oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Вступление России в ВТО заставит ритейл больше тратить на ИТ

Вступление России в ВТО заставит ритейл больше тратить на ИТ

Розничный бизнес находится между двух огней: с одной стороны, высокая конкуренция вынуждает инвестировать в ИТ для оптимизации бизнес-процессов, с другой стороны, компании этой отрасли не располагают столь большими средствами, как, например, представители ТЭК и металлургии, и поэтому вынуждены экономить. Выход на российский рынок новых иностранных игроков из-за вступления ВТО приведет к новому витку гонки «ИТ-вооружений».

В отличие от многих других отраслей российской экономики, на рынке ритейла отсутствуют компании с госучастием, а большое количество частных игроков делает эту индустрии высоко конкурентной. Выход новых компаний затруднен, а главные события связаны со слияниями и поглощениями, так как рынок переживает этап консолидации.

Чтобы выжить в агрессивной среде, компании розничной торговли вынуждены обращаться к информационным технологиям, которые помогают сократить издержки, повысить эффективность и создать более привлекательные продукты для клиентов.

Автоматизация позволяет решить множество проблем, например, избежать задержек с выкладкой товара в горячий сезон, когда промедление может оказаться критичным. «Представьте себе, что товар привезли, а система не готова его принять, нужного кладовщика нет или еще что-то мешает процессу. Все это можно автоматизировать и сделать эффективным», – приводит пример Александр Труняев, директор департамента телекоммуникационных и инфраструктурных решений компании Oberon.


«Усиливающаяся конкуренция подогревает интерес ритейлеров к готовым отраслевым решениям, поддерживающим задачи отдельных сегментов розничной торговли, – согласна Наталья Гурова, директор практики Non-Food Retail компании Columbus в России и СНГ. – С их помощью розничные сети могут автоматизировать управление ассортиментом, выкладкой и розничными ценами, анализировать продажи в разрезе каждого магазина, координировать работу персонала, повышать контроль качества продукции, в том числе собственного производства, улучшить цепочки поставок. Первоочередные задачи ритейлеров в настоящий момент – создание персонализированных программ лояльности и развитие канала e-commerce».

По словам Гуровой, ближайшие проекты будут связаны с внедрением инструментов CRM и бизнес-аналитики, интеграции различных систем учета с мобильными и веб-приложениями.

Кроме того, продолжит расти число проектов по автоматизации складской логистики. Директор центра решений для розницы компании РДТЕХ Игорь Криушин считает, что наиболее востребованными станут продукты по управлению взаимоотношениями с клиентами и персонализированному маркетингу, оптимизации различных каналов продаж и продвижению товаров, продвинутые системы анализа и планирования.



Есть ли запас для роста?


Эксперты расходятся во мнениях насчет того, насколько высок уровень использования информационных технологий в российском ритейле. «ИТ в рознице, как, например, в банках, больше интегрированы в основные бизнес-процессы, чем в других отраслях. – уверяет заместитель генерального директора по ИТ компании «Утконос» Дмитрий Сытин. – И спрос, соответственно, выше. Связано это с большим количеством операций, обслуживанием большого количества конечных потребителей, большим количеством SKU и т.п. Одним словом, в рознице везде присутствуют большие числа, управлять обработкой которых без применения ИТ невозможно, кроме того, проникновение технологий в жизнь простых покупателей вынуждает ритейл следовать этим тенденциям».



Впрочем, высокая степень автоматизации характерна только для самых крупных сетей, ритейлеры «второго эшелона» не могут похвастаться высоким качеством ИТ-сервисов, полагает Александр Труняев. «Насколько я могу судить, и по разговорам и по публикациям в прессе ситуация с развитием ИТ в большинстве торговых компаний не очень хорошая. Только самые мощные обзавелись ЦОДами и огромными ИТ-инфраструктурами. Требования зачастую очень простые: дешево, сердито и эффективно. Не всегда получается совместить одно с другим, часто выполнимы только два условия из трех», – говорит собеседник CNews.



Растут ли ИТ-бюджеты ритейлеров?


Если посмотреть на ИТ-бюджеты ритейлеров, то ситуация неоднозначная: кто-то наращивает расходы на информационные технологии, кто-то, наоборот сокращает. Например, внедрение более эффективных решений позволяет снизить операционные расходы на ИТ. С другой стороны, компании, расширяющие бизнес, вынуждены вкладываться в новую инфраструктуру, поэтому расходы увеличиваются за счет новых инвестиций.

В сети «Высшая Лига» затраты на ИТ в 2012 г. снизились на 5%. «Снижение фактических затрат обусловлено снижением затрат на обслуживание инфраструктуры и каналов связи, которое составило 18%. Это стало возможным за счёт внутренней оптимизации: тарифов на связь, нормативов на комплекты запасных частей (ЗИП) и др. Одновременно на 20% вырос фонд оплаты труда сотрудников ИТ-департамента», – рассказывает ИТ-директор компании Сергей Кухарев. При этом в 2013 г. «Высшая Лига» планирует рост затрат на ИТ на уровне 19%. «Рост обусловлен планами компании по экстенсивному росту, проектами по модернизации ИТ-инфраструктуры, инновационными проектами по автоматизации бизнес-процессов», – объясняет собеседник CNews.



«Наши операционные затраты в 2012 г. сокращались», – рассказывает директор по ИТ компании «Старик Хоттабыч» Георгий Пырков. По его словам, оптимальный размер инвестиций в ИТ составляет от 0.5% до 0.7% расходов компании, а общие затраты на ИТ включая операционные издержки должны быть от 1.5% до 2% оборота компании. «Подобные цифры приемлемы для компаний без стратегии быстрого роста количества торговых точек. В случае планов по открытию большого числа филиалов затраты на ИТ будут на порядки выше», – оговаривается Георгий Пырков.



В некоторых сетях идет сокращение как операционных расходов, так и вложений в новую инфраструктуру. Например, в компании «Утконос» операционный бюджет 2012 г. по сравнению с 2011 снизился на 25% за счет оптимизации расходов. «Инвестиционный бюджет на 2013 год по сравнению с 2012 годом также снизился, поскольку в прошлом году были крупные затраты на SAP, а в этом году мы будем стабилизировать работу новых информационных систем и повышать их эффективность», – рассказывает Дмитрий Сытин.



Определенности в отношении среднего показателя по рынку нет. По данным «1C-Рарус», расходы выросли как в абсолютном выражении, так и в процентах к выручке/марже торговых компаний. «Скорее всего, это некоторое “послабление” после пост-кризисных 2010 и 2011 гг, когда бюджеты были сильно “порезаны”», – говорит руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли «1С-Рарус» Александр Заржецкий.


Руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками компании «АйТи» Константин Усаковский зафиксировал незначительное увеличение трат на ИТ среди ритейлеров. «Как правило, этот рост связан с ростом бизнеса самих ритейлеров (привязкой бюджета, например, к выручке компании) и с общеэкономическими государственными процессами. Взрывного роста ИТ-бюджета мы не наблюдали у крупных игроков рынка», – утверждает эксперт.



Россия открывается западной рознице


Можно предположить, что в дальнейшем сохранится тенденция на рост расходов на ИТ в ритейле, хотя компании будут тщательно считать каждый рубль, стремясь оптимизировать расходы. С другой стороны, растущая конкуренция будет подстегивать руководителей расширять инвестиции в ИТ-инфраструктуру.

В 2012 г. Россия вступила в ВТО, а это значит, что на рынке появятся новые агрессивно настроенные участники.

«Прогнозируемый приход крупных зарубежных игроков обострит и без того жесткую конкуренцию на российском розничном рынке, – считает Наталья Гурова. – Вкупе с ростом сделок слияний и поглощений и развитием интернет-торговли это потребует от большинства торговых компаний модернизации и обновления действующих информационных систем. В первую очередь, в части улучшения взаимодействия с целевыми клиентами, прогнозирования спроса, управления цепочками поставок и планирования запасов».



«Как показывает статистика, инвестиции в ИТ постоянно возрастают. Это связано с тем, что задачи, стоящие перед бизнесом, постоянно усложняются, и чтобы их решить нужны более точные и сложные инструменты», – подводит итог руководитель департамента SAP компании «Норбит» Дмитрий Никулин.

Павел Лебедев/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора