oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Нужны ли рознице публичные облака?

Нужны ли рознице публичные облака?

Спрос на услуги облачных провайдеров со стороны ритейлеров растет, однако в первую очередь их интересуют решения IaaS, цена на которые снижается. Компании не рискуют отдавать вовне ключевые информационные системы, так как на рынке отсутствуют готовые универсальные продукты. Чтобы ситуация изменилась, потребуется 7-10 лет. Пока использование SaaS  - это удел СМБ и энтузиастов.

Облака уже не первый год представляют собой один из самых обсуждаемых трендов развития ИТ-отрасли. Прогнозы аналитиков говорят о взрывном росте этого рынка, хотя на данный момент объемы потребления облачных услуг в ритейле невелики. По данным IDC, треть розничных компаний из Западной Европы планирует увеличить расходы на облака более чем на 25%, а к 2014 г. уровень использования таких сервисов вырастет на 300%.

По данным на лето 2012 г., 61% западноевропейских ритейлеров планировали вкладывать деньги в облачные технологии, при этом инвестиции со стороны крупных компаний со штатом сотрудников более 500 человек были несколько выше.


При этом говорить о том, что облака стали приоритетом розничных торговцев, преждевременно. Как правило, траты на облака составляют не более 5% от всего ИТ бюджета, говорится в отчете. «Среди западноевропейских ритейлеров до сих пор нет единого мнения насчет целесообразности развертывания облаков в различных технологических областях. Однако, по мере того как будут появляться успешные бизнес-кейсы и совершенствоваться практика, инвестиции значительно вырастут в ближайшие 2-5 лет», – объясняет аналитик IDC Кристин Бардвелл (Christine Bardwell).


Частное или публичное облако?


Российские компании тоже все больше внимания уделяют облакам. «Для нас 2012 г. стал “облачным”: наши клиенты от слов перешли к конкретным проектам, – рассказывает Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли "1С-Рарус". – Объем услуг, связанных с удаленными ИТ-структурами (проектированием, запуском и поддержкой) возрос в несколько раз. Очень многие компании сейчас занимаются перепроектированием своих ИТ-систем в сторону повышения надежности, безопасности, масштабирования и производительности на основе развития современных телекоммуникационных технологий».



Но масштабы использования внешних сервисов остаются небольшие. Как правило, розничные сети предпочитают строить частные облака. «Я считаю, что на настоящем уровне развития облачных сервисов целесообразно выводить во внешние облака только второстепенные задачи. Нужно повышать качество сервисов, доступность за приемлемые деньги и ответственность поставщиков за бизнес потери заказчиков», – говорит заместитель генерального директора по ИТ компании «Утконос» Дмитрий Сытин.

По его словам, разумнее выносить в облака сервисы неоперационного типа, например, BI и CRM. «Складскую систему я бы не стал выносить в облако и вовсе удалять от склада или РЦ, – рассказывает собеседник CNews. – От доступности систем операционного уровня зависит “онлайновая” жизнедеятельность компании или ее части, поэтому доступность должна быть гарантирована. Когда сервис выносится в облако, как минимум появляются промежуточные инфраструктурные компоненты, которые также должны работать с гарантированной доступностью. Например, каналы связи от склада до облачного провайдера».


Проблема также заключается в том, что на рынке нет столь крупных аутсорсеров, которые могли бы поддержать объемы больших торговых сетей. «Если вам нужно куда-то лететь, то вы летите на самолёте. А потом вы доходите до такого состояния, что вам выгоднее купить самолёт, чем каждый раз покупать билеты», – приводит аналогию Михаил Бурачков, координатор проектов департамента Microsoft Business Solutions компани «Корус Консалтинг».



Ритейл ждет снижения цен на IaaS


На данный момент наиболее востребованным сервисом остается аренда ИТ-инфраструктуры (IaaS). В случае роста бизнеса такая схема позволяет существенно экономить на издержках, так как с ее помощью можно резервировать ресурсы под растущие потребности. При этом клиент платит только за те мощности, которые он использовал.


Однако при сохранении текущих объемов бизнеса использование такой модели оказывается под вопросом. «В США многие компании отдают инфраструктуру на поддержку, потому что это немного выгоднее и дешевле, нежели всё покупать себе. В России пока цена на эти услуги достаточно высокая, поэтому обращаться к IaaS бывает экономически нецелесообразно, – объясняет Михаил Бурачков. – В будущем эта схема будет более востребована. Цены на IaaS начинают падать. Плюс, в любой компании идёт тенденция делегирования непрофильных видов деятельности, т.е. ритейлер торгует, но не занимается инфраструктурой, хотя она ему, безусловно, нужна. Выгоднее убрать риски, хотя сначала визуально и кажется, что это немного дороже».


Нехватка универсальных SaaS продуктов


В случае с SaaS дело обстоит еще сложнее. Этот рынок только зарождается, и сервисы пока не достигли достаточной зрелости для внедрения в крупных розничных компаниях. На рынке заметен недостаток интересных для отрасли решений. Это связано с тем, что требования различных ритейлеров к корпоративных системам значительно варьируются, что затрудняет разработку универсальных продуктов.



«Если говорить про CRM онлайн, то он очень сильно зависит от вида розницы – вряд ли будет универсальное решение, которое подойдёт всем. Можно предположить, что будет создано решение под какие-то определенные секторы», – предполагает Михаил Бурачков.

«ERP и CRM системы, как правило, имеют нестандартную конфигурацию, и поэтому в качестве SaaS-сервисов крупным компаниям не интересны. Кроме того, есть недоверие к размещению коммерческих данных в стороннем ЦОД», – согласна Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктов сервисного подразделения «Ай-Теко».



Как правило, наибольшую готовность по внедрению решений SaaS проявляют компании сектора СМБ. У них не такие высокие требования по уровню сервиса, при этом они не располагают средствами на закупку инфраструктуры и содержание собственного штата ИТ-специалистов. «У крупных торговых сетей требования к техническим параметрам облака очень высоки: большая эластичность, высокоскоростные системы хранения данных и резервного копирования и т.д., – объясняет генеральный директор компании «Онланта» Сергей Таран. – Компании СМБ готовы размещать свои системы на более простых и дешевых технологиях».



Однако, стоит отметить, на рынке уже есть первые примеры по вынесению в облако ключевых информационных систем и в крупном бизнесе. Например, ERP-системой SAP for Retail из облака пользуется Inventive Retail Group, которая объединяет сети монобрендовых магазинов производителей компьютеров‚ телефонов‚ электроники, детских и спорттоваров (магазины re:Store, Sony Centre, Samsung, Lego, Nike). Особенность заключается в том, что в данном случае ритейлер входит в ту же группу компаний («Ланит»), что и интегратор («Онланта»), реализовавший облачное решение. Это помогло снять возможные конфликтные ситуации при реализации проекта. Тем не менее, он может послужить примером успешного бизнес-кейса, который побудит других игроков отрасли мигрировать в публичное облако.



Что дальше?


Со временем ландшафт ИТ-инфраструктуры розничных сетей будет меняться. «SaaS-решения развиваются настолько интенсивно, что в скором времени вопросы целесообразности использования SaaS или строительства системы внутри компании перейдут в зону ответственности финансового директора, и будут диктоваться экономической стратегией компании», – предсказывает руководитель направления бизнес-приложений компании «Крок» Максим Андреев.


Михаил Бурачков настроен более сдержанно, по его мнению, для достижения зрелости SaaS-решений потребуется более длительный период: «Чисто “облачное” решение – это когда у нас есть некий сервис, в котором можно зарегистрироваться и начать работать. На каком-то этапе развития так, скорее всего, и будет. Вы захотели использовать ERP-систему: зарегистрировались, указали, какая у вас компания, какие сотрудники, и начали работать. Это прогнозируемое будущее, которое может настать через 7-10 лет».



Есть еще одна любопытная облачная услуга, которая может быть интересна для ритейла. Это виртуальное рабочее место (desktop-as-a-service, DaaS), когда на рабочем месте сотрудника установлен тонкий клиент, который использует ресурсы удаленного сервера. «Чаще всего на таких серверах размещают решения 1С и офисные пакеты (Microsoft Windows, Microsoft Office, 1С и другие), – рассказывает Антон Нагов, руководитель направления облачных услуг компании “Аутсорсинг 24”. – Виртуальные рабочие места в сфере торговли помогают организовать работу различных мобильных сотрудников, которые занимаются продажами в удаленном от офиса режиме. Также это решение выгодно для быстро растущих или территориально распределенных компаний, которым важно быстро и дешево разворачивать ИТ-сервисы для своих сотрудников».

Павел Лебедев/СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора