В отличие от многих других отраслей российской экономики, на
рынке ритейла отсутствуют компании с госучастием, а большое количество частных
игроков делает эту индустрии высоко конкурентной. Выход новых компаний
затруднен, а главные события связаны со слияниями и поглощениями, так как рынок
переживает этап консолидации.
Чтобы выжить в агрессивной среде, компании
розничной торговли вынуждены обращаться к информационным технологиям, которые
помогают сократить издержки, повысить эффективность и создать более
привлекательные продукты для клиентов.
Автоматизация позволяет решить множество проблем, например,
избежать задержек с выкладкой товара в горячий сезон, когда промедление может
оказаться критичным. «Представьте себе, что товар привезли, а система не готова
его принять, нужного кладовщика нет или еще что-то мешает процессу. Все это можно
автоматизировать и сделать эффективным», – приводит пример Александр Труняев, директор департамента телекоммуникационных и
инфраструктурных решений компании Oberon.
«Усиливающаяся конкуренция подогревает интерес ритейлеров к
готовым отраслевым решениям, поддерживающим задачи отдельных сегментов
розничной торговли, – согласна Наталья
Гурова, директор практики Non-Food Retail компании Columbus в России и СНГ.
– С их помощью розничные сети могут автоматизировать управление ассортиментом,
выкладкой и розничными ценами, анализировать продажи в разрезе каждого
магазина, координировать работу персонала, повышать контроль качества
продукции, в том числе собственного производства, улучшить цепочки поставок.
Первоочередные задачи ритейлеров в настоящий момент – создание
персонализированных программ лояльности и развитие канала e-commerce».
По словам Гуровой, ближайшие проекты будут связаны с
внедрением инструментов CRM и бизнес-аналитики, интеграции различных систем
учета с мобильными и веб-приложениями.
Кроме того, продолжит расти число
проектов по автоматизации складской логистики. Директор центра решений для
розницы компании РДТЕХ Игорь Криушин
считает, что наиболее востребованными станут продукты по управлению
взаимоотношениями с клиентами и
персонализированному маркетингу, оптимизации различных каналов продаж и
продвижению товаров, продвинутые системы анализа и планирования.
Есть ли запас для роста?
Эксперты расходятся во мнениях насчет того, насколько высок
уровень использования информационных технологий в российском ритейле. «ИТ в
рознице, как, например, в банках, больше интегрированы в основные
бизнес-процессы, чем в других отраслях. – уверяет заместитель генерального
директора по ИТ компании «Утконос» Дмитрий
Сытин. – И спрос, соответственно, выше. Связано это с большим количеством
операций, обслуживанием большого количества конечных потребителей, большим
количеством SKU и т.п. Одним словом, в рознице везде присутствуют большие
числа, управлять обработкой которых без применения ИТ невозможно, кроме того,
проникновение технологий в жизнь простых покупателей вынуждает ритейл следовать
этим тенденциям».
Впрочем, высокая степень автоматизации характерна только для
самых крупных сетей, ритейлеры «второго эшелона» не могут похвастаться высоким
качеством ИТ-сервисов, полагает Александр Труняев. «Насколько я могу судить, и
по разговорам и по публикациям в прессе ситуация с развитием ИТ в большинстве
торговых компаний не очень хорошая. Только самые мощные обзавелись ЦОДами и
огромными ИТ-инфраструктурами. Требования зачастую очень простые: дешево,
сердито и эффективно. Не всегда получается совместить одно с другим, часто
выполнимы только два условия из трех», – говорит собеседник CNews.
Растут ли ИТ-бюджеты ритейлеров?
Если посмотреть на ИТ-бюджеты ритейлеров, то ситуация
неоднозначная: кто-то наращивает расходы на информационные технологии, кто-то,
наоборот сокращает. Например, внедрение более эффективных решений позволяет
снизить операционные расходы на ИТ. С другой стороны, компании, расширяющие
бизнес, вынуждены вкладываться в новую инфраструктуру, поэтому расходы
увеличиваются за счет новых инвестиций.
В сети «Высшая Лига» затраты на ИТ в 2012 г. снизились на
5%. «Снижение фактических затрат обусловлено снижением затрат на обслуживание
инфраструктуры и каналов связи, которое составило 18%. Это стало возможным за
счёт внутренней оптимизации: тарифов на связь, нормативов на комплекты запасных
частей (ЗИП) и др. Одновременно на 20% вырос фонд оплаты труда сотрудников
ИТ-департамента», – рассказывает
ИТ-директор компании Сергей Кухарев.
При этом в 2013 г. «Высшая Лига» планирует рост затрат на ИТ на уровне 19%. «Рост
обусловлен планами компании по экстенсивному росту, проектами по модернизации
ИТ-инфраструктуры, инновационными проектами по автоматизации бизнес-процессов»,
– объясняет собеседник CNews.
«Наши операционные затраты в 2012 г. сокращались», –
рассказывает директор по ИТ компании «Старик Хоттабыч» Георгий Пырков. По его словам, оптимальный размер инвестиций в ИТ составляет
от 0.5% до 0.7% расходов компании, а общие затраты на ИТ включая операционные
издержки должны быть от 1.5% до 2% оборота компании. «Подобные цифры приемлемы
для компаний без стратегии быстрого роста количества торговых точек. В случае
планов по открытию большого числа филиалов затраты на ИТ будут на порядки выше»,
– оговаривается Георгий Пырков.
В некоторых сетях идет сокращение как операционных расходов,
так и вложений в новую инфраструктуру. Например, в компании «Утконос»
операционный бюджет 2012 г. по сравнению с 2011 снизился на 25% за счет
оптимизации расходов. «Инвестиционный бюджет на 2013 год по сравнению с 2012
годом также снизился, поскольку в прошлом году были крупные затраты на SAP, а в
этом году мы будем стабилизировать работу новых информационных систем и
повышать их эффективность», – рассказывает Дмитрий Сытин.
Определенности в отношении среднего показателя по рынку нет.
По данным «1C-Рарус»,
расходы выросли как в абсолютном выражении, так и в процентах к выручке/марже
торговых компаний. «Скорее всего, это некоторое “послабление” после пост-кризисных
2010 и 2011 гг, когда бюджеты были сильно “порезаны”», – говорит руководитель
департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли
«1С-Рарус» Александр Заржецкий.
Руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками
компании «АйТи» Константин Усаковский
зафиксировал незначительное увеличение трат на ИТ среди ритейлеров. «Как
правило, этот рост связан с ростом бизнеса самих ритейлеров (привязкой бюджета,
например, к выручке компании) и с общеэкономическими государственными
процессами. Взрывного роста ИТ-бюджета мы не наблюдали у крупных игроков
рынка», – утверждает эксперт.
Россия открывается западной рознице
Можно предположить, что в дальнейшем сохранится тенденция на
рост расходов на ИТ в ритейле, хотя компании будут тщательно считать каждый
рубль, стремясь оптимизировать расходы. С другой стороны, растущая конкуренция будет
подстегивать руководителей расширять инвестиции в ИТ-инфраструктуру.
В 2012 г.
Россия вступила в ВТО, а это значит, что на рынке появятся новые агрессивно
настроенные участники.
«Прогнозируемый приход крупных зарубежных игроков обострит и без того жесткую конкуренцию на российском розничном рынке, – считает Наталья Гурова. – Вкупе с ростом сделок слияний и поглощений и развитием интернет-торговли это потребует от большинства торговых компаний модернизации и обновления действующих информационных систем. В первую очередь, в части улучшения взаимодействия с целевыми клиентами, прогнозирования спроса, управления цепочками поставок и планирования запасов».
«Как показывает статистика, инвестиции в ИТ постоянно
возрастают. Это связано с тем, что задачи, стоящие перед бизнесом, постоянно
усложняются, и чтобы их решить нужны более точные и сложные инструменты», –
подводит итог руководитель департамента SAP
компании «Норбит» Дмитрий Никулин.