энергоснабжение, умную транспортировку и др.


Модель u-Города

В большинстве городов, претендующих на статус высокотехнологичных, наличие «вездесущего» интернета – непременное требование. Примерами служат, помимо Сонгдо, такие южнокорейские города, как u-Хвасеонг (u-Hwaseong), u-Донгтан (u-Dongtan), Футуре-Х (Future-X) и Бусан (Busan).

Как u-Система выглядит на практике? Например, в u-Музее есть встроенные средства безопасности, которые отслеживает посетителей, блуждающих по залам, и потерявшихся детей, а также предотвращают кражи. Удобные приложения, такие как u-Купон, автоматически снимают деньги со счета посетителя, как только он переступает порог музея. Стоит упомянуть и службу u-защиты, которая с помощью мобильных сенсорных технологий мониторит состояние здоровья пожилых людей, в особенности одиноких, и, при необходимости, оперативно реагирует на ситуацию, автоматически вызывая необходимую медицинскую службу.

8 эксклюзивных умных технологий города Сонгдо

Пневматический сбор мусора – мусор из шлюзовой камеры пневматической трубы во дворе жилого дома по пневматической сети засасывается на центральную станцию переработки мусора.

Подземные парковки – 95% парковок в Сонгдо находится под землей, одна из них имеет 2000 машиномест. В городе высвобождается больше пространства для зеленых насаждений и для людей.

«Умные водопроводные сети» – это три независимые водопроводные сети: пресной воды, сточных вод и "серой воды", используемой для бытовых нужд.

Телеприсутствие высокой четкости – для этого в городе установлен супербыстрый интернет и испытываются новейшие технологии Cisco для видеоконференцсвязи (в том числе для предоставления консьерж-услуг) высокой четкости.

Автоматизация жилых и офисных зданий с помощью домашнего, настольного и мобильного интерфейсов, а также через компьютерные киоски, разбросанные по всему городу, жители Сонгдо могут следить за состоянием и контролировать свои квартиры из любой точки мира.

Сенсоры повсюду – они используются в квартирных системах противопожарной сигнализации и пожаротушения и трекерах движения на автомагистралях.

Умная выработка электроэнергии и тепла – в Сонгдо энергия вырабатывается на природном газе. Отработанное тепло в виде горячей воды нагревает здания или питает систему охлаждения.

Сонгдо построен вокруг центрального зеленого пространства – Центрального парка. Генплан города рассчитан на то, чтобы в любую точку можно было попасть пешком или на велосипеде не более чем за 15 минут.

Репликация проекта

Внешне Сонгдо выглядит не очень привлекательно. С архитектурной точки зрения город невыразителен и состоит из аккуратно организованных блоков домов. Этот «город будущего» не имеет своего архитектурного лица. Вместе с тем девелопер проекта Сонгдо Gale International предполагает массовое производство копий Сонгдо по всей Азии. Копии будут создаваться в два раза быстрее, чем строился первый город (то есть, за 5 лет) и в два раза дешевле (то есть, стоимость создания копий оценивается на сегодня примерно в $20 млрд).

Первый клон Сонгдо уже начали строить в текущем году на окраине китайского города Чанша. Договора о создании новых клонов подписаны компанией Gale International и с муниципалитетами китайских городов Чунцин и Далянь. Технологии строительства, отработанные на Сонгдо, позволяют возводить небоскребы за считанные месяцы. Похоже, со временем таких ново-образованных городов в мире будет множество.

Город Сонгдо – пример новаторского подхода к строительству «умных» городов является южнокорейский, расположенный вблизи Сеула и призванный стать хабом региональной международной торговли. Этот проект еще не завершен, однако заложенные в нем подходы уже начали тиражироваться в соседнем Китае. Подобных городов на карте мира в будущем будет немало.

Владимир Дрожжинов

Вернуться на главную страницу обзора